Про край цивилизации
onepamop — 03.10.2011В Новгородской области, на территории Поддорского и Холмского районов расположился государственный природный заповедник. Рдейский. Создан заповедник 25 мая 1994 года. Его общая площадь 36922 Га. На территории заповедника имеется озеро. Опять Рдейское. Озеро, в свою очередь, входит в Полисто-Ловатскую систему верховых болот Валдайской возвышенности на водоразделе рек Полисть и Ловать. В 1973 году Полистово-Ловатская верховая болотная система была включена в список болот международного проекта проводимого в рамках ЮНЕСКО — «Тельма», как одна из уникальных болотных систем России. Указанная система верховых болот — одна из важных орнитологических территорий России. На территории заповедника зарегистрировано 122 вида птиц. Фауна заповедника насчитывает 36 видов млекопитающих. Имеется 6 видов пресмыкающихся и земноводных, 9 видов рыб. Из северной части Рдейского озера вытекает река Редья — левый приток Ловати. На одном из двух озёрных мысов расположен Рдейский монастырь.
Пока мчали по озеру в лодочке, рассказали мне ещё и о полезной возможности для незадачливых рыбаков. Кое-где стоят всякого рода сетки и прочие ловушки, если кому-то на рыбалке не повезло, то можно взять рыбы из чужой снасти, а взамен привязать к ней или вложить внутрь бутылочку. Такой «обмен» не приветствуется, но допустим. Рыба, к слову, в озере есть. Окунь и щука. Щуку не видел, а вот окунь ловится довольно бесхитростно на обычную удочку. Местные жители сообщили - встречается и его чёрная «горбатая» разновидность весом далеко за килограмм.
В это время за монастырские дела крепко взялся русский купец и меценат А. Н. Мамонтов. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни. В 1887 году по указанию Священного Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.
Надо заметить, что в 1897 году в России без особых потрясений грянула денежная реформа, установившая свободный обмен рубля на золото. Тогдашний министр финансов С. Ю. Витте с одобрения императора Николая II ввёл в России золотой стандарт. В 1896 году был установлен курс бумажного рубля в размере 7 рублей 50 копеек за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей. 29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты. Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.
С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.
По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова было запланирована постройка каменного собора на 750 человек. Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик Каминский, исполнителем — архитектор Борютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года. Он был оборудован современной системой парового отопления. Из деревни Наволок к монастырю вела дорога, оборудованная системой дренажа. По ней вполне можно было ходить пешком и кататься на телегах, бричках и прочих каретах.
Чтобы было понятно как велико оказалось финансовое участие Мамонтова, приведу некоторые цифры: в конце XIX - начале XX века земские учителя и врачи получали жалование 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом. Ссыльным выдавали на содержание 10 рублей в месяц - на них можно было купить новую литературу и даже рояль. Литр хорошей водки стоил 12 копеек, медвежья шкура - 1,5- 2 рубля.
За 47 полновесных трудовых копеек в 1898 году могла быть невозбранно приобретена «шляпа высокая русская» для крестьянина и рукавицы», за целковый рубль давали 9 кг стручков красного жгучего перца, 3 кг винограда, 3 кг мяса + 1 кг хлеба + ведро помидоров, 7 аршин (почти 5 м) сермяжного сукна, почти 20 аршин (14,5 м) льняного холста, 20 «лент шёлковых русских», 100 пар лаптей (средняя годовая норма семьи из 4-х чел. в год) или овцу. За 10 рублей покупали «среднюю» лошадь или хорошую корову.
В «Записке» московского губернатора А. А. Ливена министру внутренних дел от 24 ноября 1871 г. отмечалось: «...За исключением ткачей, которых очень немного, средняя цифра получаемого жалованья для взрослою порядочного работника будет 180 руб. в год. На эти деньги он должен одеться, прокормиться, содержать семью и оплачивать повинности». Таким образом, 180 руб. в год получал семейный, видимо, хороший работник.
Великая Октябрьская социалистическая революция, как известно, не располагала к укреплению православия в СССР и в 1932 году монастырь был закрыт. Когда на Новгородчину пришла война, Рдейский монастырь стал частью обширного партизанского края. Особенно напряжённых сражений под его стенами не было, но немцы не поленились дойти до монастыря, заминировать всё вокруг «шпрингминами» и взорвать колокольню. Дескать, она использовалась партизанами как наблюдательный пункт и подлежала уничтожению.
Что было в монастыре в 50-х - 70-х годах - выяснить не удалось. А вот в 80-х туда повалили какие-то специфические паломники. Отшельник Юра охарактеризовал их как необычайно смелых: не каждый атеист отважится забраться на самый верх мраморного иконостаса и написать на нём разного рода гадости. Но и на гадости ума хватало не у всех - в основном, царапали, карябали и мазюкали безыдейное «Здесь был имярек, октябрь 1980».
Находились и граждане совсем бесстрашные. При монастыре было монашеское кладбище. Кладбище, разумеется, было не раз перекопано, какие-же уважающие себя монахи покоятся без золота? Ну а если не золото, то, может быть, хоть колокола найдутся? Всё ж какой-никакой, а доходец, если в металлоскупку сдать. А может они и вовсе серебряными были? Прикопали колокола-то, так говорят. Вот и интересуются некоторые содержимым могил. Пока что неудачно или очень неудачно. Насельник Юра рассказал про бригаду мародёров, внезапно сгоревших в своём походном вагончике. Сложно сказать - была ли это кара Божья или просто курили в постели пьяными.
Этим же отважным парням приписывается интерес к немецкому трёхмоторному самолёту, севшему на лёд озера в года войны. Врут такое: самолёт приземлился практически целым, был полон ценных грузов, лётчик сбежал, а аэроплан утонул в неглубоком озере. Справедливости ради - такие истории в тамошних краях не редкость. Самолёты действительно вынужденно садились и потом тонули. Довелось лично видеть дюралевые останки как раз трёхмоторного транспортного «Юнкерса», уничтоженного уже в наши дни. Так вот, сгоревшие парни из вагончика, якобы искали самолёт, но были снаружи подпёрты в своей бытовке неизвестными и встретились с умело подпущенным «красным петухом». Сотрудники местной милиции об истории с мародёрами ничего определённого сказать не смогли. Ну или не захотели.
Помимо монашеского золота, серебряных колоколов и немецких самолётов, полных новеньких «парабеллумов», рассказывают об удивительном исцелении женского бесплодия, о захоронении ядерных отходов в болотных пучинах (между прочим - путём сбрасывания спецконтейнеров прямо в топи с низколетящих самолётов), о небывало огромных змеях («змей» - мужского рода), о подростках, писавших всякое на мраморном иконостасе и удавленных внезапно свесившимся из-под купола крюком для люстры. Крюк на цепи до сих пор висит в монастыре.
Другая часть загадочных историй о разграблении монастыря плотно посвящена трактористам и прочим техработникам, вывозившим из монастыря разного рода обломки и стройматериалы. На пути в Наволок трактора массово тонули в болотах, увлекая за собой водителей и сопровождавших. Опять непонятно - это возмездие или русское народное пьянство за рулём или даже за рычагами?
Вокруг монастыря в 1893 году была возведена ограда. Отчасти из камня, фрагменты каменной стены до сих пор стоят у подножия Успенского собора. Прямо на кирпичах растут крепкие берёзы. Сам пятиглавый собор, вмещавший аж 750 человек одновременно и оборудованный паровым отоплением - находится в довольно плачевном состоянии. Но работы в нём ведутся. Кровлю местами залатали, окон и дверей ещё нет, за порядком в монастыре более-менее присматривают. Гадить заезжим «турЫстам» больше не позволяют, помаленьку принялись за расчистку внутренностей от мусора и обломков. На полу когда-то лежала итальянская плитка, она и сейчас ещё лежит, хотя растаскивалась в своё время для разных нужд. Говорят, в Холме ей даже баню отделывали, вывозя стройматериалы через болота.
Что же касается монастыря, то, при возможности - прокатитесь туда. На досуге можете почитать сочинения писателя Марка Кострова, он немало про Рдейский край написал. Интересное ощущение там возникает - настоящий край цивилизации. Только подготовьтесь к визиту как следует, с запасом. При возможности наймите проводника из местных или даже вездеход. Если решитесь отправиться в болота - прихватите что-нибудь и для Юры: инструмент, одежда, продукты вполне сгодятся. Но ещё раз предупрежу - места пустые и опасные для неподготовленного путешественника. Прогулка по болоту очень тяжела физически, случись чего - на помощь никто не придёт, за неимением этой самой помощи. Особо предостерегли нас в смысле змеев - болотные гадюки ядовиты, причём их яд малопредсказуем. Может оказаться совсем слабым, а может и наоборот, даже сыворотки не помогут.
Зимой дорога к монастырю может оказаться короче и безопасней. А может и не оказаться, болото не всегда замерзает даже в сильные морозы. Сам собираюсь в Рдейский край ещё разок, не все мои вопросы оказались до конца выясненными. Если будут желающие присоединиться - дайте знать, смогу организовать заезд для десятка толковых путешественников.