Про красную глобализацию
shadow-ru — 26.01.2025 Интересно пишут:Выбор стратегического вектора развития России между Европой и Азией – эта тема является, пожалуй, наиболее обсуждаемой как в средствах массовой информации, так и в экспертных кругах. Сменяющие друг друга официальные заявления о стратегическом партнерстве то с ЕС (значит, в первую очередь с ФРГ), то с АТЭС (значит, в первую очередь с Китаем) заставляют обратиться к опыту почти забытой эпохи – периоду 1950-х – начала 1970-х гг. Уже тогда на уровне принятия решений в высших эшелонах власти, страна делала свой стратегический выбор между Европой и Азией, в более узком измерении – выбирала ключевого партнера для долгосрочного технологического и финансового сотрудничества в условиях санкций и политических интриг периода Холодной войны. Выбор шел между ФРГ и Японией.
Вряд ли кто-то вспомнит, кто был главным торговым партнером Москвы среди капиталистических стран в 1960-е гг. Возможно, некоторые скажут, что Финляндия, и, если говорить о начале 1960-х гг., они окажутся правы. Однако к середине 1960-х гг. лидерство по объему товарооборота с СССР оспаривали между собой две островные страны – Великобритания и Япония [1]. И лишь на рубеже 1970-х гг. успех «новой восточной политики» В. Брандта и подписание целого пакета крупных долгосрочных контрактов с Москвой решительно повернули чашу весов в пользу Бонна, связав на десятилетия особыми отношениями Россию и ФРГ (график 1).
Если тема политического сближения Москвы и Бонна разработана в отечественной историографии достаточно подробно (экономическая составляющая – хуже), то объяснений феноменального роста торговли с Японией и причин ее спада в конкурентной борьбе за советский рынок найти довольно сложно. В сравнительном же ключе с применением методов современной глобальной истории никто и не пытался проанализировать выбор между Бонном и Токио, который делала Москва на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Следует отдать дань уважения тому, кто первым вышел на постановку такого вопроса. Им стал доцент Университета Макао, молодой историк-ревизионист Оскар Санчес-Сибони, опубликовавший в 2014 г. свою диссертацию в виде монографии «Красная глобализация: Политическая экономика советской холодной войны от Сталина до Хрущева» [2]. При всей спорности ряда положений этой работы, она существенно расширила исследовательские горизонты и позволила вписать историю СССР в глобальную историю мировой экономики середины XX столетия [3]. Санчес-Сибони не довел исследование до начала 1970-х гг. и не работал с рядом ключевых архивных фондов, открывшихся для исследователей только в конце 2014 г. Данная статья восполняет этот пробел, расширяя хронологический период и привлекая большее количество рассекреченных архивных документов и сравнительных статистических данных.
Книжка Санчеса о Красной
|
</> |