Про автора бестселлеров 19 века
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Величие писателей, то, кого записывать в классики, а кого "отставить", дав на откуп лишь специалистам-филологам и литературоведом, определял один-единственный критик, "неистовый Виссарион". И одна-единственная хрестоматия 1880-х годов издания, куда составитель, ничтоже сумняшеся, напихал "актуалочку" (представьте, что нынче кто-то составит школьный учебник, выбрав туда сплошь имена из шорт-листа "Букера"). Без изменений эта хрестоматия перекочевала в школьную программу. И мы не замечаем тех, кто писал параллельно с классиками. Фигура Пушкина искусственно затмила собой все, а ведь "наше все" не мог существовать в отрыве от других, подчас более работоспособных. К таким отношу и Бестужева-Марлинского. С которого "делал жизнь" Миша Лермонтов (именно с него, а не с Байрона, сам же писал, что "он другой"). Лермонтов вошел в пресловутые хрестоматии, Бестужев - нет. Хотя он трудился, не покладая рук своих, и перенес популярные в Европе жанры на русскую почву. Он не только "русский Вальтер Скотт", он и "русский Мелвилл", и даже "русский Теккерей" (хотя, признаться, Вельтман со своей "Саломеей" более туда подходит). Отмечу, что он первый вдался в историю Прибалтики и представил ее в своих повестях. Все мифы и легенды Остзеи - в том же "Ревельском турнире", да и не только.
Про альманах "Полярная звезда", который выписывали все прогрессивные люди, тут уже давно сказано.
А меня восхищает, что Александр Бестужев продолжать писать и на каторге, и на Кавказе, и в любых условиях. Писать и печататься. Псевдоним, кстати, он выбрал еще до всей этой истории с восстанием декабристов - он был гвардейский офицер, аристократ (фамилия-то довольно старинная) и не хотел привлекать к своей особе внимания. Что же, автор всегда вторичен - поэтому так много кто пишет не под своим именем.
В 20 веке его издавали, в основном, в антологиях "второстепенных" поэтов. Если бы не его участие в деле декабристов, то, возможно, закинули бы на дальнюю полку. Как поступили с Одоевским, которого оставили как "детского писателя", проигнорировав все прежние работы. Не знаю, издавали ли собрания сочинений Бестужева-Марлинского. Потому что при жизни он издавался лишь в журналах и альманахах.
Также необходимо дополнить, что он писал и стихи, и рисовал - не так как его старший брат Николай, но тоже выразительно. Мог легко написать агитку для солдат (к вопросу, "они вывели ничего не соображающих бедных солдатиков на площадь" - а для кого эти все частушки писались и распространялись? Именно для агитации солдат на их уровне понимания.
В прозе Бестужева-Марлинского - внимание к деталям, которому стоит поучиться каждому писателю. И это важно. "Картинка" создается крайне выразительная, даже если написано о фантастических делах.
В будущем я, кстати, хочу продолжить эдакие рецензии на "книги забытых писателей". Сенковский, Вельтман, та же Надежда Дурова, которая, кроме мемуаров, оставила еще целый том собственных повестей, не столько романтических, сколько "жизненных", иногда мелодраматических, тот же Одоевский, и прочие.
|
</> |