Про издевательство и обман

топ 100 блогов colonelcassad01.10.2013  Про издевательство и обман

Хорошая статья к годовщине начала приватизации.

1 октября 1992 года в России началась выдача приватизационных чеков, которые в народе получили название ваучеры. Каждому жителю страны полагался один ваучер номиналом в 10 тысяч рублей.
По декларациям реформаторов (в памяти народной они остались как триада Ельцин - Гайдар - Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, нам раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.

Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (еще советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь - продавай, хочешь - обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай ежегодный доход, а хочешь - вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.

Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, других предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод еще не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны были закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули еще на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родной завод и уволишься, или продашь по дешевке ваучеры загадочным скупщикам.

А учителя, врачи, ученые, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Только на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов купили акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.

Вспомним, что обрушилось в течение одного года на наши головы. Путч августа 1991 года, распад СССР в декабре, отпуск цен с 1 января 1992 года. Батон за 13 копеек стал батоном за 12 рублей. Деньги печатали километрами. Все, что накопили люди за десятилетия трудов, превратилось в нуль, пошло прахом. Мы жили в постоянном шоке. Вот в каких условиях дали нам ваучеры. Стоимость каждого - 10 тысяч рублей, или две автомашины "Волга", объявил главный приватизатор, руководитель Госкомитета по имуществу Анатолий Чубайс.

 Про издевательство и обман

Уже тогда это было издевательством и обманом.

За месяц до начала выдачи председатель Советского райсовета народных депутатов Москвы Ольга Алексеева сообщила: опрос жителей ее района показал, что 80% населения намерены избавиться от ваучеров путем их продажи в ближайшие месяц-полтора после получения. Причем предполагаемая сумма выручки колеблется в пределах от 700 рублей до 8 тысяч.

Уже в ноябре 1992-го в сельских районах ваучер продавали по цене 4 - 5 бутылок водки. Летом 1993 года на командировку во Владивосток я получил в кассе журнала 100 тысяч рублей. К тому времени ваучеры продавали за 3 тысячи. Или за две бутылки водки.

Кроме избранных, ТЕХ, КТО ЗНАЛ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъема собственности. Итак, повторим: 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов - в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Особо настырные могут получить, как Сергей Тимофеев, каменщик из Тулы: "Шесть ваучеров обменял на шесть акций Тульского оружейного завода. За каждую акцию в год начисляют по рублю. И еще вычитают подоходный налог".

Но ведь остался еще 61 миллион чеков! Проданных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 - 3 бутылок водки.

Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз"), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие другие, с не столь громкими именами. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 миллиарда долларов!

http://vk.com/feed?w=wall-57819359_5572 - цинк (сообщество "Зеркало Истории" в последнее время откровенно радует поставляемыми материалами).

 Про издевательство и обман

PS. Но как уже не раз заявляли официальные и ответственные лица, никакого пересмотра итогов приватизации не будет. Ведь "частная собственность" должна быть неприкосновенна, даже если она основана на разграбление собственной страны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вспоминаю, как пару лет назад - по работе - общался с рабочим классом. Выражаясь на совковом новоязе, прямо-таки "изучал нужды и чаяния простых людей", да простится мне такое пакостное выражение. Честно говоря, рабочих определенно жалко. Жизнь у них и раньше была не сахар, а теперь, в ...
Помните предсмертную песенку советской номенклатуры – «Мы не сеем, не пашем, не строим – мы гордимся общественным строем»? И в нынешней кремлевской гордости мне слышится тот же похоронный звон. Чем мы гордились пламенно все последние путинские годы? Ну, достижения в науке, спорте, ...
Этот пост «созревал» около 5 лет. Понятно, что в JetBrains отлично разбираются в языках программирования, но захват мира всё равно нужно тщательно готовить. Я испытываю самые тёплые чувства к Java, но время не знает жалости. Java несёт в себе ...
Правительство Москвы планирует разработать более 100 маршрутов для пешеходов и велосипедистов. По словам мэра столицы Сергея Собянина, кроме продумывания маршрутов и создания вело- и пешеходных дорожек, каждое воскресенье часть центра города ...
Упокой, Господи, души невинно погибших в результате крушения вертолёта в Броварах! Царствие им Небесное!. Их родным и близким - самые искренние соболезнования. Разумеется, вышенаписанное не имеет никакого отношения к тем, кто находился на борту ...