![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomkat_bilbo2793782364923364923_original.jpg)
Прививка от людоеда? Чёрная магия фильма "Трудно быть богом" (А.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Прививка от людоеда? Чёрная магия фильма Прививка от людоеда? Чёрная магия фильма Трудно быть богом (А.](/images/main/privivka-ot-lyudoeda-chernaya-magiya-filma-trudno-bit-bogom-a-8a995d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/kat_bilbo/2793782/364923/364923_original.jpg)
Этот текст я написала два года назад, положила отлежаться, а потом у меня понеслось всё со здоровьем и лечением, и было как-то не до того. Я написала его в попытке объяснить, как имеет смысл употреблять это кино. Но можно употребить и материал реальной жизни, его достаточно.
-----
Очередной раз наткнулась в сети на обсуждение фильма А. Германа "Трудно быть богом". Того самого, за который столько копий поломалось, и все запомнили ослиный хер. Я посмотрела фильм в 2014-м, когда он только вышел, смотрела честно и внимательно, чтобы моё мнение о нём тоже могло быть честным и вдумчивым.
В этом фильме была мною обнаружена очень, очень важная вещь. Я о ней тогда черкнула коротко в ЖЖ, а сейчас хочу разобрать поподробнее. Да - для того, о чём я здесь пишу, в принципе, не очень важно, видели вы это кино или нет.
Сразу скажу: я вообще не рассматриваю это кино как прямую экранизацию романа Стругацких. Этот фильм - размышление по мотивам, и только так я готова его обсуждать. Да - фильм, безусловно, крайне неприятный (впрочем, искусство и не обязано быть приятным), тяжёлый, наверняка где-то спорный - но он очень, очень осмысленный. Я вам сейчас покажу ключевой момент, который указывает на один интересный приём. Момент не особо очевидный - но невероятно, на мой взгляд, ценный. Самый ценный в этом фильме. Возможно, ради этого и была вся затея.
Давайте сразу к делу.
Вот я смотрю кино. Смотрю.
Мне, зрителю, уже полтора часа непрерывно показывают толпы уродов, адище, треш, бардак, грязь, говно, распущенность, гвалт и пердёж, долго, навязчиво, тяжко, монотонно. До изнеможения. Как в гипнозе.
Я реально, сенсорно, очень сильно уже от этого устала, у меня болит мозг, это практически уже транс, во вполне клиническом смысле.
И на апогее этого мучительного бардака я вместе с героем распахиваю окно...
И резко, внезапно вижу тишину.
Выхожу в очищенный Чёрным Орденом город. Наведение порядка - пустые свободные от толкотни улицы, пространство, воздух, тишина; даже казни и пытки, сортировка и утилизация человеков и тел - упорядочены штабелями и рядочками, а палачи и гвардейцы вежливы, спокойны, добродушны и надёжны. И без сарказма - как же вольно дышится в обновлённом Арканаре! Это ощущается буквально на сенсорном уровне (прекратились мучительные звуки, мельтешение, наиболее отвратные образы) - стало физически, органически легче.
Ну хоть кто-то прибрал эту пестрочеловеческую срань.
Стало не больно.
Выдыхаем.
Боже, хорошо-то как...
И - внимание! - на этом месте я получаю уникальную возможность ощутить буквально на собственной шкуре тот механизм (физиологический, биохимический, не про сознание), на котором - вот сюрприз! - во многом и срабатывает приход к власти на пике смутных времён - сущностно деспотических, тоталитарных общественных систем и диктатур (в обиходе мы часто навскидку употребляем общее слово-образ "фашизм").
Эко наш Умберто в своей рецензии на это кино написал, что нам показывают настоящий ад:
"В этом аду, созданном из нетерпимости и изуверств, из омерзительных проявлений жестокости, нельзя существовать отдельно, как будто не о тебе там речь, не о тебе fabula narratur. Нет, фильм именно о нас, о том, что с нами может случиться, или даже случается, хотя и послабее. Менее жутко в физическом отношении".
Но нам показывают не просто ад - нам прицельно показывают эволюцию ада.
Как "адский бардак" перерождается в ещё более, в сущности, страшную форму - "адский порядок".
Почему более страшную - потому что даже среди адского бардака у тебя ещё остаётся твоя воля и возможность поиска, а адский порядок тем и крут, что при нём своей воли тебе по принципу не положено: ты должен её отдать. И _смыслом_ происходящего тоже рулишь не ты - тебе его выдают сверху.
Это ситуация, когда люди, измотанные физически и нервно тяжким бытийным неустроением, унижением, страхом, бессилием, нуждой, и - внимание, это самое давящее! - утратой смысла и логики всего происходящего; люди, которые не чувствуют в себе сил и разумения что-то исправить, рады приходу кого и чего угодно - диктатора, палача, фашиста, людоеда - лишь бы хоть кто-нибудь ОН навёл порядок и снял нагрузку с измученного мозга и нервной системы; хоть как, любыми средствами, чтобы ОН что-то взял на себя и решил за меня, потому что я задолбался, я просто всё...
Казалось бы - ну и что, вроде общее же место, что диктатурки часто поднимаются на ресентименте, на недовольстве людей, чувствующих себя униженными и растерянными. Это известно и понятно. Ну да, и я тоже была в курсе.
Не всем понятно, насколько глубоко вшит в людях этот механизм.
Важно, что это биология. Биохимия. И она работает у всех. Начинается - с неё.
Этот механизм принятия (на уровне чувств, эмоций, химии организма) может включиться у любого, даже очень достойного и всё понимающего человека. И у меня, культурного прохаванного зрителя, он включился на уровне тела, я сама испытала это облегчение, этот кайф. Чуть позже отследила, что это было. Но по факту оно сработало.
Эка, скажете, невидаль - сработало у неё чувство облегчения от того, что срань убрали.
Это нормально.
Интереснее то, что ровно в этот момент на палачей Чёрного Ордена, которые на моих глазах вешали, пытали и делали прочие, в принципе, нравственно непривлекательные вещи, я посмотрела с искренней, животной благодарностью и умилением.
То есть, в фильме - это был чистый, тщательно выделенный и очищенный от посторонних примесей демонстрационный концентрат "ситуация + чувство".
И у меня по некотором размышлении сложилось, пришла новая ясность - что это было и про что. Картинка развернулась - что происходит с человеком в таком раскладе, чему он рад и на что готов.
Значит, и я не застрахована?
Если в какой-то момент психика перегрузится - страх, боль и отсутствие смысла зашкалят - механизмы самозащиты и выживания тела перехватят управление - и я могу инстинктивно метнуться за облегчением и, в пределе, сдать свой мир в руки людоеда вместо того, чтобы собираться с силами и налаживать мир своими руками. Главное - как следует меня задолбать.
И главное - главное! - мне этот людоед будет на уровне чувственном, гормональном симпатичен и мил, я буду ему благодарна, я буду видеть в нём лучшее, простительное, и в чувстве своём оправдывать его, пока смогу.
Просто потому что он сделал. мне. легче.
Он спас мою психику.
Он мне нужен.
Это дорогого стоит.
И кстати, быстро вызывает привыкание. Химия работает быстрее, чем разум.
(Позже людоед, возможно, сожрёт и меня, но это будет уже совсем другая история).
И так реально происходит в жизни.
Об этом можно рассказывать в теории, вот как я сейчас пишу этот текстик, но обычная реакция человека даже вполне осознанного: "Да вы что, дурак, что ли? Такое может произойти только с глупыми, недостаточно развитыми людьми. А со мной такого не случится, я порядочный и я умный!"
Ты умный, но ты ещё и животное. Биологическое. И у тебя это работает. И с тобой может случиться. И ты не застрахован.
С вероятностью, ты, как и я, что-то такое уже чувствовал раньше. Или чувствуешь сейчас. Но не факт, что отследил - ощущения тела зачастую не очень уловимые и ещё хуже понимаемые.
А если не веришь - ну, можно сделать сверку.
Например, собери жопу в кулак, посмотри это кино всерьёз без пива и отрыва, в тёмной комнате (да, надо правильно употреблять), прочувствуй своим телом этот момент и скажи - что. ты. почувствовал? Теперь - понимаешь?
Теперь - ты сможешь опознать это в тот момент, когда что-то такое начнёт происходить с самим тобой и с людьми рядом? Понял телом своим, шкурой, как это работает?
Ты предупреждён и хоть немножечко вооружён.
Я на самом деле не знаю, имел ли режиссёр сам именно такую цель осознанно. Но по факту я вижу, что в этом фильме содержится уникальный (не знаю больше примеров) телесный тренинг по узнаванию адского порядка - и речь о возможности распознавания при самом первом, ещё животном, чувственном признаке этой инфекции, с демонстрацией на натуре непосредственно самого импульса первого принятия.
Сделать такое средствами визуального искусства, при помощи экрана сделать так, чтобы зритель смог в буквальном смысле телом прочувствовать подвижку, смену такой невещественной штуки, как парадигма восприятия - это больше чем искусство, это выход за пределы метода, это почти волшебство. В данном случае - недоброе, чёрное, но в таком применении - полезное.
Это как прививка, знакомство организма с инфекцией.
Ну да, препарат мерзкий на вкус и тяжёлый при приёме. Не всякий потянет.
Ну так и тот же анти-фашизм, в сущности, как позиция - тяжёлая штука, тоже не всякий потянет.
И даже не в плане деятельности, деятельность - другая, отдельная плоскость.
Не всякий потянет - _не возлюбить_ в лихую годину спасительного людоеда. Эти ЕГО специфичные простоту, порядок, надёжность, простор, свежий воздух и жёсткий выданный смысл - вместе со всем, чего это стоит.
А дальнейшие ужасы адских порядков - это лишь следствия того, что людоеда приняли и возлюбили.
Да ладно, я понимаю, что вряд ли кто-то в самом деле пойдёт напрягаться и проверять на себе эту магию этого кино. Ну, хотя бы на слово.
Человек и организм, будь внимателен к себе, ты сам - более уязвимый, но и более чуткий инструмент, чем ты, возможно, думаешь. Слушай тело, оно подскажет.
Если мир сошёл с ума, а ты натурально измучен окружающей сранью - возможно, это созревает почва.
Если вдруг ты начал на уровне симпатическом, вот прямо кожей и нервами ощущать, что некто тебе уже весьма мил, потому что он наверняка чудным образом исправит мир вокруг тебя - только надо выдать ему кард-бланш и сдать вожжи - и так близка спасительная передышка - срочно проверь себя!
Возможно, ты уже инфицирован и потянулся на завлекательный аромат приближающегося чудовища.
Ты ещё рассуждаешь и сомневаешься, но биохимия может предать тебя, и тебе откроется "истина".
Почувствовал сладко?
Бегом вырабатывать антитела и понимание происходящего с тобой и в тебе. И в окружающей тебя среде.
Возможно, тебе повезло с иммункой, ты вовремя всё засёк и сегодня проскочил. Но на всякий случай всё-таки послеживай - нет гарантии, что проскочишь и завтра.
А ещё, по возможности, ты, каждый - старайся не дать себя задолбать до потери мозга, не прекращай понимать и создавать смысл. Приложи собственную волю - и любыми доступными тебе средствами сам делай легче миру и людям, не дожидаясь триумфального выхода людоеда.
И обратно возвращаясь к фильму.
Человек - плоть, и ой непросто ему быть необусловленным животными реакциями "Богом". Полнота и цельность требуют проявления на всех уровнях. Где не случилось понимания плоти, не будет реализован и дух.
Финал мы видим не таким, как в книге.
Мессианство провалено. Главный герой фильма, осатанев и переломавшись, ощупью, выдвигается в новый поиск в той же действительности, где находится, а не бежит в слезах домой, на Землю, в свой прежний мир, закутаться в его возвышенные построения. Он движется дальше таким, как есть - для начала просто человек. Хочется предполагать, что в сторону честного познания себя и мира - заново, оттолкнувшись от дна.
Родной мир не смог его научить своей прекрасной теорией.
Здесь он прочувствовал практику сорвавшейся с катушек плоти.
Существом, неподвластным плоти, стать трудно, идти туда долго... но надо.
Хорошее, полезное кино.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomkat_bilbo2793782364923364923_original.jpg)