Про "Горячий камень"

Мудрый гугл знает чему учит эта сказка: "Чему учит рассказ Горячий камень?
Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает чёрная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека."
Что-то мне из текста это не стало очевидно. Ценить прожитую жизнь вижу в тексте, но от будущей жизни герои отказываются. Значит не очень они любят жизнь.
Знает гугл и ответ на вопрос, почему старик не решился стать молодым: "Старый, хромой, уродливый старик считает себя самым счастливым человеком на свете, потому что его жизнь была героической, потому что он жил ради других людей, воевал ради могучей и великой родной страны, жил «трудно, но ясно и честно». Так и лежит горячий камень на горе неразбитый."
Да, могучая и великая страна в тексте присутствует, но по нынешним спецоперационным временам пропаганда империализма это только плюс.
Кикабидзе вспомнился ещё: "Пусть голова моя седа, Зимы мне нечего пугаться, Не только грусть мои года, Мои года - мое богатство"
Но помимо этого явно тут есть и ряд других установочных смыслов, которые должен понять подросток. Мне например вспомнилась цитата из Борхеса "Богословы": "Поступок одного человека ... имеет больше веса, чем все девять концентрических небес, и воображать, будто он может исчезнуть, а потом возникнуть снова, - значит проявить вопиющее легкомыслие."
В общем ближе к тексту рассказика - И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают,
качнут головой и идут восвояси. Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. "А что, - думаю, - дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!" Однако постоял-постоял и вовремя одумался. "Э-э! - думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. - Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала". Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от
горячего камня И пошел прочь - своей дорогой.
По нынешним временам текст могут ещё запретить за пропаганду курения. С них станется. Меня этот абзац не устраивает по другой причине - арбитром тут выставляется общественное мнение, какие-то соседи. Короче взгляд на мир человека традиционного общества. О том, как лучше было бы для служения Истине автор как то и не подумал. А меж тем в Библии из за чего повздорили Каин и Авель - кто из них более угоден Господу. Господу, замечу, а не соседям! Хотя может для автора критерий Истины это соседи. Не очень понятно зачем учить детей специально конформизму. Конформизма в нашей жизни и так хватает.
Ещё один явно неправильный посыл, что счастье оказывается нужно не добиться, а "разглядеть". Что-то мне это не нравится.
Ещё из процитированного абзаца понятно, что речь тут идёт о том, что соседи то останутся старыми, а вот ты станешь молодой - то есть при разбитии камня жить предстоит уже в новом временном интервале.
Но в общем это по идее первое установочное произведение на тему "мементо мори" Которое типа должно отформатировать взгляд школьника на вопрос. Это уже потом, когда он будет читать более крупные тексты - фэнтези про бессмертных героев, фантастику о путешествиях во времени, фрейдистские тексты про либидо и мортидо, то по идее он должен уже смотреть на вопрос через сформированную Гайдаром призму.
Этот текст важен поскольку он является установочным экзистенциальным текстом и может случиться, что пройдут десятилетия, человек давно забудет этот рассказик, а он как то откликнется эхом из подсознания в решении вопросов - а стоит ли например заводить детей.
Какой отсюда можно сделать вывод - не знаю. Литературный артефакт конечно ценный, но некоторые акценты по моему неправильно расставлены.
|
</> |