Прыжок в пустоту: художник-авангардист Ив Кляйн
tanjand — 09.01.2020Бодрым утром в ноябре 1960 года парижан встретили специальной четырехстраничной газетой, размещенной рядом с еженедельником Le Journal du Dimanche.
Это была не известная никому бумага, и на ее первой странице был изображен элегантно одетый мужчина, замерший в странной, изогнутой позе, как будто он только что спрыгнул с крыши второго этажа и вот-вот рухнет на бетонный тротуар.
«Человек в космосе!» - гласил заголовок, объявляя о победе в жаркой международной космической гонке. «Художник прыгает в пустоту!»
На самом деле это был художник-авангардист Ив Кляйн.
Он сделал сатирическую публикацию с теперь известным изображением «Прыжок в пустоту» (1960).
В то время было фотография легко принималась за чистую монету – а тут чудо - Кляйн преодолевает гравитацию.
По правде говоря, жена и друзья Кляйна держали брезент, чтобы поймать его падающее тело.
Иллюзия магии была исполнена фотографами Гарри Шанки Жан Кендер.
В темной комнате они сочинили образ пустой улицы и смонтировали с одним из падений художника.
Прыжок стал современной легендой.
В течение десятилетий после его безвременной кончины в 1962 году история, стоявшая за этим изображением, была горячо оспорена, и некоторые версии до сих пор расходятся.
Кляйн никогда бы не признался в обмане.
Карьера Кляйна длилась всего семь лет, но он был странной фигурой в мире искусства.
Он был известным за его монохроматические картины с ультрамариновым пигментом, который он в конечном счете зарегистрировал - Международный Кляйн Блю (IKB), и за его авангардистские шутки.
Он опубликовал художественный каталог несуществующих картин.
У него были обнаженные модели, покрывающие себя синей краской и печатающие свои тела на бумаге.
Пока они это делали, оркестр играл одну ноту в течение 20 минут, а затем 20 минут молчания.
В последнем акте этой жизни-спектакля у него случился ряд сердечных приступов в 34 года, и первый был во время показа фильма, в котором он снялся.
Последний не заставил себя долго ждать и закичился смертью молодого художника.
«Кляйн был умным и харизматичным - мистик и создатель мифов, которые одурачили поклонников перспективой преодоления материальных ограничений земной жизни», - написала Миа Файнман в каталоге выставки Метрополитен-музея искусств для выставки 2012 года «Faking It: Манипулированная фотография перед фотошопом », в которую вошел его знаменитый образ.
«Прыжок Кляйна» не был его первым несовпадением с концепцией пустоты.
В 1958 году на выставке, известной как «Пустота» в Iris Clert Gallery в Париже, единственным объектом в галерее был шкаф, который Клейн опустошил.
В качестве прощального подарка посетители галереи пошли домой и обнаружили, что коктейли с оттенком ИКБ, которые им подавали, тоже были синими на другом конце (по выходу)