Про авторский гонорар. Часть III - пиар

топ 100 блогов rl223.12.2010

Это в некоторой степени офф-топ, но частично тоже имеет отношение к теме.

Считается, что без пиара сейчас никак. В этом уверены очень многие, в том числе столь великие специалисты, как Писательница Земли Русской - книга не дойдет к читателю сама по себе. Случай с провалом собственной книги при наличии пиар-компании, думается, ее ни в чем не убедил, потому как подобные люди  из принципа будут лбом об стену биться. Я слышал много мнений, что покупают книги только в тех, кто в телевизоре, и т.п. Я не покупаю книг телеперсон, но я и не целевая аудитория, так сказать. Но многие думают, что реклама - это святое. Им дадут бабла, и они утром проснутся знаменитыми, ибо иначе быть не может.

Что было на моем собственном опыте? В общем-то, мне был пофиг тираж, и абсолютно пофиг количество денег с него - но конечно, я хотел, чтобы "Элемент крови" разошелся, а не кис на складе. "Олма" обещала пиар-компанию по мере сил, потому как денег на неизвестного автора ей было жаль, и понять их можно - на всех не напасешься. Поэтому они устроили в московских магазинах выкладки на кубиках, и попросили продавцов прочесть книгу. Те прочли, и стали активнее рекомендовать. К концу мая (он вышел в апреле) "Элемент крови" разошелся тиражом в 18 000 - в "Олме" даже бывалый народ офигел. Собственно, я тоже. Я уже был до этого в книжных магазинах, прошел по огромным рядам с полками, забитыми книгами, усвоил, что при таком количестве книг я никому на хрен не нужен, и успокоился. При таком успехе "Олма" раскошелилась на рекламу - аж 4 000 долларов за 2 недели, плакаты на Кольцевой линии в метро. Это тоже сработало, и с тех пор реклама в метро мне очень нравится:). Удивительно, какие круги дает такая реклама. Казалось бы, вот одна линия метро в одном городе, и что? Но круги расходятся быстро. Видя рекламу, сами магазины кладут книгу на видное место, а в других городах книжные, глядя на Москву, поступают также. Посему меня поначалу удивляло, что книгу хорошо выставляют как в Москве, так потом и в Нижнем Тагиле, хотя их никто не просит.

Лично я считаю лучшей рекламой сарафанное радио. Почти все книги, что я купил за последние лет 12 - следствие рекомендаций друзей. Например, когда 5 человек зарекламировали мне Акунина, я сломался:). На второй книге "Минус ангел" "Олма" тоже потратила аналогичную сумму на стенды у автобусных остановок, и тираж ушел "влет" за 2 недели. Помню, звоню я - дайте книжечку, а мне говорят - сорри, на складе уже нет. Тогда же я впервые увидел книгу в рейтингах продаж крупных магазинов. Мне казалось, что это вообще не я. На "Печать Луны" сумма была потрачена в два раза меньше - просто напечатали буклетов с выдержками из книги, и продавцы в магазинах давали их покупателям вместе с покупкой, и клали эти буклеты у касс. Тираж "ушел" за 2 месяца - тема была новая, ибо народ ждал приключений K&M, а я им дал альтернативку с бассейном кровищи:).

Как я понял, очень важно, чтобы книга нравилась народу в издательстве. В "Олме" народ в пиар-отделе ее так раскручивал яростно, как будто он ее сам написал. Глава пиар-отдела (мы были на "ты") постоянно звонил мне домой, предлагал то и это, ездил в магазины, все отслеживал. Он постоянно предлагал на совете директоров "Олмы" вложить в масштабную рекламную кампанию $50 тысяч, но в "Олме" падали в обморок при таких суммах, и его никто не слушал. Человек этот фонтанировал идеями. Один раз мы здорово поругались из-за этого, накануне выхода "Печати Луны". Он мне звонит, и говорит - вот, сделали обложку, оптовикам нравится, магазинам нравится. Я смотрю, и бледнею - на обложке женщина, сильно демонического вида. Я ему говорю - ты в своем уме? Давай еще имя маньяка на обложке напишем, чего уж там. Он приходит в натуральное бешенство (во как человек за книгу болеет!). Начинает орать на меня по телефону, что обложка ему нравится, художнику, оптовикам, что я ни хрена не понимаю в обложках, что он костьми ляжет, но будет так, как он сказал, и т.п. Я это слушаю, и жалею, что он не рядом - я бы его убил.

Человек делает паузу, чтобы отдышаться, и я сразу этим пользуюсь.
- Ты все сказал?
- Да.
- Отлично, а теперь иди на х... - кротко говорю я, и кладу трубку.

Конечно, обложку эту не утвердили, потому что у меня в контракте, по моему настоянию, пункт - "Обложки приминаются на основе ВЗАИМНОГО согласия сторон". Человек сделал вид, что ничего не было, я тоже, и мы далее общались, как ни в чем ни бывало:). Сейчас этого человека в "Олме" нет, как нет и пиар-отдела. Очень жаль. В АСТ пиар-отдел димедрольно-спящий, там так не работают, ибо не просыпаются. Там хроническое проклятие пиар-отдела, который никак ничего не хочет делать. Он даже возмущается, если его заставляют работать. Главы пиар-отдела меняются со скоростью римских императоров в период посленероновской смуты. Однако, мне повезло с первым бренд-менеджером - парень тоже работал классно (щас у него вообще свой книжный магазин), и делал все на максимуме. Но АСТ было в некоторой степени проще. Они крутое издательство, и могли попросить магазины выставить книгу, как они хотят. Плюс - у них 300 своих магазинов, и там они тоже выставляют в лучшем виде. "Апокалипсис Welcome" разошелся тиражом в 45 000 экземпляров, и я до сих пор не знаю, КАК это случилось, ибо рекламы не было ни рубля - только хорошие выкладки в магазинах на классных местах. Однако, результат превзошел ожидания. Сейчас в АСТ таки пришел толковый человек на пиар-руководство - будем думать, что все будет лучше, и проклятие исчезнет.

Система "просто дать денег, чтобы сделали красиво", в последнее время перестала работать. Так, Брусникина с рекламной кампанией на 500 тысяч долларов бюджета в 2007 году продали 500 тысяч экземпляров, а Борисову с бюджетом в 250 тысяч "зеленых" - 50 тысяч экземпляров. Один бизнесмен вложил в рекламу своей книги про шпионов $200 тысяч, как результат - продано 5 (!) тысяч тиража. Народ от ярких щитов по всему городу, вероятно, несколько устал.  Другое дело, что рекламы хотят ВСЕ авторы, и тут облом. Если это типовая серия, и тираж 3 000 - никто рекламировать не будет, ибо с вами в серии пятьсот других авторов, и вас скучно обзовут "ассортиментом". Если есть выбор - не печатайтесь в таких сериях, это вам ничего не даст, кроме ощущения подержать в руках книгу - но это радости на 5 минут. Меня стали печатать сразу без серий, мне повезло. Если начальство велит пиар-отделу ставить книгу в "приоритет", то это тоже не панацея. Я знал одну книгу, которую поставили в "приоритет". В пиар-отделе разослали все бумаги по магазинам, и успокоились. Из 5 000 экземпляров книги продалось 500. Автор не выпил яду только потому, что девушка она по жизни пофигистичная, я с ней вместе работал. Но больше она уже не пишет.

Продолжение следует...


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вчера поздно вечером военная техника, которая будет участвовать в Параде Победы на Красной площади 24 июня, перебазировалась из Алабино в Москву. Мы, конечно, пытались заснять ее, особенно объявленные и необъявленные новинки, вот что получилось. К сожалению, приехали чуть позже и потом ...
В вагон зашли две женщины с большими сумками. Видно, что это мать и дочь. Очень похожи, одного телосложения, одни черты лица, движения. Только возраст выдает, что это мать и дочь. Сели в разных местах, но недалеко друг от друга.  - Я понять не могу, чего ты прешься ко мне в ...
Как-то меня подзадолбали люди, считающие личные блоги чем-то большим, чем банальный дневник. Обязательно надо придти и сказать: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд с колбасой ешь». Ну, скажи и проходи мимо. Но нет… Они будут долго и нудно ...
В продолжение тем: Лучше один раз увидеть. Петли обратной связи. Обычно считается, что эффективное кодирование сенсорного восприятия основано на критерии максимизации информации, то есть сенсорный мир должен быть представлен как можно точнее. Этот критерий имеет смысл для ...
Здесь сложно, что–либо добавить. Пес не бросил раненого спутника. Просто посмотрите. Благодаря усилиям японской организации поддержки и спасения животных, активно работающей на территории катастрофы, обе собаки были найдены живыми в ...