Про культуру и экономику

Начну с экономики, причём с несколько неожиданного разворота. На днях совершил первый полёт новый Ту-160, собранный уже в РФ, а не в СССР:
Не обошлось без небольшого шкандаля; но в общем-то событие знаковое с разных
сторон; 30 лет не делали "стратегов", и вот нате. Значит, система
производства в стране щеневмерла ещё не
окончательно утеряна, и способна производить даже вот такие сложные
штуки. С другой стороны, конечно, машина разработки 1970-х годов; на что граждане
"охранители" немедленно укажут на клятых пиндосов, у которых
с ентим делом всё ещё хуже. Тем не
менее - могём, если надо. Вот с этим, надо/не_надо, всё
время проблемы, это да.
И тут мы немедленно переходим к социальной части статьи - вопросы
мотивации относятся к "культурной" составляющей экономики, к
определениям Добра и Зла, если хотите (если без пафоса - то к
обозначению целей и задач); и сводить одно к другому, наверное,
можно, но только не совсем понятно, как. Вопросы "как" и "почём" не
могут заменить вопросы "зачем" и "почему"; хотя граждане
"икономизды" нас постоянно пытаются убедить, что таки заменяют; но
с этими-то всё понятно, а почему "плазменные" повторяют эту мантру,
я не копенгаген. В общем-то, до Нового Года как раз писал цикл
статей про плазменность и мораль, там копал
этот вопрос.
По мнению некоторых левых экономистов, мировая экономика (без кавычек) уже давно к наступлению как минимум
социалистических отношений; производство давным-давно общественное, в последнее время
- глобализированное, в том числе и в хорошем смысле этого слова. Но
Светлое Будущее при этом всё дальше и дальше, и причина этого
кроется в том числе и в упомянутой выше морали (опять же, в хорошем
смысле слова) - при глобализации производства происходит всё
большая локализация сознания обывателя.
Понятно, что в таких делах обыватель - величина, стремящаяся к
нулю, но давайте представим, что ВВП прямо сегодня с Мавзолея
объявит о сворачивании капиталистических отношений, расстреле
Абрамовича с Ростроповичем, и Вексельбергом с Гайзенбергом (любые
совпадения случайны); и к чему это нас приведёт? Без понимания,
чего мы хотим добиться и какими методами, произойдёт типовая замена
шила на мыло, что мы наблюдаем последние 30 лет повсеместно - любые
"революционные" изменения происходят исключительно во вред
обывателю, то есть фактически за его счёт. И при этом мы все видим,
что запрос на изменения есть, и протесты массово поддерживаются и в
БССР, и недавно в Казахстане на площадях скакал простой трудовой
народ, а в ответ приходилось выводить армию и милицию. Все
"революции" происходят с молчаливого или не очень согласия
пассивного большинства.
Поэтому оно, это сознание, так или иначе переформатируется, для принятия всё большей и
большей дичи. И при указанной выше глобализации этот формат
действует на все слои "общества"; культура-то сейчас одна на всех.
Дети олигархов слушают ту же мутату, что и рабочие окраины, смотрят
тот же Тикток или что там сейчас популярно. Вся мощь анти-культуры бьёт по всем слоям "общества",
воздействуя в том числе и на мотивацию. И если избавиться от
условного Чубайса, то совершенно "логичным" для обывателя будет
занять его место и вести себя так же, как и он - нихрена не делать
и дохрена получать.
Уповая на чисто экономические причины, "плазменные" не берут в
расчёт человечью мотивацию. Нет такой глупости, на которую человек
не пошёл бы, будучи уверенным в своей правоте; ситуация с той же
пандемией тому ярчайшее подтверждение. Когда все учёные мира
говорят "да", обыватель говорит: "нет, вывсёврёти"; это следствие
псевдо-либеральной морали (и мотивации)
- я свободная личность; творю, что хочу. Что же вы хотите от
экономики; когда со всех сторон обывателя убеждают в том, что вести
себя как скотина - это хорошо, он что, будет мечтать о Светлом
Будущем, счастье для всех задаром и прочем Большом Театре? Да даже
если у него всё отберут, первое, что придёт ему на ум - Царь не
настоящий, надо настоящего, вот тогда заживём.
Без формирования соответствующей культуры никакие экономические
процессы не имеют смысла просто по определению; экономика смыслы не
задаёт, она их обслуживает. Смыслами занимается социальная часть
культуры, которую, увы, сплошь и рядом игнорируют.
Понимаю, что слова "мораль", "культура", "духовность" и прочие
звучат старорежимно и в мире победившего Айфона кажется, что они не
имеют смысла; но давайте хотя бы определения погуглим и подумаем
немного, нет ли тут какой измены. От того, что современники
извратили все понятия вокруг, суть вещей не поменялась.
Просвещение и воспитание - это по сути формирование соответствующей
культуры и морали, в которой пролетарий осознаёт, что он пролетарий, а не
уникальная снежинка. Даже если он - программист и ездит на Крузаке;
но точки зрения т.н. "экономики" он ничем не отличается от слесаря
Васи с завода "Красный треугольник".
Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
Если мы привыкли считать себя не пролетариями, а снежинками, то
кто ж нам буратина, когда нас раз за разом разводят толстые
дядечки. Самое время считать мораль устаревшим термином,
ага.
|
</> |