Про этику потребления
vare4ka70 — 27.12.2014 Дочитываю тут с опозданием лет эдак на пятнадцать книгу Наоми Кляйн "NO LOGO. Люди против брендов". В свое время эта книга наделала много шума и вообще стала, как любят говорить, библией антиглобалистов и всяких других порядочных людей.Как ясно уже из названия, в этом эпохальном труде автор раскрыла нам глаза на многие знаменитые бренды, их агрессивные маркетинговые стратегии, навязчивую рекламу, на беззастенчивую эксплуатацию рабочих из стран третьего мира, их мизерные платы, отвратительные условия работы и полную социальную незащищенность.
Не то, чтобы вот так мне открылась Америка, в принципе, мы уже все давно знаем, что нашим сознанием манипулирует группка деляг-капиталистов, что отдавать 80 евро за пару джинсов или рубаху - безумие, что последняя модель кроссовок не сделают из тебя крутого спортсмена и так далее... даже не буду утруждать себя пересказом.
Опозоренные в книге бренды - NIKE, Adidas, Tommy Hilfiger, GAP, Сoca-Cola, в общем, все те, активными потребителями коих мы являемся, и стало быть, попадаем в категорию покупателей с полным отсутствием потребительской этики.
Книга попалась мне совсем некстати, ибо старшенькому уже давно была нужна новая пара кроссовок. Будучи жертвой бессовестных маркетинговых стратегий, он признает только две марки - Найк и Адидас, да и то не каждую модель.
Поэтому сегодня мы поехали в один большой аутлет на поиски оных.
Выбрать пару кроссовок подростку - дело чрезвычайно трудное. Модели, которые нравятся, стоят от ста евро и выше. Пока пялились на разные астрономические ценники, я освежала в памяти прочитанное: А знаешь ли ты, дорогой, что рабочие из Филлипин, когда узнали, сколько стоят на Западе кроссовки, которые они шьют за 2 доллара в день заработной платы, расплакались от отчаяния и бессилия? А представляешь ли ты, что вот эти Эрмакс за сто тридцать долларов могут прокормить семью китайских крестьян, и не один месяц (и нашу семью неделю, кстати). И что вот эти китайские крестьяне вынуждены бросать все, тащиться в город, устраиваться на фабрику, где им будут платить даже меньше, чем филиппинским рабочим, а через два месяца уволят, потому что на поиски работы прибудут другие китайские крестьяне? А знаешь ли ты, что львиная доля прибылей от продажи вкладывается не в производство, а в маркетинг продуктов и в их рекламу?
Загнала ли я несчастного подростка в угол, не знаю, но в Найковском магазине ему ничего не понравилось, и мы направились к конкурентам, Адидасу, которые тоже не святые, но цены у них поприятней. Там, после долгого созерцания товара и обдумывания власти логотипов на наши умы, наконец, были выбраны кроссовки с двойной скидкой, что всех очень порадовало, и муж, присутствовавший при моих обличительных разговорах, сказал, что филиппинские рабочие на этот раз могут быть довольны.
Затем мы завернули по традиции в ГАП, еще в одно вражеское логово, чьи неказистые тряпочки шьются несчастными молоденькими швеями из третьего мира, которых заставляют работать в две смены и спать подле швейных машинок. Чтобы мысленно поддержать швей, я купила кардиган по цене 10 евро, а не 60, или например, 80, как предлагал вражина Томми Хильфигер, цвет морской волны (мы так в детском саду его называли). С чем его буду носить, понятия не имею.
|
</> |