Прикоснуться к космосу
igor_zim — 12.04.2021В наше время люди не так уж часто смотрят на небо. В больших городах не видно звезды, и люди, занятые своими делами, уже и не вспоминают, что они вообще где-то там есть.
Но все-таки, разве оставит кого-то равнодушным звезда над ночной дорогой?
Разве не забьется чаще сердце, когда увидишь в ночном небе быстро движущуюся яркую точку? МКС летит!
Я помню времена, когда мы смотрели телевизор через «Орбиту-3». Черно-белое изображение жуткого — по нынешним меркам — качества казалось почти чудом. Ведь сигнал передавался в Красноярск через спутник! И можно было увидеть прямо из Москвы свежий выпуск новостей или прямую трансляцию футбольного матча.
А в программе «Время» передавали биографии космонавтов, каждого нового экипажа, отправлявшегося к станции «Салют-7».
Вы помните, как это было?
Сейчас для многих космос — это просто работа. Сложная, интересная, не без романтики, но работа.
Я и сам несколько лет занимался разработкой оборудования для испытания двигателей коррекции. Так что довелось своими руками потрогать те двигатели, которые сейчас управляют спутником где-то на орбите. Прикоснуться к космосу.
Космос настолько прочно вошел в нашу жизнь, что об этом уже и не задумываешься. Связь, телевидение, интернет, прогноз погоды, новые технологии и материалы. Думал ли кто-нибудь, застегивая куртку на «липучках», что эта ворсовая молния впервые была применена в космосе, для закрепления мелких деталей в невесомости.
А мою жизнь космос изменил еще раз, когда появилась спутниковая навигация. Летом я уже писал, как когда-то набрался страху, потеряв дорогу в лесу.
Теперь все по-другому. Небольшой прибор снимает все вопросы.
На экране мое положение, пройденная траектория, которую можно сохранить на потом. В любой момент точно знаешь, где находишься.
Его работу обеспечивают спутники, большая орбитальная группировка. И делают их в нашем Железногорске.
Чтобы как-нибудь определить положение, достаточно поймать сигнал от четырех спутников. Но чем больше, тем выше точность. Сколько сейчас видно? Кажется, 19.
С появлением этой штуки мои походы по лесу стали совсем другими. Как будто раньше тыкался вслепую, а теперь идешь с открытыми глазами.
Устройство надежное, защищено от воды, от ударов. Как-то раз был случай, навигатор выпал у меня из кармана и упал на дно быстрой горной реки Сема. Оказалось, ничего страшного. Ярко-оранжевый корпус прекрасно видно сквозь толщу воды, найти оказалось легко. А когда достал, он работал, как ни в чем не бывало.
Но все же…
Владимир Николаевич, мой тогдашний начальник, рассказывал, как когда-то ехал на корабле из Владивостока в Японию. Корабль небольшой, всего несколько человек экипаж, ходят через Японское море за автомобилями.
Капитану скучно, охота поговорить. Показал Владимиру Николаевичу все свое хозяйство. В том числе навигационные приборы — секстант, компас и все что нужно. Лежат в его каюте под кроватью. И сам капитан честно признался, что как всем этим пользоваться, он давно уже забыл. И если вдруг откажет спутниковая навигация, он совсем не уверен, что приведет корабль куда нужно.
Как-то не очень уютно мне стало от такого рассказа. Так что пользуюсь современными средствами и хожу по лесу смело, но про опасность вдруг «ослепнуть» посреди тайги помнить все-таки надо. По крайней мере, второе устройство с GPS в кармане пусть лежит.
А когда зайдет солнце, надо почаще смотреть на небо. Найти Полярную звезду. Сверившись с картой, разыскать Юпитер и Венеру. А может, и МКС еще раз попадется. И мне приятно думать, что где-то там, в вышине, и сейчас летают «мои» двигатели.
|
</> |