Про авторский гонорар. Часть III - пиар
rl2 — 23.12.2010Это в некоторой степени офф-топ, но частично тоже имеет
отношение к теме.
Считается, что без пиара сейчас никак. В этом уверены очень многие,
в том числе столь великие специалисты, как Писательница Земли
Русской - книга не дойдет к читателю сама по себе. Случай с
провалом собственной книги при наличии пиар-компании, думается, ее
ни в чем не убедил, потому как подобные люди из принципа
будут лбом об стену биться. Я слышал много мнений, что
покупают книги только в тех, кто в телевизоре, и т.п. Я не
покупаю книг телеперсон, но я и не целевая аудитория, так сказать.
Но многие думают, что реклама - это святое. Им дадут бабла, и они
утром проснутся знаменитыми, ибо иначе быть не может.
Что было на моем собственном опыте? В общем-то, мне был пофиг
тираж, и абсолютно пофиг количество денег с него - но конечно,
я хотел, чтобы "Элемент крови" разошелся, а не кис на складе.
"Олма" обещала пиар-компанию по мере сил, потому как денег на
неизвестного автора ей было жаль, и понять их можно - на всех не
напасешься. Поэтому они устроили в московских магазинах
выкладки на кубиках, и попросили продавцов прочесть книгу. Те
прочли, и стали активнее рекомендовать. К концу мая (он вышел
в апреле) "Элемент крови" разошелся тиражом в 18 000 - в
"Олме" даже бывалый народ офигел. Собственно, я тоже. Я
уже был до этого в книжных магазинах, прошел по огромным рядам с
полками, забитыми книгами, усвоил, что при таком количестве книг я
никому на хрен не нужен, и успокоился. При таком успехе "Олма"
раскошелилась на рекламу - аж 4 000 долларов за 2 недели, плакаты
на Кольцевой линии в метро. Это тоже сработало, и с тех пор реклама
в метро мне очень нравится:). Удивительно, какие круги дает такая
реклама. Казалось бы, вот одна линия метро в одном городе, и что?
Но круги расходятся быстро. Видя рекламу, сами магазины кладут
книгу на видное место, а в других городах книжные, глядя на
Москву, поступают также. Посему меня поначалу удивляло, что книгу
хорошо выставляют как в Москве, так потом и в Нижнем Тагиле,
хотя их никто не просит.
Лично я считаю лучшей рекламой сарафанное радио.
Почти все книги, что я купил за последние лет 12 - следствие
рекомендаций друзей. Например, когда 5 человек зарекламировали мне
Акунина, я сломался:). На второй книге "Минус ангел" "Олма" тоже
потратила аналогичную сумму на стенды у автобусных остановок, и
тираж ушел "влет" за 2 недели. Помню, звоню я - дайте книжечку, а
мне говорят - сорри, на складе уже нет. Тогда же я впервые увидел
книгу в рейтингах продаж крупных магазинов. Мне казалось, что это
вообще не я. На "Печать Луны" сумма была потрачена в два
раза меньше - просто напечатали буклетов с выдержками из
книги, и продавцы в магазинах давали их покупателям вместе
с покупкой, и клали эти буклеты у касс. Тираж "ушел" за 2 месяца -
тема была новая, ибо народ ждал приключений K&M, а я им дал
альтернативку с бассейном кровищи:).
Как я понял, очень важно, чтобы книга нравилась народу в
издательстве. В "Олме" народ в пиар-отделе ее так раскручивал
яростно, как будто он ее сам написал. Глава пиар-отдела (мы были на
"ты") постоянно звонил мне домой, предлагал то и это, ездил в
магазины, все отслеживал. Он постоянно предлагал на совете
директоров "Олмы" вложить в масштабную рекламную кампанию $50
тысяч, но в "Олме" падали в обморок при таких суммах, и его никто
не слушал. Человек этот фонтанировал идеями. Один раз мы
здорово поругались из-за этого, накануне выхода "Печати Луны".
Он мне звонит, и говорит - вот, сделали обложку, оптовикам
нравится, магазинам нравится. Я смотрю, и бледнею - на обложке
женщина, сильно демонического вида. Я ему говорю - ты в своем уме?
Давай еще имя маньяка на обложке напишем, чего уж там. Он
приходит в натуральное бешенство (во как человек за книгу болеет!).
Начинает орать на меня по телефону, что обложка ему нравится,
художнику, оптовикам, что я ни хрена не понимаю в обложках, что он
костьми ляжет, но будет так, как он сказал, и т.п. Я это слушаю, и
жалею, что он не рядом - я бы его убил.
Человек делает паузу, чтобы отдышаться, и я сразу этим
пользуюсь.
- Ты все сказал?
- Да.
- Отлично, а теперь иди на х... - кротко говорю я, и кладу
трубку.
Конечно, обложку эту не утвердили, потому что у меня в контракте,
по моему настоянию, пункт - "Обложки приминаются на
основе ВЗАИМНОГО согласия сторон". Человек сделал вид, что
ничего не было, я тоже, и мы далее общались, как ни в чем ни
бывало:). Сейчас этого человека в "Олме" нет, как нет и
пиар-отдела. Очень жаль. В АСТ пиар-отдел димедрольно-спящий, там
так не работают, ибо не просыпаются. Там хроническое проклятие
пиар-отдела, который никак ничего не хочет делать. Он даже
возмущается, если его заставляют работать. Главы пиар-отдела
меняются со скоростью римских императоров в период посленероновской
смуты. Однако, мне повезло с первым бренд-менеджером - парень
тоже работал классно (щас у него вообще свой книжный магазин), и
делал все на максимуме. Но АСТ было в некоторой степени проще.
Они крутое издательство, и могли попросить магазины выставить
книгу, как они хотят. Плюс - у них 300 своих магазинов, и там они
тоже выставляют в лучшем виде. "Апокалипсис
Welcome" разошелся тиражом в 45 000 экземпляров, и я до сих
пор не знаю, КАК это случилось, ибо рекламы не было ни рубля -
только хорошие выкладки в магазинах на классных местах.
Однако, результат превзошел ожидания. Сейчас в АСТ таки пришел
толковый человек на пиар-руководство - будем думать, что все будет
лучше, и проклятие исчезнет.
Система "просто дать денег, чтобы сделали красиво", в последнее
время перестала работать. Так, Брусникина с
рекламной кампанией на 500 тысяч долларов бюджета в 2007
году продали 500 тысяч экземпляров, а Борисову с бюджетом в
250 тысяч "зеленых" - 50 тысяч экземпляров. Один бизнесмен вложил в
рекламу своей книги про шпионов $200 тысяч, как результат - продано
5 (!) тысяч тиража. Народ от ярких щитов по всему городу,
вероятно, несколько устал. Другое дело, что рекламы
хотят ВСЕ авторы, и тут облом. Если это типовая серия, и тираж 3
000 - никто рекламировать не будет, ибо с вами в серии пятьсот
других авторов, и вас скучно обзовут "ассортиментом". Если
есть выбор - не печатайтесь в таких сериях, это вам ничего не даст,
кроме ощущения подержать в руках книгу - но это радости на 5
минут. Меня стали печатать сразу без серий, мне повезло.
Если начальство велит пиар-отделу ставить книгу в "приоритет", то
это тоже не панацея. Я знал одну книгу, которую поставили в
"приоритет". В пиар-отделе разослали все бумаги по магазинам, и
успокоились. Из 5 000 экземпляров книги продалось 500. Автор не
выпил яду только потому, что девушка она по жизни пофигистичная, я
с ней вместе работал. Но больше она уже не пишет.
Продолжение следует...
|
</> |