Про церковь
modelman — 13.04.2012 Что-то много постов в последнее время во всех френд-лентах стало про нынешнюю ситуацию с РПЦ, при этом никто так и не сказал то, что я бы хотел услышать. Поэтому скажу сам.Православная церковь в России (как почти и любая церковь везде) выполняла испокон веков прежде всего функцию социальную. Дать совет, утешить, дать надежду и так далее. Я вполне согласен с Борисом Раушенбахом о том, что сильный "ген религиозности" есть у процентов 10 людей, не больше, а для остальных церковь выполняет разный диапазон функций от социальной опоры до нравственного барьера, чтобы делать меньше пакостей.
Для России (впрочем, и для многих других стран) это важно, учитывая некоторую склонность населения к саморазрушению. Та агрессивная позиция, которую занимает РПЦ сейчас, а также поддержка её властью, в связи с этим понятны. Логика такая:
- Церквей за советское время стало очень мало, нужно строить
- Люди все равно найдут себе точку опоры, когда вдруг опоры СССР рухнули. Лучше, чтобы это была привычная православная церковь, чем какие-нибудь секты
- Мусульманство довольно агрессивно наступает; нужно агрессивно обороняться
С этим я вполне могу смириться; и, скрепя сердце, даже с тем, что когда лес рубят, в данном случае летят уж слишком большие щепки. Если гопники где-нибудь в Сибае будут ходить в церковь, глядишь, убивать меньше начнут, мало-помалу страна как-то подтянется. Ну а свои памятники архитектуры мы тут попробуем частным образом защитить, что уж там.
При этом надо понимать, что вся эта деятельность столкнулась с жесточайшим кадровым голодом. Не питайте иллюзий - он всегда был сильный, потому что людей, которые шли в священники по воле дущи, всегда не хватало. Отсюда много правдивых, чего уж там, историй о бестолковых попах в любую эпоху. Но тогда всё-таки процент приличных людей был существенно выше - за счёт непрервавшейся традиции и за счёт того, что еще никого не вырезали. В советское время вырезали очень многих.
Как найти сейчас столько людей, которые хотели бы служить священниками (и на других чинах) по призванию - я вообще не знаю. Вот, как ни странно, я б может и поработал священником лет в 60 в какой-нибудь деревне - эта идея не вызывает у меня паники, кому я нужен в 60 лет в Москве %). Но если посмотреть на объем того, что нужно выучить, уметь и знать - я понимаю, что я не готов; этому надо долго и непросто учиться. Много ли в вашем окружении таких, кто готов учиться на священника? В моём - практически никого.
Поэтому, конечно, перегибы будут нас сопровождать еще долго. К сожалению.
А больше всего мне не нравятся те люди, которые сейчас пришли к власти в РПЦ. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно - и вот это, на мой взгляд, действительно серьёзная проблема. Новый патриарх - плоть от от плоти нынешней власти. Не знаком с ним или с Чаплиным; но помню по вузу популярного ныне Владимира Легойду - это был тот еще деятель, скользкий и в целом неприятный.
Что с этим делать, я лично не знаю. Видимо, как и раньше, нам надо сосредоточиться на том, чтобы жить по совести и спасать те памятники архитектуры, до которых не доходит дающая рука РПЦ. На наш век их хватит. А потом, может, что-то к лучшему и изменится.
|
</> |