Принцип Конде - 22 (финал сезона)
qebedo — 20.09.2021
Как обычно - честно скопи3,14зженно
отсюда.Последняя надежда Франции
Используя результаты победы у Сенеффе, Конде захватил осенью 1674 года Динан, Юи и Лимбург. На других фронтах король отчего-то легко и просто завоевал Франш-Конте (опять никому не получилось доказать, что великий полководец — эти жалкие крысы так погано сопротивлялись!), зато Тюренн вертелся на пупе вокруг Рейна со своими смешными силами, отпихиваясь от полчищ имперцев и бранденбуржцев. Вопреки законам войны того времени, главный маршал продолжил воевать зимой — 5 января 1675 года он снова пустил в пинки курфюрста Фридриха Вильхельма у Туркхайма. Паникующий кайзер вновь призвал на подмогу палочку-выручалочку-противтюренночку — Монтекукколи, отстраненный от командования за неудобный язык и посыл в задницу придворных стратеХов, вернулся в армию и начал водить своего французского визави за нос. Аттракцион «поймай меня» продолжался до лета и закончился тем, что 27 июля 1675 года у Зальбаха-Засбаха пушечное ядро снесло маршала Тюренна нафиг.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй, убили Тюренна, убили...
Великолепный итог мудрой государственной политики и блестящей стратегии — король и Лувуа с пересратыми штанами бегали по потолку, визжа о том, кто спасет их из жопы, в которую они вступили три кампании назад, твердо уверенные, что быстро раздавят всех врагов. Но даже в таком форс-мажоре их карликовых мозгов ни на что не хватило — они приняли решение, на которое был способен годовалый младенец. Раз во Франции остался только один великий полководец — надо наслать его на Рейн, и может быть, он спасет страну от ужасного Монтекукколи… 1 августа 1674 года принц Конде был еще в своем нидерландском лагере у Ата, а 18 августа прибыл в Шатенуа в Вогезах, чтобы принять команду на Рейне. Увы, другие люди продолжали накладывать ему в ладони — 11 августа маршал Франции Франсуа де Бланшфор де Креки де Бон дал себя погромить на Концер-Брюкке, потеряв 2000 убитых, 1600 раненых, 11 орудий и 200 обозных телег, да еще попавши в плен. Корыто, к которому приехал Великий Конде, оказалось разбитым на мелкие кусочки…
В этих обстоятельствах «первый зерг-рашер королевства» проявил внезапное хладнокровие и способность ловко маневрировать. Избегая сражений, он не давал Монтекукколи осаждать Хагенау, гуляя по его флангам — а когда имперцы сняли осаду, отошел в Шатенуа, где те не решились его атаковать. Пока основные силы стояли друг против друга, французские летучие корпуса громили тылы неприятеля, и в итоге 1 ноября 1675 года Монтекукколи ушел из Эльзаса. И это сделало кампанию 1675 года итогом карьеры сразу трех великих полководцев — Тюренн погиб, Монтекукколи вышел в отставку, занявшись написанием трудов и учебников по военной теории, а Конде испросил увольнения и уехал в Шантийи, ибо «старость не в радость, болезни-шмалезни, а великий соперник погиб, и более никому ничего доказывать не надо».
Тот самый прием (кликабельно)
Последние 11 лет Великий Конде провел почти безвыездно в Шантийи. Во-первых, подагра, во-вторых, ненависть к Лувуа и его «новым методам», в-третьих, прогрессирующий католицизм головного мозга (куда девались либертенские увлечения молодости? впрочем, это не мешало давать приют при своем дворе преследуемым после отмены Нантского эдикта гугенотам) способствовали тому, что он не только отклонял предложения вновь возглавить армии, но и в Версаль старался не ездить. Ибо там его мучили и унижали этикетом, который мега-эгосит Луи XIV сделал орудием издевательств надо всеми вокруг (придворных дам не выпускали из карет во время многочасовые поездок пописать!), заставляя в 1678 году карабкаться подагрическими ногами по лестнице (см. картинку), но в отличие ото всех прочих, Великий мог позволить себе послать всё это нафиг. Король отыгрывался на сыне принца, герцоге д'Ангьяне, постоянно отказывая на все просьбы отца дать ему армию в командование (Анри Жюль был маниакально храбр и довольно удачлив, но не имел никакого таланта — хотя многих ли это маршалов Франции останавливало?). Герцогу пришлось довольствоваться переданным ему родителем наследственным губернаторством в Бургундии.
Замок Шантийи продолжал быть «культурным местом» — всякие прототуристы (ездить, чтобы поглазеть на достопримечательности, еще только входило в моду) заезжали и делились потом наблюдениями о том, что такое «старость великого человека», сходясь, что «он еще очень мощный старик!». Как и все старые деды, Конде очень любил внуков (детей Анри Жюля и принцессы Анн Анриетт Жюли фон Пфальц-Зиммерн) — девочек Мари Терез, Анн Мари, Анн Луиз Бенедикт и мальчика Луи (все остальные умерли в раннем детстве), его любимицей стала Мари Терез, мадемуазель де Бурбон. Ну а энергией, авантюризмом, умом и твердостью характера в деда пошла Анн Луиз Бенедикт, мадемуазель де Шатору, будущая герцогиня дю Мэн. Также в Шантийи жили племянники, дети младшего брата Конде, принца де Конти (он и его жена умерли рано, и детей воспитывал дядя) — Луи-Арман и Франсуа-Луи де Бурбоны. В общем, замок был большим семейным гнездом для всего клана Конде.
Бюст Конде, созданный в 1688 году (кликабельно)
Осенью 1686 году заболела жена единственного внука принца — Луиз Франсуаз, мадемуазель де Нант, внебрачная дщерь короля от маркизы де Монтеспан. 65-летний Конде кинулся в свой последний бой — он лично ухаживал за 10-летней девочкой, кормил ее с ложечки и отгонял всех посетителей, даже самого Луи XIV («Вы пройдете только через мое бездыханное тело!») и своего внука. Принц опять победил — девочка выздоровела и жила еще долго, до 1743 года, родив мужу девять детей. Однако оспа накинулась на самого старика, и 11 декабря 1686 года Великий Конде скончался в Фонтенбло. «Последний великий динозавр» блестящей эпохи Ришельё и Фронды, человек великих талантов, ужасающей гордыни и весьма извилистой биографии ушел — как бы обозначив, что время великих титанов ушло вместе с ним, и начался век ничтожных жополизов, дерущихся за кость с королевского стола...
|
|
</> |
Накопление через Финуслуги: как выбрать счет под краткосрочные цели, подключить автопополнение и напоминания
Октябрь шагает по стране
Новости последнего часа - 22:00
Пролетарское фото
The Windsor Legacy. Часть 4.
"Битва за Берлин" - презентация первого тома
Доброго)
Страх только в твоей голове: 15 лучших персонажей хорроров, которых ни разу не
Разбитые немецкие танки Pz.Kpfw. IV под Бобруйском

