Принципиальная проблема образования

топ 100 блогов boldogg23.07.2024 Есть одна принципиальная проблема образования.

Не образования в России. Не образования именно сейчас, в 2024 году.
А образования вообще, в принципе.

Эта проблема такова: в учителя идут не лучшие.

И это я ещё довольно мягко формулирую, чтобы не эпатировать лишнего.
(Мой отец, например, любил такую формулировку: "в учителя идут отбросы высшего образования.")


Вот, предположим, мы хотим учить детей программированию. Но хороший программист зарабатывает тысяч 300. Да даже больше. 300 зарабатывает средний программист. Хороший - больше.
Значит не пойдёт хороший программист учить детей. И даже средний не пойдёт. Пойдёт или плохой или тот, кто и до плохого не дотягивает, кого в принципе и программистом-то назвать нельзя.

Или вот, есть у нас медицинский класс, учим мы детей химии и биологии с прицелом на то, чтобы они стали врачами. И есть высококлассный врач. В смысле по-настоящему высокого класса, супер-профи, каких на страну семь человек в своей области.
Пойдёт ли этот врач работать учителем? Даже к этим детям, отобранным?
О нет. Высококлассный врач занимается своим делом, его время дорого.

А вот у нас бизнес-класс. Урок экономики. Рассказывает учитель детям про экономику и в воздухе просто висит вопрос: "Если вы так хорошо всё про экономику и бизнес знаете - что ж вы тут-то позабыли? Занялись бы бизнесом!"

И так далее.
Крутой математик занимается математикой.
Крутой физик - физикой.
И так далее.

Есть исключения, конечно.

Исключения системные. Это те области, где человек быстро достигает высот и так же быстро выходит в тираж. Спорт, например.
Почти каждый учитель физкультуры почти в каждой рядовой школе - как минимум мастер спорта, а чаще всего какой-нибудь победитель олимпиады, чемпион Европы и тому подобное. Реально, почти в каждой даже обычной школе так. А уж тренеры в спорт-школах - просто все как один.

Исключения индивидуальные - когда так вот вышло, что высококлассному специалисту интересно поработать с детьми. Вот, был в Саратове такой Борис Петрович Безручко. Настоящий учёный, серьёзный. Доктор ф.-м. н. - да даже и не в этом дело, докторов много, а Безручко был прям реально крут, по-настоящему.
Так вот он любил с детьми возиться. Вёл в ЛПН (лицей прикладных наук, вторая по крутости школа Саратова) кажется даже не только кружок, а вот прям физику в каких-то классах.
Или вот, Быков Дмитрий Львович - тоже работал в том числе учителем литературы в школе. Не как приглашённая звезда раз в год прочесть лекцию, а вот прям по-настоящему, вёл уроки. Нравилось ему это. И круто же, когда литературе детей учит состоявшийся писатель.

Но это очевидные исключения. Не напасёшься учёных и писателей на все школы, на все классы.

А в общем и целом ситуация такова: если человек достиг большого (или даже среднего) успеха в значимой профессии - то он этой профессией и будет заниматься. Так и ему самому выгоднее, и обществу полезнее. А детям в учителя достанутся... кхм... ну, так скажем: те, кто поплоше. Причём, именно как учителя они может даже будут очень даже ничего - но вот именно в профессии - поплоше определённо.

Что с этим делать?
Ну...
Для начала можно ничего не делать. Цивилизация с этим существует века - просуществует и дальше. Следует, пожалуй, это просто осознавать - чему, в частности, этот пост и посвящён. И просто не ждать, что ваш учитель физики реально хорош в физике. Не спрашивать его: "А вот вы учите физике, а какой от неё толк, раз вот вы её знаете и работаете учителем?" Понимать, что да, таков вот системный баг образования, как общественного института и иметь это в виду.

Или же, если мы всё же считаем, что эту проблему надо решить... Ну, надо больший кусок общественного пирога учителям выделять. Повышать престиж профессии. Причём не на словах, а на деле, то есть финансово (это же у нас сейчас универсальное мерило успеха).
Больше платить.
Хотите, чтобы были по-настоящему крутые учителя информатики - нужно платить им 300+ тысяч. Причём не только в Москве, но и в Тамбове, поскольку айтишник может удалённо работать.
Кстати, на самом деле все это отлично понимают. Был период, когда в Москве учителям иностранного языка платили вдвое больше, чем всем прочим. Если вы об этом не знали, то вот, теперь знаете. Это было такое решение, не очень громко рекламируемое по очевидным причинам - но по-другому просто не выходило - не шли люди со знанием иностранного языка в школу работать на ту зарплату, которая тогда была.
А я вот даже не знаю - а когда это отменили? (И отменили ли вообще? Может и до сих пор так? Вроде нет, но я не вполне уверен.)

Такие меры работают. Да вот, пожалуйста - за последние лет 20 - 25 зарплаты учителей выросли существенно. Выросли в том числе относительно - сейчас по крайней мере в Москве, за которую я могу говорить уверенно, учитель реально получает более-менее средние по городу деньги. И норм. И пожалуйста - и школах стало куда больше мужчин, куда больше молодёжи - и это безо всякой статистики - просто глазами видно. Сейчас ситуация, когда работать в бизнесс-класс идёт... ну, не Дерипаска, конечно. Даже не просто рядовой бизнесмен - но по-крайней мере бывший банковский работник среднего уровня, и для него это не падение - сейчас это реально. Я вот ровно с таким коллегой недавно на соседних стульях сидел) Работал женщина в банке, потом перешла в школу. Норм. 20 лет назад такое было немыслимо.

Но честно говоря, примерно такой уровень, как сейчас - это уже и нормально. Больше - было бы уже неправильно, при массовом-то образовании. Учитель так и должен получать - средние по обществу деньги. Да, так мы крутых физиков и медиков в учителя к детям не приведём - но и надо ли? Система ж работает и вполне неплохо.
Вот и пусть работает.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В следующем году автоматическая станция OSIRIS-REx должна будет взять пробу вещества астероида Бенну (101955 Bennu). При планировании этой операции конструкторы аппарата ориентировались на модель поверхности тела, составленную по результатам наземных наблюдений. Они свидетельствовали о ...
с днем рождения иуды - ТО многолетие вспоминается как время разочарований, время голода при 130-ти сортах колбасы, время бесконечных потерь.    Время нескончаемой  войны и горя.    Время стыда за президента, который по пьяни не может выйти из самолета, пьяный ди ...
Можно ли сейчас где-нибудь научиться кататься на старинном велосипеде "Пенни-фартинг" (другое название "Паук") как на фото? Мне попадались фотографии этих велосипедов, или их реплик, в современных городах: Значит их ещё делают и учат на них ездить? ...
...
Уже многие наверное обратили внимание, что вдруг и внезапно взлетел СК. И взлетел буквально в заоблачные выси. Сначала было удивление, потом возникла мысль, что это скорей всего сбой системы и какой-то глюк. Но, оказалось, что это не так. А вот, что произошло на самом деле: ...