Пришельцы, роботы и говорящая мышь — 8 неожиданных фильмов ленинградского ТВ,

По решению ООН, 21 ноября — День телевидения. «Фонтанка» отнеслась к дате всерьез и решила вспомнить забытые телефильмы советских лет, которые ничем не хуже «большого кино».

Праздник — повод для рассуждений: с одной стороны, телевизор
год от года теряет позиции, уступая интернету, а с другой — «ящик»
не зря прожил свою жизнь: для телеэфира было создано множество
качественных художественных проектов. Весной этого года советский
телеспектакль по мотивам «Властелина колец» попал в сеть и снискал
там огромный успех — ретро-фэнтези Ленинградского ТВ посмотрели
несколько миллионов человек! И это они еще не знали про пожирающего
самого себя кота из экранизации Стругацких, говорящую мышь,
воскресшего бюрократа, принцессу-грешницу и психологическую драму
по Гоголю. Теперь — узнают!
«Верный робот» (1965)
Далёкое будущее. Роботы-помощники распространены так же, как сегодня смартфоны. Люди всё время обсуждают достоинства и недостатки машин и стремятся раздобыть последние новинки. И хотя писатель Клемпнер предпочитает жить ретроградом и обходиться без робота, когда по почте ему присылают самую современную и услужливую модель, он сдаётся и оставляет её у себя. Скоро Клемпнер узнаёт, что ему достался необычный робот — и не только потому, что он обладает безупречной пластикой и обаянием артиста Сергея Юрского. Оказывается, железный мужчина по имени Граумер — изобретатель. И в то время, когда все люди мечтают создать идеального робота, робот Клемпнера трудится над конструкцией идеального человека.
Одно из достоинств этой постановки Ивана Рассомахина по пьесе
Станислава Лема — визуальный ряд в духе фантастических и
мистических фильмов 1920-х годов. Граумер — словно сородич
сомнамбулы из немецкого «Кабинета доктора Калигари» (1920), а
декорации напоминают о футуристической «Аэлите» (1924) Якова
Протазанова. Ещё здорово, что появлению в мире механических людей
сопутствует возникновение новой робоэтики, к чему «старое»
человечество относится по-разному: одни говорят, что машинам тоже
нужны права, а другие сердятся, что «теперь робота даже нельзя
посадить в подвал, если он нашкодит». В конце конов, прекрасно, что
герои не подразделяются на плохих и хороших. Тот, кто поначалу был
нам несимпатичен, может совершить добрый поступок. А того, кого
сперва опасаешься, под конец хочется пожалеть.





«Понедельник начинается в субботу» (1965)
Программист Привалов едет по нарисованному миру на настоящей
«Волге» и приезжает в город Соловец, где его селят в Изнакурнож —
Избушку на курьих ножках. Там он знакомится с жителями необычного
мира — молодой женщиной, забавно загримированной под старушку и
называющей себя дочерью Змея Горыныча, и говорящими плюшевыми
животными. Среди последних особенно выделяется кот Василий, который
не только рассказывает сказки, но ещё и орёт, курит и умеет есть
собственную морду. Судя по всему, когда куклу делали, не до конца
проработали мимику, и поэтому, чтобы выглядеть живее, коту
приходится закатывать глаза и жутковато сжиматься. Даже странно,
что с ним до сих пор не наделали мемов.
Когда фильм только появился — в один год с
книгой-первоисточником — ни авторы-Стругацкие, ни их почитатели его
не оценили. В общем, их тогда многое могло смутить: хоть Василий,
хоть слово seks на одном из плакатов в НИИЧАВО, хоть слишком уж
условный художественный мир с почти полным отсутствием декораций.
Но за полвека телепроект, что называется, настоялся, и теперь
кажется, что это просто стиль такой — местами наивно-потешный, а
местами психоделическо-сюрреалистический. Светел и добр этот привет
из 60-х, снятый Александром Белинским, где люди не хотели выходных
и Нового года, а хотели оживлять сушёную воблу и произносить
длинные монологи о науке, которая нужна для счастья. А ценителям
Стругацких наверняка будет приятно, что, в отличие от более
известных «Чародеев» (1982), эта экранизация ближе к
первоисточнику, хотя и охватывает не всю повесть, а, в основном,
первую её часть — «Суета вокруг дивана».





«Захудалое королевство» (1967)
Режиссёр Глеб Селянин устроил на советском телевидении настоящий
ад. И это не фигура речи: в его мюзикле по мотивам «Озорных сказок»
Йозефа Лады всё начинается в преисподней. Люцифер отчитывает
Вельзевула: черти только и знают, что петь и плясать, а тем
временем в аду не хватает грешников. Если так пойдёт и дальше,
«организацию» придётся закрыть. Вельзевул идёт на поиск согрешивших
и находит принцессу Маню из Захудалого королевства. Она не учит
уроков, не уважает старших и показывает язык. «Из того, кто
показывает язык, может получиться отличный грешник», — заключает
Вельзевул.
Тем временем добрый волшебник дед Габадей тоже недоволен Маней и
делает так, чтобы у неё на голове вырос коровий рог. Отец Мани,
король Матей, действует в этой непростой ситуации как президент
Туркмении в борьбе с коронавирусом — запрещает всем произносить
само слово «рог» и вообще засекречивает всё, что касается болезни
принцессы. Дальше в том же духе и ещё много интересного. Но все
нюансы первоисточника в спектакль не влезли, так что пришлось
Селянину в 1978 году снимать ремейк, двухсерийный и в цвете.
Любопытно, что, если в оригинале Люцифера сыграл артист Сергей
Боярский, то в ремейке эта роль досталась его сыну Михаилу. Видимо,
образ решили передавать по наследству.




«Пять миллионов» (1968)
В начале 30-х годов писатели Ильф и Петров специально для
французской кинофирмы «Софар» написали сценарий немой кинокомедии
«Пять миллионов». Правда, его не экранизировали, но после того, как
в 1961 году текст опубликовали в журнале «Искусстве кино», им
заинтересовалось Ленинградское телевидение. Через семь лет
появилась единственная в своём роде постановка по малоизвестному
сочинению «отцов» Остапа Бендера, где, как и в оригинале, некий
счастливец выигрывает в лотерею крупную сумму. Не желая огласки, он
скрывает своё имя, а в качестве места проживания указывает городок
в провинции, что приводит к цепочке забавных недоразумений.
Режиссёр Александр Белинский вновь поселил своих героев в
«бумажный» мир с нарисованными домиками и окошками. Но со времён
«Понедельника…» отточил этот приём: теперь сказочная
действительность кажется более объёмной и цельной. Картинки на
задниках иногда транслируют дополнительную информацию о героях —
например, на рабочем месте проститутки Лилиан — всюду портретики
усатых мужчин и обнажённые фигуры, а дома у тучного чиновника
Брандена — рисунок с большой черепахой. Отдельная интересная
особенность — музыка авторства Чарли Чаплина. С её помощью зрителя,
очевидно, хотели погрузить в мир классической чёрно-белой
комедии.




«Воскресение в понедельник» (1968)
Как подчас удивительно функционировала советская цензура! В 1958
году Леонид Гайдай делает свой первый самостоятельный фильм —
экранизацию пьесы Владимира Дыховичного и Мориса Слободского
«Воскресение в понедельник». Получившаяся лента «Жених с того
света» попадает под цензурный каток, её основательно сокращают, а
Гайдая за малым делом не изгоняют из кино навсегда. Через десять
лет эту же пьесу Юрий Маляцкий ставит для Ленинградского ТВ. Всё та
же история о начальнике, которого отказываются считать живым из-за
того, что по недоразумению получили справку о его смерти, те же
прекрасные реплики: «Они ко мне на похороны не пришли, и я к ним не
приду», «Ваши похороны могли иметь огромное воспитательное
значение» и т.д. И ничего, показали. Песочить бюрократов по
телевидению уже оказалось можно.
Интересно, что конфликт главных героев, «усопшего» шефа Петухова
и его заместителя Фикусова, в каждой из версий подчёркнут их
внешними данными: один большой, другой маленький, грубо говоря,
классический комедийный дуэт — «толстый и тонкий». Но если Гайдай
делает «толстым» Петухова (его играет Ростислав Плятт), а «тонким»
подчинённого (Георгий Вицин), то Маляцкий не менее успешно
распределяет роли по принципу «от противного»: молодой подвижный
начальник (ведущий актёр Ленинградского театра комедии Лев Лемке) и
возрастной дородный зам (артист БДТ Павел Панков). Отсюда разные
варианты существования одних и тех же героев и отличия в их
мотивах. К примеру, Фикусов Вицина — фанатичный бюрократ-идеалист.
Он бы рад помочь шефу «воскреснуть», но не допускает мысли, что
можно нарушить правила. А вот Фикусов Панкова — тёртый калач и явно
метит на место босса, пользуясь стечением бумажных обстоятельств.
То же самое с шефами. Петухов-Лемке, похоже, бюрократ удобства
ради, зато Петухов-Плятт искренен и даже трогателен в своей
органической симпатии к формальностям и закорючкам.






«Записки сумасшедшего» (1968)
При прочтении классической гоголевской повести, оформленной как
дневник чиновника, который постепенно сходит с ума, не кажется, что
перенести её на экран — удачная идея. Но при просмотре
телеэкранизации Александра Белинского очевидно, что там «Запискам…»
— самое место. Евгений Лебедев в роли Поприщина делает героя
невероятно глубоким и разным: вот он смешной, а вот выражение его
лица самодовольно-бессмысленное, как на классическом портрете героя
кисти Репина, а вот он по-детски обаятелен, и мы почти верим ему,
что собаки умеют писать письма, — а вот мы боимся Поприщина и тут
же сострадаем ему.
Странные ракурсы, лицо персонажа в разбитом зеркале — всё
работает на образ, но не это главное (в конце концов, треснутое
отражение безумца — распространённый приём в кино о расстройствах
личности). На первый план выходит внутренний сюжет, который
проживает несчастный чиновник, с которым зритель, хочет того он или
нет, вступает в эмоциональную связь, ведь актёр постоянно
заглядывает в камеру, общаясь с аудиторией и даже приглашая в
соучастники. Нам не позволяют наблюдать за происходящим
отстранённо: будто другой гоголевский бедолага, Акакий Акакиевич
Башмачкин, герой Лебедева доверчиво смотрит с экрана, одним
взглядом говоря: «Я брат твой». И как проникновенно звучат
отдельные реплики, превращаясь из бредовой нелепицы в полные
тайного содержания поэтические афоризмы! И как жаль этого
симпатичного человека, который не нашёл себя в мире и не выдержал
его, за что мир так сурово его покарал!







«Говорящая машина» (1970)
Первое, что здесь подкупает — «говорящие» титры. Под атональную
музыку на экране возникают гусь, козёл, корова и другие звери,
которые представляют создателей фильма (режиссер — Глеб Селянин).
После такого уже невозможно остановиться и хочется досмотреть до
конца.
Мы оказываемся в доме, где в каждой квартире, кроме людей, есть
какие-нибудь животные. Ещё там живёт профессор Рокзам, который
вместе с племянником создал удивительный механизм, способный
переводить речь собак, кошек, птиц и мышей в человеческую. Соседи
по очереди заходят к Рокзаму с питомцами и узнают много
интересного. Канарейка отчитывает пожилую хозяйку за недостаточно
уважительное обращение с «певицей». Томная кошка критикует
владельца-художника за авангардизм. У выдрессированного пса из дома
мясника сломана психика и нет своего мнения: он говорит то, что
понравится хозяину. А мышка по имени Запятая так трогательно
признаётся в любви семье Шайбль, что, если раньше они не знали, что
у них есть мыши, то теперь полюбили всех животных, и Запятую в
частности.
Из недостатков: судя по всему, при переводе «книжной»
драматургии в «экранную» что-то пошло не так, и временами сюжет
провисает — одни животные и хозяева всё время сменяют других, нам
хочется чего-то нового, какого-то интересного поворота, но всё идёт
по накатанной. К счастью, при небольшом (30 минут) хронометраже это
не критично. Тем более в конце зрителя ждёт сюрприз в духе
«Электроника»: машина оживает и даёт свой комментарий по вопросу
отношений людей и животных. По содержанию ничего необычного, но
ведь никогда не будет лишним напомнить о важности межвидового
добрососедства.





«Гум Гам» (1985)
Гуляя по району, ленинградский мальчик Максим видит, как кто-то
завис в воздухе на складной лестнице и забирается по ней в никуда.
«Давай с тобой поиграем?» — предлагает незнакомец. Он оказывается
сверстником Максима по имени Гум Гам, только не землянином, а
пришельцем. Гум Гам живёт на планете, где его и других
детей-инопланетян опекает страшноватый механизм Автук с замашками
компьютера из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Он вынуждает
детей всегда веселиться, и ничему не учиться. Ослушание не
поощряется.
«Гум Гам» Олега Ерышева — замечательный образец малобюджетной и
немного абсурдистской фантастики 80-х, которая существовала не
только в Голливуде, но и в позднем СССР. Интересен не только сюжет,
где пионеры, столкнувшись с иноземным разумом, получают
неограниченный контроль над реальностью (волшебный камень для
телепортаций, вещество, которое позволяет «уметь делать всё» и, как
вишенка на торте, летающая стремянка). Внимание приковывают
ретро-спецэффекты: «кислотные» цвета, диковинные загогулины и
геометрические фигуры, пляшущие на коне звёздного неба. Вот так
включали советские зрители телевизор, а там вместо современных
ток-шоу юные космонавты развлекаются под техно-поп, а вселенная
подмигивает всеми цветами целлулоидной радуги!


