Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

топ 100 блогов kladun05.02.2023

В прошлом выпуске мы узнали, как существенно увеличить мощность передачи у рации Midland G70XT. Если что, другие её названия – G7Pro и GXT-850 (отличия только в окраске). Вот только для этого метода требуется фирменный литиевый аккумулятор – а мы ещё в выпуске №3 определились, что фирменные аккумуляторы не любим. В том числе за то, что они не подходят ни к каким другим рациям. Даже к другим моделям того же производителя. Взять, например, очень похожие модели Midland G9 и Midland GXT-1000/1050. Они питаются тоже от 4-ёх никелевых аккумуляторов типоразмера AA. Батарейный отсек у них, в общем-то, такой же. Но тот же аккумулятор в него вставить нельзя – и это сделано специально! У аккумулятора внизу приделан специальный зуб, а в батарейном отсеке рации Midland G70XT сделана специальная прорезь – чтобы тот зуб в неё входил. У других помянутых моделей прорези нет – соответственно, аккумулятор в отсек не лезет:

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Обратим внимание ещё на наличие и отсутствие бокового контакта. По нему передаются данные, благодаря чему рация может правильно показывать остающийся заряд аккумулятора. У G70XT этот контакт есть, у G9 и GXT-1000 – нет.

Но когда мы хотим мощность, на индикатор заряда нам плевать. Значит надо делать что?! Правильно – среза́ть проклятый зуб! Шучу я, шучу (хотя метод совершенно рабочий). Не надо ничего среза́ть. Фирменный литиевый аккумулятор понадобился только для того, чтобы повысить напряжение питания. Получается, что просто нужно как-то повысить это напряжение без него. И как же это сделать?!

Ну, можно, например, использовать никель-цинковые аккумуляторы, у них рабочее напряжение на треть больше – 1,6 В:

Никель-цинковые аккумуляторы типоразмера AA

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Рации с установленными никель-цинковыми аккумуляторами

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Однако, как я объяснял в выпуске №4, никель-цинковые аккумуляторы требуют очень прямых рук предельно правильного и внимательного обращения, их крайне легко запороть – причём необратимо. Поэтому при эксплуатации их обязательно разряжать до полного, избегая переразряда. После этого заряжать до полного в специальном зарядном устройстве, не превышая напряжение 1,88 В. А желательно перед этим доразрядить остатки заряда – в умном зарядно-разрядном устройстве. Если будете всё делать правильно – никель-цинковые аккумуляторы будут Вас неизменно радовать, это очень классные аккумуляторы – я уже говорил раньше. Но имейте в виду: с этими аккумуляторами Ваша рация никогда не будет правильно показывать оставшийся заряд.

Второй способ завязан на то, что бывают литиевые аккумуляторы с рабочим напряжением 3,7 В и типоразмера 14500 – каковой типоразмер почти не отличается от AA:

Аккумуляторы 14500, 3,7 В

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Можно один из аккумуляторов AA заменить на 14500. Получится как раз то:

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Вставляем в нашу рацию – и мощность у нас возрастает так же, как на фирменном аккумуляторе. То есть на малой мощности одинаково – что на 4,8 В, что на 7,3 В. А на повышенной прирост сразу очень ощутимый.

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Тут важный момент. Вернее, момента три, а по-настоящему важный из них один. В этой сборке у литиевого аккумулятора ёмкость горазо меньше (в показанном конкретном случае – втрое меньше), чем у трёх никелевых. Соответственно, он разрядится первый – причём разрядится очень сильно раньше остальных. Но рация для такой сборки не будет правильно определять остающийся заряд, всегда будет показывать полный шкалик. И когда литиевый аккумулятор разрядится, рация не отключится – продолжит шпарить на остающихся никелевых, всё так же прогоняя ток через литиевый. Напряжение-то по-прежнему будет рабочим! Поэтому литиевый аккумулятор в этой цепи обязательно должен быть с защитой!

Что значит литиевый аккумулятор с защитой и зачем она нужна? Объсняю. Как я уже упоминал в выпуске №3, литиевые аккумуляторы крайне чувствительны к перезаряду и переразряду. Знаете, что будет, если литиевый аккумулятор зарядить выше допустимого напряжения?! Если перезарядить не сильно, то это просто очень сократит срок службы такого аккумулятора. Если перезарядить посильнее, то он... взорвётся. Вот так. А что будет, если литиевый аккумулятор разрядить ниже допустимого напряжения? Он становится нестабильным. И далее запросто может взорваться в процессе заряда, даже не заходя в перезаряд. Миленько, правда?! Кстати говоря, попробуйте проткнуть заряженный литиевый аккумулятор иголкой, хе-хе-хе.

Так вот, аккумулятор со встроенной защитой – значит, что внутри него есть встроенная маленькая платка-схема, которая следит за напряжением и током и отключает аккумулятор от внешней цепи, когда напряжение стало слишком высоким или слишком низким, а также когда сила тока превысила допустимый предел (например, в случае короткого замыкания). В нашем случае нужен именно аккумулятор со встроенной защитой. Всё будет работать, работать – пока аккумулятор не разрядится и его не выключит защита. Тогда рация отключится и нужно будет заменить литиевый аккумулятор на свежий. Но делать так (в нашем случае) можно только два раза – потому что разряжается не только литиевый, но и никелевые, хоть и медленнее. Никелевые разрядятся через три разряженных литиевых. Если теперь опять заменить литиевый на свежий, то в переразряд войдут уже никелевые – что если и не приведёт их в окончательную негодность, то всё равно сильно им навредит. А в никелевых аккумуляторах защиты не бывает (потому что их порча не чревата тяжкими последствиями). Поэтому нужно просто считать до трёх – и тогда менять уже все четыре. А чтобы не считать, запасных при себе иметь только два литиевых, а никелевых в запасе не иметь.

Сложновато, правда?! А всё потому что пришлось смешивать никель с литием. Вот бы все поставить литиевые 14500 – и не утомлять себя этим изнурительным счётом до 3-ёх. Но уж больно у них высокое напряжение. Мне в прошлый раз один читатель предложил повышать напряжение больше и больше – но ч0-то я не хочу, стрёмно. Четыре по 14500 – это ж получается 4 × 3,7 В = 14,8 В. Это при типичном рабочем напряжении от трёх никелевых 4 × 1,2 В = 4,8 В. Нафиг-нафиг, сами ставьте такие эксперименты. А вот два бы было самое оно: 2 × 3,7 В = 7,4 В. Да не вопрос, это МОЖНО сделать.

Нужно просто вместо двух аккумуляторов поставить одноразмерные с ними заполнители-перемычки. Такие бывают. Пожалуйста, идите и заказывайте – они совсем дешёвые.

Фальшаккумуляторы-перемычки типоразмера 14500

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Если Вас вдруг обуяло любопытство: зачем? ЗАЧЕМ их делают?! – то объясняю. Делают их для литий-железофосфатных аккумуляторов формата 14500. Бывает куча разных устройств, которые питаются от двух пальчиковых батареек. У пальчиковой батарейки рабочее напряжение – 1,5 В. А бывают литий-железо-фосфатные аккумуляторы. У них рабочее напряжение – 3,2 В. То есть совсем немного больше, чем у тех самых двух пальчиковых батареек. Вот и предлагается вместо двух одноразовых пальчиковых батареек вставить один литий-железофосфатный аккумулятор, который можно много раз перезаряжать – и так экономить деньги. А чтобы один такой аккумулятор вставить вместо двух пальчиковых батареек, вторую надо вставить вот такую пустышку-перемычку. Поэтому литий-железофосфатные аккумуляторы обыкновенно продаются в комплекте с этими пустышками в соотношении 1:1.

Комплект из 4-ёх литий-железофосфатных аккумуляторов 14500

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

В общем, нам пофиг, откуда они берутся – главное, что они есть – типоразмерные перемычки эти. Берём и вставляем:

Рация Midland G9 с питанием от двух аккумуляторов 14500

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Аккумуляторы нужны опять же с защитой. Но всё сразу упрощается. Сели – заменили на свежую пару. Не надо ничего считать.

При этом второе полезное свойство этих пустышек-перемычек заключается в том, что они делают метод универсальным. Ведь большинство раций под никель питаются не от четырёх, а от трёх аккумуляторов. С ними-то как быть? А вот так и быть: один литий, один никель и одна пустышка.

Рация Retevis RT45P с повышенным напряжением питания

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Какое мы здесь имеем питание? 3,7 + 1,2 = 4,9 В. И всё работает. А если попробовать вместо пустышки оставить второй никель, то рация сразу же автоматически выключается после включения – срабатывает защита от чрезмерного напряжения питания. Впрочем, конкретно на этой модели смысла запихивать литий, как выяснилось, особого нет. Видимо, у неё цепь питания очень хорошо стабилизирована. На питании 4,9 В прирост на детекторе поля – 1-2 деления. Что на малой мощности, что на повышенной.

Совсем другое дело на родственной – но младшей модели Retevis RT45. Это такая полудетская радейка. У неё уровень мощности передачи только один – малый. Поменять его можно только перепрошивкой на заводе. Но мы добавляем в аккумуляторном отсеке напряжение питания, и ещё раз добавляем. И наблюдаем такую картину:

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

Большой или малый это прирост? А можно сравнить с вышепоказанной моделью RT45P. С одной точки на малой мощности она даёт в точности такой же показатель на детекторе поля, как и RT45. А на большой – побольше:

Про гражданские рации – 10: разгоняем никелевые рации

То есть младшая модель с единственным МАЛЫМ уровнем мощности почти догоняет старшую, если добавить ей аккумуляторов! Я проверил с рацией, у которой уровни мощности известны. Получилось, что вот такой прирост – с 10-ти делений на 30 – получается при увеличении мощности передачи в 12-15 раз. Чтобы замерить мощность точно, нужно выпаять несъёмную антенну, запаять туда кабель и провести замер прибором. Я это в будущем собираюсь сделать. А пока оценочная прикидка говорит, что модель RT45P (оранжевая) на малом уровне выдаёт 0,2 Вт, а на повышенном – где-то 3 Вт. А RT45 (белая) выдаёт те же 0,2 Вт – но если ей добавить напряжения в аккумуляторный отсек, то сразу вырастает до взрослых 2,5 Вт. Это же просто офигительный результат, как по мне.

А теперь прикиньте, что таких полудетских (и даже совсем детских) раций с питанием от трёх никелевых аккумуляторов AA великое множество. И если они ведут себя так же (а они скорее всего ведут), то вот вам и рецепт. Меняем один никелевый аккумулятор на литиевый – то есть добавляем 2,5 вольта – и сразу получаем на полудетской или совсем детской рации вполне взрослую мощность 2-3 Вт. Кайф же, разве нет?!

При этом всё-таки не забываем, что литиевый аккумулятор должен быть с защитой. А заряжать их надо будет всё-таки внешним способом. Внутри само́й рации уже ничего не зарядишь. Но ведь мощность сто́ит таких хлопот, не правда ли?!

До новых встреч в новых выпусках!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
4 минуты Сегодня Дональд ТрампCC BY-SA 2.0 / Gage Skidmore / Donald Trump Роман Серов Новоизбранный президент США Дональд Трамп намерен ввести стопроцентные пошлины на ...
Послание оппозиционера Алексея Навального из лагеря содержит скрытую угрозу Путину. Об этом сообщает политобозреватель Bild (издание заблокировано в России) Петер Тиде. Речь в материале идет о послании, которое заключенный оппозиционер составил 26 декабря. В нем он рассказал о своей ...
Если будет время и желание - посмотрите два примечательных ролика этой неделе, который записаны на встречах в русской студии латвийского радио. На первой из них  всем известная личность - пан Киселев, прибывший в Латвию однвременно со злобным кроликом. На втором - всё про него  и ...
Президент России Владимир Путин в рамках совещания по санитарно-эпидемиологической обстановке заявил о том, что решающее слово при принятии решения по снятию ограничений будет оставаться за врачами. Одна эта фраза сразу так бьет в глаза, что мимо нее пройти просто невозможно. Что в ней ...
Украину на музыкальном конкурсе «Евровидение» представит певица Джамала, которая исполнит песню «1944» о депортации крымских татар. Не, ну я давно невысокого мнения об этом балагане, но вот да, только политоты там еще и не было. Последний гвоздь, угу... Предлагаю в следующий раз вы ...