Про детский футбол ( и не только).
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Наблюдая несколько лет детские футбольные игры, я заметил одну важную, и опасную особенность при формировании команд, которая то и дело повторяется, порой- с весьма печальными последствиями.
Итак, — основную часть команды обычно составляют «середнячки». Они здорово играют, но — звезд с неба не хватают, мастерство их растет очень постепенно, и для их использования очень важны слаженность и взаимное доверие, приятельские отношения. Тогда и результат будет высоким !
Есть слабые игроки- или, лучше сказать, «пока слабые». Их тренер обычно зачисляет в команду «на вырост», то есть он увидел в них какие-то важные задатки, и вот , после практики смотрит — задатки эти могут развиться, и игрок усовершенствует свое мастерство, а может — и нет. Тут заранее не угадаешь ! Полностью от таких избавиться невозможно, это — естественный отбор путем проб и ошибок.
А есть — звёзды. Нет, я не тех имею ввиду, которые вот « Сын Киркорова играет в ЦСКА», это совсем другой контингент, я его почти не знаю, а после того, что немного узнал — так и вообще знать не хочу.
Я про ребят с нерядовыми способностями к футболу. Они есть, и их не так уж мало- откуда ни возьмись в маленьком человеке появляется и фанатично-упорное отношение к тренировкам, и соответственный эмоциональный настрой, и куда как выше среднего физические предпосылки и умения. Их уровень игры — в самом деле, именно по гамбургскому счету, лучше, чем у других ребят, это отчетливо видно даже любителям. И лучше, выше , что называется, порой «на целую голову».
Такие становятся хорошими образцами на тренировках. А на играх, на соревнованиях, спортивных сборах — так их вообще тренеры быстро ставят капитанами. В нападении- они становятся кошмаров для вратарей соперников. А в обороне ( туда попадают реже) — очень надежно купируют вражеские прорывы.
Родители очень гордятся успехами сына ! Да им и нравиться то, что остальные родители футболистов, как правило, присутствующие на матчах, тоже выделяют такие способности, радуются, что такой игрок есть в команде их сыновей, восхищенно шепчутся за спиной, и общаются с вами очень почтительно, с переходом даже в подобострастие.
А вот и игрок сам начинает это понимать. Он видит, что тренер дает ему больше инициативы, он более раскован, ему читают меньше наставлений; он видит, что все чаще и чаще игра строится «под него»- и когда так строится, то и результат получается лучше обычного.
И вот уже все иные родители перед очередным матчем с строго отмечают — уж не заболел ли капитан, не пропустит ли игру по какой-либо уважительной причине- а иначе игра без лидера пойдет наперекосяк..
При разборах игр он нехотя выслушивает замечания в свой адрес, но активнее и резче высказывает критику другим; особенно достается слабым игрокам. Он становится самоуверенней на поле, составляя тренеру конкуренцию по расстановке игроков, и подаче советов ( тренер этого до поры до времени не видит — всё потому, что такие вот советы/замечания вроде и правильны, да и совпадают , опять же, до поры, с его собственными).
На тех, кто сыграл в каком-либо эпизоде малоудачно, он в сердцах может и прикрикнуть, бросить уничижающий взгляд, при случае проигнорировать при пасе...
Он , наконец, привыкает к тому, что он- последний , к кому относятся всякие ограничения.
Испытание славой и одновременно руководством — они не для детской психики. Взрослые люди — так и те то и дело ломаются при таком сочетании, а дети — так они куда как слабее к подобным испытаниям...
И вот можно наблюдать, что сначала слабые игроки при играх не торопятся выкладываться, а с большим удовольствием сидят на скамейке запасных, которые после одного-двух сезонов предпочитают уйти в другой состав, пусть бы и не лучший. Да, вместо них ставят других, но тут опять будут недели и месяцы на слаживание, что бы в итоге опять сыграть в такую же рулетку — «уйдет-не уйдет». Середнячки в играх сначала отводят глаза от звезды, на их лицах при контактах видно напряжение; тренер никак не понимает, отчего они не торопятся следовать его просто и логическому совету — «Да кричите же вы друг другу ! Показывайте, что , где вы на поле ! Он же не всех видит, кому мяч можно передать !». И вот в итоге видишь что звезда — играет мастерски , и сам по себе он — именно победы хочет. И середнячки тоже вроде навыков не теряют, хотя вот с их развитием — уже не торопятся.
А в итоге командная игра — не складывается.
А когда вся игра держится именно что на одном игроке, ну на двух... Общий результат будет негативный.
Опять-таки , у звезды в команде появляется более близкая компания, так скажем — близкие друзья, и тут поползёт то, что они начинают надеяться на то, что звезда при с случае их «прикроет», и виновным в том или ином эпизоде объявит не их, а более безответных «новичков-слабаков», или — других середячков. Сложившаяся компания возьмёт да рассориться — и вот еще одна мощная трещина в общей игре...
А тренеру- тяжело. Взять да удалить звезду он не может — ибо звезды на дорогах не валяются, товар штучный. Формально звезда ( да он и сам так искренне считает!) делает всё для лучшей игры и лучших результатов! Прикажете его удалить ? Да за что ?
Тут нужен педагогический подход очень высокого уровня. Нужен очень тесный контакт, и главное- понимание ситуации родителями звезды, а это вещь почти невероятная. И сам тренер понимает много, но и у него способности небожественные.
За 4 года я наблюдал, как деградировали 3 детских команды, именно по такой причине: какое замечательное было начало в складывающемся коллективе, а потом ... На перерывах ребята почти не общаются, при встречах не подают друг другу руки, и только буркнут «привет»... Тренер должен их уговаривать приходить на тренировки ( а раньше — сами прибегали !), и во врем игр складывается ощущение, что главным становится не общая слаженность, а — заметить, как чем-то дал маху твой сосед, игрок-партнер...
Основная причина этому — несоответствие уровня зрелости, уровня развития тем задачам, которые вдруг сваливаются на тебя, и при этом — полная уверенность в том, что ты -то можешь их разрешить, ты их хорошо понимаешь, и они тебе по силам !
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам из
ЧВК урок.
|
</> |