Пришельцы, роботы и говорящая мышь — 8 неожиданных фильмов ленинградского ТВ,

топ 100 блогов postmodernism24.11.2021

По решению ООН, 21 ноября — День телевидения. «Фонтанка» отнеслась к дате всерьез и решила вспомнить забытые телефильмы советских лет, которые ничем не хуже «большого кино».

Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)

Праздник — повод для рассуждений: с одной стороны, телевизор год от года теряет позиции, уступая интернету, а с другой — «ящик» не зря прожил свою жизнь: для телеэфира было создано множество качественных художественных проектов. Весной этого года советский телеспектакль по мотивам «Властелина колец» попал в сеть и снискал там огромный успех — ретро-фэнтези Ленинградского ТВ посмотрели несколько миллионов человек! И это они еще не знали про пожирающего самого себя кота из экранизации Стругацких, говорящую мышь, воскресшего бюрократа, принцессу-грешницу и психологическую драму по Гоголю. Теперь — узнают!

«Верный робот» (1965)

Далёкое будущее. Роботы-помощники распространены так же, как сегодня смартфоны. Люди всё время обсуждают достоинства и недостатки машин и стремятся раздобыть последние новинки. И хотя писатель Клемпнер предпочитает жить ретроградом и обходиться без робота, когда по почте ему присылают самую современную и услужливую модель, он сдаётся и оставляет её у себя. Скоро Клемпнер узнаёт, что ему достался необычный робот — и не только потому, что он обладает безупречной пластикой и обаянием артиста Сергея Юрского. Оказывается, железный мужчина по имени Граумер — изобретатель. И в то время, когда все люди мечтают создать идеального робота, робот Клемпнера трудится над конструкцией идеального человека.

Одно из достоинств этой постановки Ивана Рассомахина по пьесе Станислава Лема — визуальный ряд в духе фантастических и мистических фильмов 1920-х годов. Граумер — словно сородич сомнамбулы из немецкого «Кабинета доктора Калигари» (1920), а декорации напоминают о футуристической «Аэлите» (1924) Якова Протазанова. Ещё здорово, что появлению в мире механических людей сопутствует возникновение новой робоэтики, к чему «старое» человечество относится по-разному: одни говорят, что машинам тоже нужны права, а другие сердятся, что «теперь робота даже нельзя посадить в подвал, если он нашкодит». В конце конов, прекрасно, что герои не подразделяются на плохих и хороших. Тот, кто поначалу был нам несимпатичен, может совершить добрый поступок. А того, кого сперва опасаешься, под конец хочется пожалеть.

Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Верный робот» (1965)


«Понедельник начинается в субботу» (1965)

Программист Привалов едет по нарисованному миру на настоящей «Волге» и приезжает в город Соловец, где его селят в Изнакурнож — Избушку на курьих ножках. Там он знакомится с жителями необычного мира — молодой женщиной, забавно загримированной под старушку и называющей себя дочерью Змея Горыныча, и говорящими плюшевыми животными. Среди последних особенно выделяется кот Василий, который не только рассказывает сказки, но ещё и орёт, курит и умеет есть собственную морду. Судя по всему, когда куклу делали, не до конца проработали мимику, и поэтому, чтобы выглядеть живее, коту приходится закатывать глаза и жутковато сжиматься. Даже странно, что с ним до сих пор не наделали мемов.

Когда фильм только появился — в один год с книгой-первоисточником — ни авторы-Стругацкие, ни их почитатели его не оценили. В общем, их тогда многое могло смутить: хоть Василий, хоть слово seks на одном из плакатов в НИИЧАВО, хоть слишком уж условный художественный мир с почти полным отсутствием декораций. Но за полвека телепроект, что называется, настоялся, и теперь кажется, что это просто стиль такой — местами наивно-потешный, а местами психоделическо-сюрреалистический. Светел и добр этот привет из 60-х, снятый Александром Белинским, где люди не хотели выходных и Нового года, а хотели оживлять сушёную воблу и произносить длинные монологи о науке, которая нужна для счастья. А ценителям Стругацких наверняка будет приятно, что, в отличие от более известных «Чародеев» (1982), эта экранизация ближе к первоисточнику, хотя и охватывает не всю повесть, а, в основном, первую её часть — «Суета вокруг дивана».

Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)


Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)
Фото: Кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу» (1965)


«Захудалое королевство» (1967)

Режиссёр Глеб Селянин устроил на советском телевидении настоящий ад. И это не фигура речи: в его мюзикле по мотивам «Озорных сказок» Йозефа Лады всё начинается в преисподней. Люцифер отчитывает Вельзевула: черти только и знают, что петь и плясать, а тем временем в аду не хватает грешников. Если так пойдёт и дальше, «организацию» придётся закрыть. Вельзевул идёт на поиск согрешивших и находит принцессу Маню из Захудалого королевства. Она не учит уроков, не уважает старших и показывает язык. «Из того, кто показывает язык, может получиться отличный грешник», — заключает Вельзевул.

Тем временем добрый волшебник дед Габадей тоже недоволен Маней и делает так, чтобы у неё на голове вырос коровий рог. Отец Мани, король Матей, действует в этой непростой ситуации как президент Туркмении в борьбе с коронавирусом — запрещает всем произносить само слово «рог» и вообще засекречивает всё, что касается болезни принцессы. Дальше в том же духе и ещё много интересного. Но все нюансы первоисточника в спектакль не влезли, так что пришлось Селянину в 1978 году снимать ремейк, двухсерийный и в цвете. Любопытно, что, если в оригинале Люцифера сыграл артист Сергей Боярский, то в ремейке эта роль досталась его сыну Михаилу. Видимо, образ решили передавать по наследству.

Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)
Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)


Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)
Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)


Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)
Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)


Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)
Фото: Кадр из фильма «Захудалое королевство» (1967)


«Пять миллионов» (1968)

В начале 30-х годов писатели Ильф и Петров специально для французской кинофирмы «Софар» написали сценарий немой кинокомедии «Пять миллионов». Правда, его не экранизировали, но после того, как в 1961 году текст опубликовали в журнале «Искусстве кино», им заинтересовалось Ленинградское телевидение. Через семь лет появилась единственная в своём роде постановка по малоизвестному сочинению «отцов» Остапа Бендера, где, как и в оригинале, некий счастливец выигрывает в лотерею крупную сумму. Не желая огласки, он скрывает своё имя, а в качестве места проживания указывает городок в провинции, что приводит к цепочке забавных недоразумений.

Режиссёр Александр Белинский вновь поселил своих героев в «бумажный» мир с нарисованными домиками и окошками. Но со времён «Понедельника…» отточил этот приём: теперь сказочная действительность кажется более объёмной и цельной. Картинки на задниках иногда транслируют дополнительную информацию о героях — например, на рабочем месте проститутки Лилиан — всюду портретики усатых мужчин и обнажённые фигуры, а дома у тучного чиновника Брандена — рисунок с большой черепахой. Отдельная интересная особенность — музыка авторства Чарли Чаплина. С её помощью зрителя, очевидно, хотели погрузить в мир классической чёрно-белой комедии.

Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Пять миллионов» (1968)


«Воскресение в понедельник» (1968)

Как подчас удивительно функционировала советская цензура! В 1958 году Леонид Гайдай делает свой первый самостоятельный фильм — экранизацию пьесы Владимира Дыховичного и Мориса Слободского «Воскресение в понедельник». Получившаяся лента «Жених с того света» попадает под цензурный каток, её основательно сокращают, а Гайдая за малым делом не изгоняют из кино навсегда. Через десять лет эту же пьесу Юрий Маляцкий ставит для Ленинградского ТВ. Всё та же история о начальнике, которого отказываются считать живым из-за того, что по недоразумению получили справку о его смерти, те же прекрасные реплики: «Они ко мне на похороны не пришли, и я к ним не приду», «Ваши похороны могли иметь огромное воспитательное значение» и т.д. И ничего, показали. Песочить бюрократов по телевидению уже оказалось можно.

Интересно, что конфликт главных героев, «усопшего» шефа Петухова и его заместителя Фикусова, в каждой из версий подчёркнут их внешними данными: один большой, другой маленький, грубо говоря, классический комедийный дуэт — «толстый и тонкий». Но если Гайдай делает «толстым» Петухова (его играет Ростислав Плятт), а «тонким» подчинённого (Георгий Вицин), то Маляцкий не менее успешно распределяет роли по принципу «от противного»: молодой подвижный начальник (ведущий актёр Ленинградского театра комедии Лев Лемке) и возрастной дородный зам (артист БДТ Павел Панков). Отсюда разные варианты существования одних и тех же героев и отличия в их мотивах. К примеру, Фикусов Вицина — фанатичный бюрократ-идеалист. Он бы рад помочь шефу «воскреснуть», но не допускает мысли, что можно нарушить правила. А вот Фикусов Панкова — тёртый калач и явно метит на место босса, пользуясь стечением бумажных обстоятельств. То же самое с шефами. Петухов-Лемке, похоже, бюрократ удобства ради, зато Петухов-Плятт искренен и даже трогателен в своей органической симпатии к формальностям и закорючкам.

Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Воскресение в понедельник» (1968)


«Записки сумасшедшего» (1968)

При прочтении классической гоголевской повести, оформленной как дневник чиновника, который постепенно сходит с ума, не кажется, что перенести её на экран — удачная идея. Но при просмотре телеэкранизации Александра Белинского очевидно, что там «Запискам…» — самое место. Евгений Лебедев в роли Поприщина делает героя невероятно глубоким и разным: вот он смешной, а вот выражение его лица самодовольно-бессмысленное, как на классическом портрете героя кисти Репина, а вот он по-детски обаятелен, и мы почти верим ему, что собаки умеют писать письма, — а вот мы боимся Поприщина и тут же сострадаем ему.

Странные ракурсы, лицо персонажа в разбитом зеркале — всё работает на образ, но не это главное (в конце концов, треснутое отражение безумца — распространённый приём в кино о расстройствах личности). На первый план выходит внутренний сюжет, который проживает несчастный чиновник, с которым зритель, хочет того он или нет, вступает в эмоциональную связь, ведь актёр постоянно заглядывает в камеру, общаясь с аудиторией и даже приглашая в соучастники. Нам не позволяют наблюдать за происходящим отстранённо: будто другой гоголевский бедолага, Акакий Акакиевич Башмачкин, герой Лебедева доверчиво смотрит с экрана, одним взглядом говоря: «Я брат твой». И как проникновенно звучат отдельные реплики, превращаясь из бредовой нелепицы в полные тайного содержания поэтические афоризмы! И как жаль этого симпатичного человека, который не нашёл себя в мире и не выдержал его, за что мир так сурово его покарал!

Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)
Фото: Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)


«Говорящая машина» (1970)

Первое, что здесь подкупает — «говорящие» титры. Под атональную музыку на экране возникают гусь, козёл, корова и другие звери, которые представляют создателей фильма (режиссер — Глеб Селянин). После такого уже невозможно остановиться и хочется досмотреть до конца.

Мы оказываемся в доме, где в каждой квартире, кроме людей, есть какие-нибудь животные. Ещё там живёт профессор Рокзам, который вместе с племянником создал удивительный механизм, способный переводить речь собак, кошек, птиц и мышей в человеческую. Соседи по очереди заходят к Рокзаму с питомцами и узнают много интересного. Канарейка отчитывает пожилую хозяйку за недостаточно уважительное обращение с «певицей». Томная кошка критикует владельца-художника за авангардизм. У выдрессированного пса из дома мясника сломана психика и нет своего мнения: он говорит то, что понравится хозяину. А мышка по имени Запятая так трогательно признаётся в любви семье Шайбль, что, если раньше они не знали, что у них есть мыши, то теперь полюбили всех животных, и Запятую в частности.

Из недостатков: судя по всему, при переводе «книжной» драматургии в «экранную» что-то пошло не так, и временами сюжет провисает — одни животные и хозяева всё время сменяют других, нам хочется чего-то нового, какого-то интересного поворота, но всё идёт по накатанной. К счастью, при небольшом (30 минут) хронометраже это не критично. Тем более в конце зрителя ждёт сюрприз в духе «Электроника»: машина оживает и даёт свой комментарий по вопросу отношений людей и животных. По содержанию ничего необычного, но ведь никогда не будет лишним напомнить о важности межвидового добрососедства.

Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)
Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)


Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)
Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)


Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)
Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)


Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)
Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)


Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)
Фото: Кадр из фильма «Говорящая машина» (1970)


«Гум Гам» (1985)

Гуляя по району, ленинградский мальчик Максим видит, как кто-то завис в воздухе на складной лестнице и забирается по ней в никуда. «Давай с тобой поиграем?» — предлагает незнакомец. Он оказывается сверстником Максима по имени Гум Гам, только не землянином, а пришельцем. Гум Гам живёт на планете, где его и других детей-инопланетян опекает страшноватый механизм Автук с замашками компьютера из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Он вынуждает детей всегда веселиться, и ничему не учиться. Ослушание не поощряется.

«Гум Гам» Олега Ерышева — замечательный образец малобюджетной и немного абсурдистской фантастики 80-х, которая существовала не только в Голливуде, но и в позднем СССР. Интересен не только сюжет, где пионеры, столкнувшись с иноземным разумом, получают неограниченный контроль над реальностью (волшебный камень для телепортаций, вещество, которое позволяет «уметь делать всё» и, как вишенка на торте, летающая стремянка). Внимание приковывают ретро-спецэффекты: «кислотные» цвета, диковинные загогулины и геометрические фигуры, пляшущие на коне звёздного неба. Вот так включали советские зрители телевизор, а там вместо современных ток-шоу юные космонавты развлекаются под техно-поп, а вселенная подмигивает всеми цветами целлулоидной радуги!

Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)
Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)


Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)
Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)


Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)
Фото: Кадр из фильма «Гум Гам» (1985)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тренд нынешнего праздничного сезона. Я хочу знать автора этого креатива! И для разнообразия немного вам бендеровцев: Бендеровский десант высадился и получает последние указания от заокеанских кураторов. Они в кольце врагов и явно замышляют недоброе. Бендеровская рука т ...
Сегодня у меня день рождения.Напоминаю, что программа празднования изложена здесь: http://ljmob.ru/read/user/muravlyansky/198896/Что дарить, написано здесь: http://ljmob.ru/read/user/muravlyansky/198949Ну и конечно если вы это читаете, то приглашены на все три части. Или на любые по ...
оргинал поста здесь Подробно о ценах на жизнь в Болгарии я писал весной прошлого года, так же здесь вы можете увидеть минимальные сезонные цены на ...
Митрополит РПЦЗ Антоний (Храповицкий)   Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 27 августа/9 сентября 1927 года “Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми ...
Грибы являются, наверное, самыми удивительными, повсеместно обитающими растительными организмами. На Земле почти нет таких мест, где не было бы подходящих для грибов условий. Какие невероятные факты таят о себе грибы? - Грибы растут в горах и на равнинах, в болотах и пустынях, в ...