Про башню
na_slabo — 14.09.2020 В начале февраля 1172 года в каморку архитектурного бюро Херардо ди Херардо ввалился чрезвычайно элегантный молодой человек с охапкой свитков подмышкой. Разметав пергаменты по столу и нервно сдувая страусиное перо, пришпиленное к его модной бархатной беретке, он оглядел собравшихся.- Бонжорно, синьоры! – надменно поздоровался он, - Меня зовут Идиотисальви, я – менеджер проекта, и я пришел осчастливить вас самой прекрасной работой в мире!
Синьор Херардо и его сотрудники подозрительно уставились на визитера.
- Аллора! Да будет вам известно, что достопочтенная Донна Берта ди Бернардо завещала шестьдесят, я подчеркиваю – шестьдесят сольдо на строительство сооружения, которое должно потрясти мир! Стать, так сказать, focal point нашего города! И я здесь, чтобы презентовать вам наш новый проект, одобренный муниципалитетом и разработанный самим синьором Бонанно Пизано!
Молодой человек эффектно выдернул из кучи один пергамент и широким жестом развернул его на столе, подперев по углам бутылкой вина, чиабаттой и чьим-то тапком.
- Площадь чудес! Пьяцца дей Мираколи! А на неееееееееей… Что??? А на ней новая! Уникальная! Современная! Торгово-развлекательная! Колокольня! Первый небоскреб в истории! Высота – 56,7 метра! Вау!!! Три яруса подземных парковок для всадников и гужевых повозок. Лавки ювелиров, гончаров и магазины модной одежды! Меркато! Крытый рынок с овощами, фруктами и сырами! Термы! 5D-балаган! Студия моментального портрета! Траттории на верхних этажах! Элитный лаунж-бар под самой крышей! А на крышеееееееееее… Что??? А на крыше с наступлением сумерек монахи будут зажигать иллюминацию, образующую слова «Выше – только любовь!» Ну, или что-то типа этого… А? А??? И потрясающий обзор на весь город! Мммм! Беллиссимо! Torre pendente di Pisa!!!
- Гхм… - синьор Херардо поперхнулся вином, - И где ты эту дипизу построишь, синьор Идиот?
- Идиотисальви! – поправил его молодой человек.
- Угу-угу… - пробурчал Херардо себе под нос, - Так где строить будешь?
- Во-первых, согласно решению муниципалитета, строить будете вы. Во-вторых – вот тут! – и Идиотисальви ткнул пальцем в карту города.
Синьор Херардо снова поперхнулся вином и отставил подальше бутылку, чтобы зря не портить благословенный напиток.
- Тут? О, Мадонна, какой каццоне выбрал это место с глинистой почвой для строительства многоэтажного вертепа?
- Во-первых, место выбрал я, - гордо ответил молодой человек, - во-вторых, не вертеп, а торгово-развлекательная колокольня.
Херардо закатил глаза и раскатал другой пергамент.
- А фундамент кто проектировал? Твоя бабушка? Как ты собираешься строить свой вертеп с таким фундаментом?
- Во-первых, бабушка моя ничего не проектировала, а во-вторых, нормальный фундамент! Фундаментальный!!! – начал раздражаться менеджер проекта.
- Дебил ты фундаментальный! Я это строить не буду! – Херардо смахнул пергаменты со стола и скрестил руки на груди.
- Будете! Вот приказ! – Идиотисальви помахал перед его носом свитком.
- Не буду! Это бред!
- Будете! Это современный проект!
- Башня упадет!
- Не упадет!
- Еще как упадет!
- Ничего подобного!
- Пизанется сразу же!
- Хватит болтать! Стройте!
Прошло время.
По Площади чудес летали обрывки рекламных плакатов с завлекательными рисунками Пизанской башни. Горожане пробегали мимо, наспех крестясь то ли на Пизанский собор, то ли на новостройку, которая имела опасный крен и всем своим видом показывала, что падает.
Херардо сидел на куче песка и жевал веточку петрушки. Вокруг башни гулял Идиотисальви в сопровождении очень важных с виду господ.
- Да-да, совершенно верно! Подземная трёхъярусная парковка! – доносился издалека его голос, - Да-да, новаторский проект! Первая в мире торгово-развлекательная колокольня!
Тут аккурат мимо его головы просвистел помидор и шлепнулся на землю, взорвавшись красными брызгами. Следом прилетел второй и попал точнехонько на макушку менеджеру.
- Эй! Алло? – заорал Идиотисальви, задирая голову наверх, как раз вовремя, чтобы увидеть, как летит в его сторону старый башмак.
Важные господа спешно ретировались подальше из зоны обстрела, а Идиотисальви поспешил к Херардо.
- Это что такое? Что происходит? – вопил он, размазывая томатные подтеки по лицу.
- Это? А, это Галилео опыты ставит. Гаааааляяяяяя! Баааастаааааа! – крикнул Херардо, глядя на макушку башни, - Ну чтоооо таааам?
- Пииииизиииииит! – донесся крик с макушки башни, - Четыре градусаааааа!
- Какой еще Галилео? Какие еще опыты??? – взвился Идиотисальви.
- Ну как какой? Галилео, который Галилей. Опыты, которые, нуууу… Которые вычисляют градус угла наклона башни, типа.
- И почему он есть, этот градус угла? Почему башня… кхм… наклонена?
- Потому что я тебе говорил, строить тут нельзя.
- Пфф! Нельзя! Кто решил, что нельзя? Я менеджер проекта! Я тут все решаю.
- Ну, парниша… Как бы не совсем ты и не совсем все. Вот, почва, например, решила по-своему. Плюс, фундамент твой что-то тоже решил по-своему. А тебя и не спросили. Вот и результат.
- Угол градуса, значит? Это мы еще посмотрим!
Идиотисальви фыркнул и ушел прочь, отмечая свой путь томатными каплями. Больше его никто никогда не видел.
Башня, конечно же, была достроена и даже как-то стабилизирована.
Большая часть этой истории – выдумка. Но что-то мне подсказывает, что так вполне могло быть. И что современные менеджеры проектов недалеко ушли от Идиотисальви.
Из Википедии:
• Одним из предполагаемых строителей являлся Херардо ди Херардо. Этому свидетельствует послание Берта ди Бернардо как «Мастер Херардо», и как работник, чье имя было Херардо.
• Более вероятным был строитель Диотисальви, работавший в Пизе как раз на тот момент. Но он обычно подписывал свои работы, однако на колокольне его подпись отсутствует.
• Согласно биографии Галилея, написанной его учеником и секретарём Винченцо Вивиани, Галилей в присутствии других преподавателей сбрасывал одновременно различные тела разной массы с Пизанской башни. Описание этого знаменитого опыта вошло во множество книг, но в XX веке ряд авторов пришли к выводу, что это — легенда, основываясь, в первую очередь, на том, что сам Галилей в своих книгах не утверждал, что провёл этот публичный эксперимент. Часть историков тем не менее склоняется к тому, что этот эксперимент действительно имел место
• Раньше считали, что «наклон» башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Проект башни был ошибочен с самого начала — сочетание маленького трёхметрового фундамента и слабых грунтов основания привело к тому, что после строительства третьего этажа (1178) башня наклонилась. Основание укрепили, и в 1198 году незаконченное здание временно открыли.
|
</> |