Про Анатолия Мариенгофа
tareeva — 30.11.2025
В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми (у Анатолия была ещё младшая сестра Руфина). Там Анатолий продолжил учёбу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…» Здание Пономарёвской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней, и в 2015 году на нём была торжественно открыта мемориальная доска в честь Мариенгофа.
Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось: началась Первая мировая война.
В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он оказался в армии, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.
Во время военной службы он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».
В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, Мариенгоф с головой уходит в литературу. Его произведения выходят в нескольких поэтических сборниках, а в 1918 году он выпускает первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Там же он организует поэтический кружок, в котором состоят его соученик по гимназии поэт Иван Старцев и художник Виталий Усенко.
Летом в город вошёл Чехословацкий корпус. От случайной пули погиб отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Стихи Бухарину не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.
Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих, а после — знакомство с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Они называют себя имажинистами, о чём заявляют «Декларацией», опубликовав её в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).
С Есениным Мариенгофа связала тесная дружба. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919 года побывали в Петрограде, весной 1920 года — в Харькове, летом — в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг к другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвящает Мариенгофу поэму «Сорокоуст», драму «Пугачёв», стихотворения «Я последний поэт деревни» и «Прощание с Мариенгофом».
31 декабря 1922 года Мариенгоф женится на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. В браке родился сын Кирилл (10.07.1923, Одесса — 4.03.1940, Ленинград).
В 1924—1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом «Пролеткино», вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.
В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешённого в СССР, недопустимо».
В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Романы «Циники» и «Бритый человек» в статье даже не были упомянуты.
Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 года. Причины до настоящего времени не установлены.
Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.
В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре вместе с Большим драматическим театром Мариенгоф и его жена были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет.
В послевоенное время против А. Б. Мариенгофа и М. Э. Козакова была развёрнута травля за их пьесы «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».
В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но она не была принята к постановке.
В 1953—1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу («Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»), в которой рассказал о детстве и юности, дополнив портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).
Скончался 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.»
Была такая частушка: «Ходит Толя неумыт, а Серёжа чистенький, потому Серёжа спит с Дуней на Пречистенке». Мне очень нравится, когда называется место действия, в данном случае это Пречистенка. Может быть, мне это нравится потому, что я очень люблю Москву, и мне доставляет удовольствие писать названия её улиц, площадей и переулков.
Я видела кинофильм «Циники» по роману Мариенгофа. Фильм мне очень понравился. Главную женскую роль в нём играла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, которая стала после этого фильма одной из моих любимых актрис. Режиссёр фильма Дмитрий Месхиев только её видел в этой роли, но по-русски она говорила с очень сильным акцентом. И тогда Месхиев придумал, что она много лет жила в эмиграции.
Дорогие читатели, вам, наверное, кажется неоправданным, что я так много внимания уделила Мариенгофу. Но недавно мы писали про Есенина, а для меня Мариенгоф и Есенин связаны неразрывно.
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Ангелы разделились
Улица имени Дарьи Дугиной
Пропал дом
Когда русские матрешки еще не вызывали брезгливости
Oracle посыпался
Оха. Как разворовать городское ТВ и не попасть под УК?
Доступность красной икры в СССР

