Природа времени
Сообщество "Новая Наука (Полное Знание, Наука будущего)" — 13.06.2011
"Пространство и время находятся не в вещах,
а в нашем способе воспринимать вещи"
К. Пирсон
Философия говорит, что материя неуничтожима и вечна, что она никогда не создавалась и никогда не будет уничтожена, будет существовать всегда. И на ограниченном, хотя бы и очень продолжительном промежутке времени это как будто подтверждается. Как будто подтверждается и материалистическая точка зрения на основной вопрос философии – что первично и что вторично – сознание или материя. Материалисты говорят, что если материя существовала задолго до того, как появился человек, значит она существует независимо от сознания. Имеется в виду, естественно, только сознание человека. Значит, делается вывод, материя первична, а сознание вторично. А пространство и время считаются формой существования материи.
Но вот американский астроном Э. Хаббл в двадцатых годах прошлого века сделал открытие: он открыл красное смещение в спектрах далеких галактик. Если источник звука приближается к человеку, то его высота (частота) увеличивается, если удаляется – то уменьшается. Это заметно, например, по свистку поезда, который удаляется или приближается к человеку. То же самое происходит и при удалении источников света – далеких галактик, линии спектра света от них смещены в красную сторону.
Небольшое пояснение. Солнечный свет, если он проходит через призму, разлагается на семь основных цветов (спектр), как в радуге. При более подробных лабораторных исследованиях в спектрах от разных источников света видны спектральные линии, причем каждому химическому элементу соответствуют всегда одни и те же линии. По этим линиям можно определять химический состав далеких звезд. На фотографиях спектров далеких галактик видно, что эти линии смещены в красную сторону спектра, увеличивается длина волны светового излучения, говорят, что свет “краснеет”. Это “покраснение" тем больше, чем дальше расположены галактики. Было сделано предположение, что галактики удаляются друг от друга, разбегаются. Причем чем больше расстояние до галактик, тем больше их скорость (закон Хаббла). Самые удаленные объекты – квазары удаляются со скоростью, почти равной скорости света. Зная расстояния до галактик и их скорости, можно определить, когда началось это разбегание, когда "родилась" Вселенная. Считается, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет.
Момент рождения Вселенной называют Большим взрывом. Но взрыв ли это? Что получается в результате взрыва? Разлетающееся в виде сферы, оболочки шара вещество, а внутри сферы – пустота. Но Вселенная – не сфера, не оболочка, а "соты", более или менее равномерно заполняющие Вселенную. Внутри "сот" галактик и звезд нет, они сгруппированы в оболочках "сот". Причем, при разбегании галактик структура "сот" сохраняется, и это "есть результат начального распределения скоростей. Причина этого начального распределения пока неизвестна" (Я.Б.Зельдович, И.Д.Новиков, "Строение и эволюция Вселенной"). Но если взрыв – это разрушение, то здесь явно не взрыв. Если здесь – "начальное распределение скоростей", то каким образом это произошло? Какие силы могли сообщить невообразимо огромным массам материи, в которых миллиарды галактик, в каждой из которых десятки и сотни миллиардов звезд, огромную скорость, порой почти равную скорости света. Если галактики и все, что мы можем увидеть, есть природа, то силы, которые воспроизвели эту природу, без всякой натяжки можно назвать сверхприродными, надприродными. Наоборот, натяжкой являются высказывания, что все это образовалось само, в результате взрыва.
Итак, материя не вечна, а образовалась или была образована в определенное время. Тогда же появилось и пространство и время. А до этого момента времени и пространства, как они понимаются сейчас, не было. По Ньютону, пространство и время не зависят от присутствия или отсутствия материи, они являются "абсолютными". Есть материя или нет ее, время идет "само по себе", пространство существует "само по себе". До открытия А. Эйнштейна считалось, что материя просто "вставлена" в пространство, а время понималось, и сейчас многими понимается только в ее космической форме, как существующее само по себе.
В 1905 году была опубликована специальная теория относительности А. Эйнштейна, где ученый доказывает связь пространства и времени с материей. Пока не было материи, не было и времени.
Как и когда появилось время, каким мы знаем его сейчас. в человеческом бытии? Его не было в вечности, когда Адам и жена жили в Раю. Бог только что отделил от Адама его часть – жену, и хотя Бог только Адама предупредил, что есть от дерева познания опасно, жена тоже знала об этом. Время появилось, когда люди стали ошибаться. Мы сейчас, ошибаясь, создаем время, как бы уплотняем его. Мы сейчас часто выступаем в роли Адама, и создаем себе время, как причинно-следственные связи, как расписание кармы. Адам и жена не знали еще добра и зла и не могли не прийти к древу познания и не отведать его плодов.
Когда говорят о "грехопадении", то имеется в виду, что Адам и жена находились примерно на том же уровне развития, что и современные люди. Это не так. А вот мы, современные люди, часто оказываемся в роли Адама, когда можем, подумав, поступить правильно, но не думаем и поступаем неправильно. Можно ли сказать, что мы съедаем плод от древа познания, если, поступив правильно или неправильно, делаем выводы, запоминаем их, и они становятся как бы частью нас? Вполне.
Так появилось в Мироздании время – как ответственность за свои действия, так началась история. Вся человеческая жизнь есть желание сбросить с себя бремя кармы, выйти из потока времени, избежать неприятностей, болезней.
Н. Бердяев постоянно интересовался философией истории, которая тесно связана с временем, и в своих работах постоянно уделял этой теме достаточно внимания. Кажется, что объективность времени не может быть подвергнута сомнению. Действительно, все мы смотрим на окружающий мир и видим: день сменяет ночь, месяц сменяется следующим, год идет за годом и т.д. Все мы имеем часы и календари, которые связаны с космосом, с движением космических объектов. Часы изобретены были для того, чтобы достичь большей согласованности действий отдельных людей, затем точность их повышалась для решения различных задач.
Но если отвлечься от этих движений космических объектов, то все равно время как бы существует, потому что происходят биологические процессы, и каждый человек может в изолированном пространстве примерно определить продолжительность времени. Т.е. отрицать реальность времени вроде бы нельзя. Конечно, время существует, т.е. как бы существует, но только в этом материальном мире. Ури Геллер, "Моя история", пишет: "Как всякий человек, не лишенный самых обычных чувств и эмоций, я осознаю, что существует прошлое, настоящее и будущее. Но когда я начинаю думать о более глубоких вещах, то убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы можем на них настраиваться в разные времена". О двойственной природе времени говорят и другие философы. В то время как принципы Ньютона об абсолютном пространстве и времени считались незыблемыми, австрийский физик Э.Мах (1836-1916) одним из первых начал открыто критиковать эти принципы. Он утверждал, что нет абсолютного времени, а есть субъективное человеческое понимание времени. Время, говорил он, существует только в человеке, это человек его создал, это способ воспринимать вещи человеком. Никто из философов не отрицает времени, но многие утверждают, что время – не “объективная реальность”, а способ человеческого восприятия реальности. И.Кант говорил, что время – это форма нашего восприятия, что мы сами создали время для удобства своего понимания мира.
Н. Бердяев подчеркивал двойственную природу времени. "Философия истории есть в значительной степени философия времени. История связана с временем… Время имеет различные смыслы, и необходимо делать различения. Есть три времени – время космическое, время историческое и экзистенциальное. И каждый человек живет в этих трех формах времени. Время космическое символизируется кругом. Оно связано с движением Земли вокруг Солнца, с исчислением дней, месяцев и годов, с календарем и часами". (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека"). Если бы мы жили на Марсе, то сутки у нас были бы примерно такими же, а год почти в два раза длиннее. Символ космического времени, говорит Н. Бердяев, круг – знак вечного возвращения к одному и тому же – день и ночь, лето и зима, и т.д.
"Время совсем не есть некая вечная и застывшая форма, в которую вставлено существование мира и человека. Не только существует изменение во времени, но возможно изменение самого времени. Возможно обращение времени и даже конец времени, времени больше не будет. Время есть модус существования и зависит от характера существования. Неверно сказать, что происходит движение и изменение, потому что существует время; верно сказать, что время существует потому, что происходит движение и изменение. Характер изменения порождает характер времени. Время космическое есть одно из порождений изменений в мире объективированно-природном. Космическое время есть время объективированное и подлежит математическому счислению, оно подчинено числу, дроблению и складыванию. Часы и дни дробятся на минуты и секунды и складываются в месяцы и годы. Секунды космического времени, которое есть вместе с тем время математическое, суть атомы дробимого времени. Космическое время есть время ритмическое. Но оно вместе с тем время, разорванное на настоящее, прошлое и будущее. Мир объективированный есть мир овремененный. И эта овремененность означает также болезнь времени. Время, разорванное на прошлое, настоящее и будущее, есть больное время, ранящее человеческое существование" (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека).
В нашем понимании время делится на прошлое, настоящее и будущее. Но какое из них реально? Прошлое как будто нереально, потому что его уже нет, будущее нереально, потому что его еще нет. А настоящее? А какова его продолжительность – минута, секунда, мгновение? Настоящего, выходит, тоже нет, настоящее – это переход от нереального будущего к нереальному прошлому, продолжительность его равна нулю.
На самом деле реально все – и прошлое, и настоящее, и будущее. Т.е. реально не само время, а дела, то, что произошло, происходит и еще произойдет в будущем. То, что уже произошло, каждый поступок или проступок, подвиг или предательство, – реально, реальны польза или вред, принесенный людям. То, что происходит сейчас, реально потому, что реально строится, создается будущее. Будущее реально потому, что произойдет то, что мы сейчас создаем – хорошее или плохое. И правильное видение времени в том и состоит, что реальным является все, что произошло и происходит и еще произойдет – в прошлом, настоящем и будущем, все это существует в вечности.
Человек живет в историческом и космическом времени. И воспринимается оно через часы и календари. И по существу для очень многих является плаванием по той же речушке, когда жизнь несет человека вниз по течению и когда с человеком все только случается, хотя он и "вертится, как белка в колесе". Но именно, как белка в колесе – на одном месте. И в конце концов "тонет". И будет "тонуть" и в следующей жизни, и в последующей, и будут с ним случаться войны, революции, восстания, перестройки, теракты, цунами и еще многое другое, пока он не задаст себе вопрос: в чем смысл всего этого?
"Плывя по течению", не видя смысла в происходящем, человек как бы сложил руки и отдал себя воле случая. Задавая себе вопросы о смысле происходящего, человек как бы приподнимает голову над потоком, осматривается и замечает, что есть что-то устойчивое, что позволяет человеку уже не быть лодчонкой в бурном водовороте жизни.
Как уже говорилось, человек живет в трех формах времени – космическом, историческом и экзистенциальном, в вечности. Время историческое связано с космическим – это календари и часы, время историческое происходит на фоне космического времени, но это не одно и то же. Наша история связана с часами и календарем, но историческое время уже у каждого человека свое. "Историческое время порождено движением и изменением иным, чем то, что происходит в космическом круговороте. Историческое время символизируется не кругом, а прямой линией, устремленной вперед. Особенность исторического времени именно в этой устремленности к грядущему, оно в грядущем ждет раскрытия смысла" (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека").
Говорят, что история не повторяется. Если иметь в виду ее "космическое оформление" – календари, часы – то да. Но еще говорят, что человечество развивается по спирали, т.е. происходит возвращение к пройденному ранее. Повторение – мать учения? Если человечество развивается по спирали, то каждый следующий виток ее должен быть на более высоком уровне. Но если развития, движения вверх нет, то получается движение по кругу и наступание на одни и те же грабли. Вся история человечества – взлеты, падения, восстания, войны – почти на одном уровне, меняется только, увеличивается сила воздействия одного человека на другого, раньше это была только дубинка. Повторяются на протяжении тысяч лет войны и другие бедствия. Повторяемость событий истории для того и существует, чтобы человек начал задавать себе вопросы и стал искать на них ответы. Деятельность большинства целителей, экстрасенсов, а также пишущих книги направлена на то, чтобы оградить человека от воздействия кармы, чтобы отодвинуть на какое-то время отрицательное воздействие на человека. Следствием такой деятельности может являться утяжеление кармы у "пациентов" и у самих целителей, что на физическом плане проявляется как ухудшение здоровья. У нынешних целителей по сравнению со средневековыми травниками и знахарями значительно возросла сила воздействия на человека. Значит, значительно возрастут и последствия такого воздействия.
Не только "врут календари", "врут" и часы. Час для одного человека – это совсем не то же, что час для другого человека. Человек – существо небесное и одновременно земное, божественное и тварное, свет и тьма. Но начало в человеке – высокое, светлое, а темная сторона – это налипшее, от чего лучше избавиться, и это возможно. И здесь мы подходим к самому главному моменту, в котором и назначение человека, и смысл его жизни. В историческом времени судьба человека решается самим человеком, решается, будет он по-прежнему щепкой в бурном водовороте жизни или станет творцом, выберет здоровье, счастье и жизнь, а не болезни.
Человек активен, живет в историческом времени и может и должен влиять на свое будущее, на свою судьбу, чтобы в конце концов выйти из исторического времени в вечность, в мир без проблем. И на этом пути есть как бы два этапа, задачи – задача-минимум и задача-максимум, как два плана потерянного Рая. Задача-максимум – это возвращение к себе, к своим истокам, откуда были изгнаны Адам и жена. Задача-минимум – жить без проблем и болезней в этом мире. Любой человек в каждый момент своей жизни может строить свое будущее в лучшую сторону, он все больше уходит из времени и все больше прикасается к вечности, начинает возвращение в потерянный Рай, у ворот которого, не будем забывать, херувим и пламенный меч обращающийся, "чтобы не вошло туда ничто нечистое".
"Настоящее, в котором есть полнота и совершенство, есть не часть времени, а выход из времени, не атом времени, а атом вечности" (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека"). Человек живет в вечности, во времени он существует. Это пространство существует в другом виде, это не как в материальном мире, где все отдельно – дом отдельно, улица отдельно, другой город отдельно. В “том" пространстве человек может находиться какой-то частью своей души. Например, у него хорошее здоровье, но “не очень" с материальной стороны.
"Время экзистенциальное лучше всего может быть символизировано не кругом и не линией, а точкой. Это время не счисляется математически, не слагается и не разлагается. Бесконечность экзистенциального времени есть бесконечность качественная, а не количественная. Мгновение экзистенциального времени есть выход в вечность. Неверно было бы сказать, что экзистенциальное время тождественно вечности, но можно сказать, что оно причастно в некоторых мгновениях вечности… Всякий творческий акт совершается во времени экзистенциальном и лишь проецируется во времени историческом. Творческий подъем и экстаз вне времени объективированного и математического… Все полные значения события в жизни Иисуса Христа протекали в экзистенциальном времени, во времени историческом они лишь просвечивают через отяжелевшую среду объективации. Метаисторическое никогда не вмещается в историческое, история всегда искажает метаисторию, приспосабливая к себе" (Н. Бердяев, там же).
Сторонники материалистической точки зрения считают, что время бесконечно. Но в данном случае бесконечным считается очень длительное время. Было начало Вселенной, и от него прошло определенное время. Будет, видимо, и “конец мира”, правда, пока неизвестно когда. Н.Бердяев постоянно возражал против бесконечного времени, он говорил, что в бесконечном времени нет смысла, что история только тогда имеет смысл, когда она в определенное время закончится.
Можно ли человеку представить конец времени, как это будет происходить и как выглядеть? Некоторое представление могут дать следующие примеры. Студент, закончивший обучение со всеми его переживаниями, напряженностью, состоянием, напоминавшим сжатую пружину, ощущает как бы освобождение, как с него все это как бы снялось, наступило облегчение, освобождение, которого он долго ждал. Или Ю. Гагарин перед космическим полетом сказал: "через несколько минут космический корабль унесет меня в просторы Вселенной. Вся моя жизнь была подготовкой к этому моменту". Или мужчина говорит любимой женщине: "все, к чему я стремился, что я делал до встречи с тобой, было только подготовкой к жизни, только сейчас с тобой я начал жить настоящей жизнью".
П.Успенский, "Ключ к загадкам мира", "Новая модель Вселенной" и др., дает подробное объяснение, почему мы именно так воспринимаем время. Н.Бердяев назвал это время "больным временем", а Ф.Меррелл-Вольф, "Пути в иные измерения", говорит, что это "трагическое время, т.е. то время, единое с воплощенной жизнью, рождением, смертью". Жизнь для человека – река, и обычно человек, который ничего не делает в плане духовного роста, просто "плывет по течению", и только ждет, что же с ним случится. С таким человеком "все случается", по выражению П.Успенского, "Психология возможной эволюции человека". Он, человек, как кажется, что-то делает, но его возможности бывают сильно ограниченными, с ним все случается, и хорошее, и плохое: болезни, несчастья, потери и другие крупные и мелкие неприятности, о которых он говорит: жизнь бьет ключом, и все по голове. Эти люди почти не участвуют в жизни, как бы спят на ходу. Уже говорилось, что есть судьба, и есть карма. Карма – это часть судьбы, когда человек не работает над собой, над поиском ответов на главные вопросы человеческой жизни. Человек всю жизнь только тем и занимается, что старается убежать от кармы, избежать ее ударов, он всю жизнь лечится, но все больше и больше болеет и в конце концов умирает. Судьбу же можно изменить, и люди изменяют ее, исправляя свое мышление, убирая из него негатив. Говорят, что прошлое не изменить, что было – то прошло, и что сделано – уже не переделаешь и что теперь приходится "отрабатывать" ошибки прошлого. Это может быть и так, все зависит от самого человека, и можно, поняв, что были совершены ошибки, поняв, что было сделано зло по отношению к другим людям, принять решение не совершать более таких ошибок. И принятие решения измениться в лучшую сторону является решающим, основным моментом, и от того, насколько изменилось, улучшилось мышление и поведение, зависит улучшение ситуации вокруг человека. Если жизнь – это течение реки, то человек как бы начинает зацепляться за берег и противостоять течению, происходит ослабление действия кармы, или времени. С человеком теперь не только "случается", но и начинает происходить – имеется в виду перемены к лучшему. У него уже больше возможностей, он уже может влиять на свою судьбу, Время – это причинно-следственные связи, это карма, судьба же – это возможность выхода из времени. "Если бы реальность времени была безусловной, мы никогда не смогли бы подняться над трагической драмой бытия" (Ф. Меррелл-Вольф, "Пути в иные измерения").
Наше видение существующей реальности, сказал П.Успенский, не является настоящим видением, а как бы ощупыванием нашими органами чувств ближайшей к нам реальности. "Мы не видим прошедшего и будущего только потому, что ничего не видим, а только ощупываем, и то, что ощупываем, называем настоящим. Когда мы начнем "видеть", прошедшее и будущее станут настоящим. Это разделение времени на прошедшее, настоящее и будущее явилось именно потому, что мы живем "на ощупь", нужно начать видеть, и оно исчезнет" (П. Успенский, "Ключ к загадкам мира"). "Мы должны признать, что прошедшее, настоящее и будущее ничем не отличаются друг от друга, что есть только одно настоящее, но мы не видим этого, потому что в каждый данный момент ощущаем только маленький кусочек этого настоящего, который и считаем реально существующим, отрицая реальное существование всего остального. Если мы признаем это, то наш взгляд на все окружающее должен сильно измениться" (П. Успенский, там же).
"Будущее отбрасывает тени" только потому, что оно существует сейчас, хотя мы его не видим. То, что не существует, теней не отбрасывает. Все, что происходит с человеком, считается случайностью – везением или невезением. На самом деле все взаимосвязано. Как это проявляется в нашей жизни? Лучше понимают будущее люди ответственные, эта ответственность и есть лучшее видение времени. Это в определенной степени врожденное качество человека, и в определенной степени есть приобретенное, результат воспитания, образования. Если бы мы ощущали свое единство с Вселенной и ответственность за свои действия, наше восприятие времени было бы более правильным. И наоборот, если бы наше восприятие времени было более правильным, мы лучше ощущали бы свое единство с Вселенной и ответственность за свои действия. Это качество можно и нужно воспитывать в себе, зная о его необходимости. Хуже всего понимают время люди, склонные к правонарушениям.
Если Н.Бердяев говорит о "теории" понимания времени, П.Успенский – о практическом понимании, почему люди именно так воспринимают время, то В.Брашлер, "Тайны времени для начинающих", пишет о практической стороне такого понимания, об использовании этого дара. Более того, предлагает это делать всем. В его жизни было несколько эпизодов, из которых материалист бы не выкрутился. Он пишет, что лучшие спортсмены, без сомнения, обладают свойством как бы замедлять время, летящий мяч движется для них как будто медленнее, и поэтому их удары по мячу и броски более точны и результативны. Стороннему наблюдателю кажется, что игрок просто более активен и точен. Но с игроками в это время происходит примерно то же, что происходит в описанных в литературе случаях, когда время как бы замедляется, все происходит как в замедленном фильме.
Он пишет об интересном, происшедшем с ним случае, когда его выручило то, что он в одну секунду перебрал несколько вариантов выхода из опасной ситуации и принял единственно правильное решение, когда его машина на большой скорости неслась прямо на ограждение: "Вот тут-то и начало происходить невероятное. Моей первой мыслью было нажать на тормоза – чисто рефлекторное действие. Я потянулся, но сразу перестал. Просчитав последствия этого действия, я решил, что не смогу остановить скользящую машину. Поэтому я поставил ногу на акселератор и решил действовать по-другому. Меня осенило: надо отключить мотор. Глупая идея. Нет, машину нужно немедленно повернуть. Только как? Может, резко повернуть руль влево и нажать на газ? Но это приведет к тому, что я буду скользить и врежусь в ограждение. Как же мне повернуть машину? Наконец меня осенило, и я принял единственно правильное решение в те драгоценные мгновения, которые у меня еще оставались. Я переключил на первую скорость и нажал на газ, чтобы колеса крутились как можно быстрее, крутанул руль влево, чтобы в последнее мгновение повернуть машину. Результат был потрясающий. Вращающиеся с бешеной скоростью колеса достаточно хорошо сцепились с дорогой, чтобы машина смогла развернуться". (В. Брашлер, "Тайны времени для начинающих").
Конечно, если бы мышление автора книги было обычным, то вряд ли его действия привели бы к такому результату, скорее всего с ним случилось бы то же, что случается в подобных случаях со всеми "нормальными" людьми – он разбился бы. Он пишет далее: "Человеческий мозг ограничен образованием, умственными способностями и умением оценивать ситуации". Он говорит, что, например, эскимосы ощущают время по-другому, чем многие люди, живущие в быстром темпе городской жизни, и их понимание нам показалось бы странным. Если вы спросите, например, жителя севера, пасущего оленей – сколько километров до той горы, он ответит: пять, а на оленях восемь. Вы спросите – а почему на оленях дальше? Он ответит: олень тихо идет.
В заключение темы времени, как об этом пишет В. Брашлер, происшедший с ним случай "высшего пилотажа". Материалист скажет, что это невозможно. Человек, который уже что-то знает, задумается: неужели это возможно? Человек, достаточно изучивший вопрос, скажет: это возможно. И очень мало таких людей, которые скажут: и я так смогу. Он пишет, что однажды оказался зимой в три часа ночи с пустым баком на безлюдной дороге, заправочные станции не работали.
"Я оставался в состоянии обостренного сознания все утро, сосредоточив внимание на двух вещах. Первая была основной. Состояние обостренного сознания нужно было для того, чтобы остановить восприятие времени. Как еще я мог бы вести машину в течение нескольких часов во время снежной бури практически без бензина? Я также сосредоточил свое внимание на магическом приеме, который я видел у Карен, моей приятельницы из Орегона. Она стояла перед зеркалом и делала свои волосы то длиннее, то короче, чтобы решить, что ей больше идет. Магические действия никогда для нее не были ни чуждыми, ни трудными, и она не придавала этому большого значения. Однако я находился под большим впечатлением. Меня это также вдохновило. Поэтому моей второй целью в то снежное утро в Монтане было растянуть количество горючего, оставшееся в баке. Я проник в бак своим сознанием и попросил бензин увеличиться, чтобы он не кончался. Если для вас это звучит странно, то как еще объяснить то, что я проехал через Монтану ранним утром во время снежной бури с пустым баком? Сначала стрелка медленно ползла вниз, показывая, что бензина остается совсем мало. Потом она в течение нескольких часов не двигалась. Это был вопрос личного восприятия времени и сконцентрированного внимания на цели – оставаться в "настоящем" (И.Брашлер, там же).
Этот автор – не один такой, есть и другие подобные сообщения.
Пока одни люди выясняют, что такое время, другие достигли почти невероятного, и для них это – обычная, или почти обычная повседневная практика.
Почему время течет в одну сторону? Да потому что следствие не может быть раньше причины, до причины, закон кармы действует именно таким образом. Причина – ошибка человека – создает следствие, которое может быть новой причиной, у которой может быть новое следствие, и не одно, и т.д. Причина – ошибка, а следствие – это подсказка об ошибке. Как может быть подсказка об ошибке раньше самой ошибки? Это мы сейчас воспринимаем реальность через время и не видим связи причина – следствие. Если бы мы видели правильно, мы эту связь постоянно видели бы. Мы эту связь увидим в развоплощенном состоянии, увидим и запомним, и она станет нашей частью, а можем увидеть сейчас. Мы съедаем много плодов с дерева познания, познавая мир, совершаем ошибки и потому умираем, в точном соответствии с тем, что было сказано.
Понятно, почему невозможно путешествие во времени – на машине времени или каким-либо иным способом. Имеется в виду невозможность путешествия в физическом теле, потому что человек в физическом теле смог бы повлиять на уже установленные причинно-следственные связи. Видение будущего и прошлого не является путешествием во времени, потому что человек вне физического тела не влияет на ситуацию, не может изменить причинно-следственные связи.
Есть два пути изучения природы времени – путь "снизу", из материального, физического мира, науки, и путь "сверху", с позиции Полного знания. И если природа времени давно понятна многим философам, то наука очень далека от ее разрешения. Наверное, это одна из тех проблем, которые наука никогда не разрешит, пока будет оставаться в традиционных рамках. Так бывает, что знание уже есть, но оно не вписывается в рамки традиционной науки. Есть несколько моментов, из-за которых наука не может принять это знание. Одно из них – невозможность объяснения и невозможность повторения. Но невозможность объяснения и невозможность повторения – только с точки зрения традиционной науки. С точки зрения других областей знания, например эзотерических, многое, хотя и не все, можно объяснить и многое можно повторить. Речь не идет о том, чтобы следовать какому-то определенному учению, а, сопоставляя известные факты, находить им объяснение.
Есть в астрономии такое понятие – предел Роша. Наше Солнце – одинокая звезда, есть звезды двойные, тройные и т.д., когда звезды вращаются вокруг общего центра тяжести. Если одна звезда находится очень близко от другой звезды, или спутник находится очень близко от планеты, ближе определенного расстояния – предела Роша, то вещество звезды будет “перетекать” на другую звезду, а спутник планеты разрушится. Кольца Сатурна, состоящие из каменных глыб и камней разного размера, находятся внутри зоны Роша, и никогда не соединятся, не “слипнутся” в спутник, наоборот, это, возможно, развалившийся спутник Сатурна, слишком близко приблизившийся к нему, или несколько спутников. Что-то подобное существует и у человека: ему не позволено, в его же интересах, делать очень много зла, за которое ему сложно будет потом “отрабатывать”. И у каждого человека есть какой-то предел, при превышении которого с человеком происходит или серьезная, катастрофическая неприятность, или смерть.
Механизм предзнания будущего очень прост. В последнее время появилось много "прорицателей", ценность предсказаний которых равна нулю, потому что это не предсказания, а фантазии, которым сами люди верят настолько, что считают их истинными. Уже говорилось, что библейские пророчества сбываются все и в точном соответствии с предсказаниями, со всеми подробностями. В духовном мире нет времени, в нем одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее, и поэтому видение будущего – это не предсказание, а точное видение, как происходящего сейчас. Есть такие люди и в наше время.
Есть две основные точки зрения на будущее: будущее предопределено и будущее свободно, и сторонники той и другой точек зрения как-то аргументируют их. Если будущее существует, если даже есть люди, которые его видят, значит, его не изменить? Или другая точка зрения: мы можем в каждый момент своими действиями влиять на будущее. Как понимать это противоречие?
Уже говорилось, что есть судьба и есть карма, как та часть судьбы, над которой человек не работает, по нежеланию или неумению, незнанию. Обычный человек свое будущее не видит, а тот, который его видит, может видеть также и усилия человека, которые и привели к такому результату. Поэтому для этого человека предопределенности нет, а есть работа, усилия. Также и к прошлому отношение неправильное. Считается, что если что-то случилось – того уже не исправить, ничего нельзя поделать и ничего нельзя изменить. То, что было, конечно, не изменить, но можно изменить в более правильную сторону отношение к прошедшим событиям, и их влияние на настоящее. Нужно и можно "переиграть" прошлое. Поняв, что были совершены ошибки, отказаться от них, изменив мышление в правильную сторону, приняв решение больше не совершать этих ошибок, и таким образом снимается их отрицательное воздействие на человека. В историческом времени решается, куда продвинется человек. Если он развивается, то он в определенной степени выходит из времени и освобождается от времени, что выражае