Принципы педагогики Макаренко - 2
historian30h — 19.01.2021Первый принцип педагогики Антона Макаренко: воспитание личности
ребенка производится коллективом со сложившимися нормами и
традициями СОЗНАТЕЛЬНО И АКТИВНО.
Современный педагог формулирует неправильно: "Квинтэссенцией
методики системы воспитания по Макаренко является идея
воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в
необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и
воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой
для развития личности и индивидуальности".
Ошибка в том, что коллектив тут - лишь среда. Так это же идея
традиционной педагогики, с которой Макаренко воевал и которая в
итоге идеи Макаренко выхолостила и на сегодняшний день доминирует!
Нет, коллектив как раз и есть активный педагог, по мысли Макаренко.
Нет у нас сегодня такой педагогики, непонятно зачем авторитетом
Макаренко освящать современные противоположные принципы?
Все же понимали, и до Макаренко, и после, что среда влияет на
развитие личности ребенка. "С кем поведешься, от того и
наберешься". Самые тупые родители следят за тем, с кем дружит их
ребенок. Новаторство Макаренко в том, что он предложил не пускать
дело на самотек с разовым вмешательством взрослых нотациями и
попытками сменить круг общения, а сформировать нужный детский
коллектив сознательно!
.
Вы сейчас поймете, насколько это будет необычно и неприемлемо в
современной педагогике, которая на словах признает авторитет
Макаренко. В школу приходит молодой учитель и получает классное
руководство. И начинает на голом энтузиазме создавать из класса
макаренковский коллектив с отрядами и командирами, с решениями
общего собрания, с уставом класса, находит для класса общее дело,
которое становится обязательным для всех. Например, в сельской
школе берет в аренду огород, в городской школе автомастерскую. Дети
зарабатывают и получают деньги, у класса появляется свой счет в
банке. Да такого учителя начнут проверять и насиловать ВСЕ!
Администрация школы, администрация районо, сами же родители,
ленивому мальчику которых класс устроит публичную выволочку. Что за
совок, - скажут все...
Но! И "в совке" было тоже самое недоверие и шок у педагогов и
чиновников от педагогики! К Макаренко приезжали проверяющие и
возмущались любыми фактами давления коллектива на личность
воспитанника. Там чиновники фактически были сторонниками
современной либеральной педагогики с правами ребенка и свободным
рпзвитием его личности. А Макаренко зло отвечал: "На свободе без
сознательной агротехники поле зарастает бурьяном!"
|
</> |