Прижизненный эпикриз или будущая катастрофа России
fritzmorgen — 22.02.2018Патологоанатомы ошибаются значительно реже других врачей. Причин на то две: во-первых, средний уровень патологоанатомов весьма высок, а во-вторых, в то время как другие врачи только догадываются, патологоанатомы просто открывают и видят, какие же конкретно болезни довели пациента до их металлического стола.
Когда происходит какая-нибудь катастрофа, мы почти всегда можем подробно объяснить, почему она произошла, кто в ней виноват, и какие меры надо было предпринять, чтобы катастрофу предотвратить. Однако до того, как катастрофа произойдёт, люди обычно преисполнены беспечности и оптимизма, предполагая, что риск невелик, и что все возможные опасности уже учтены.
Есть однако замечательный способ предусмотреть возможные угрозы заранее, до вскрытия, пока все ещё думают, будто беспокоиться особо не о чем. Этот способ называется «прижизненный эпикриз». Цитирую Даниэля Канемана:
У организаций, возможно, больше шансов обуздать оптимизм и его носителей, чем у отдельных лиц. Лучшую идею для этого предложил Гэри Кляйн, мой завзятый противник и соавтор. Он обычно защищает интуитивное принятие решений, когда этот метод обвиняют в ошибочности, и недолюбливает алгоритмы. Он назвал свою методику «прижизненным эпикризом». Процедура проста — если организация оказывается на пороге важного решения, но еще не берет на себя обязательство его исполнить, посвященных в план следует созвать на совещание и объявить им: «Представьте, что вы попали в будущее. Мы внедрили план в существующем виде. Последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5–10 минут вкратце изложить историю катастрофы — как все произошло».
Идею Гэри Кляйна составить прижизненный эпикриз обычно встречают с бурным энтузиазмом. После того как я вкратце описал процедуру во время семинара на Всемирном экономическом форуме в Давосе, один из присутствующих шепнул соседу: «Ради одного этого стоило приезжать!» Позже я узнал, что слова принадлежали директору крупной международной корпорации. У прижизненного эпикриза есть два крупных достоинства: он позволяет отойти от шаблонного группового мышления, поражающего многие команды, как только те сообща приходят к решению, и подталкивает к размышлениям в указанном направлении.
Любопытным я рекомендую прочесть книгу нобелевского лауреата целиком, она называется «Думай медленно... Решай быстро», и содержание у неё куда как серьёзнее, чем можно судить по личноростному переводу её названия. Тем же, кто собирается прочесть книгу когда-нибудь потом, я предлагаю сыграть сейчас в небольшую игру.
Представьте — Россия продолжила развиваться прежним курсом. Мы строим госкапитализм, переходим на цифровую экономику, вбиваем ресурсы в импортозамещение и модернизацию, не забывая и о важности энергоресурсов. Внезапно к нам прилетает на машине времени посланец из 2030 года и сообщает: выбранный курс привёл Россию к тяжелейшей катастрофе, поставив её на грань выживания.
Представили? Теперь, пожалуйста, опишите в комментариях тот сценарий будущей катастрофы, который вы считаете наиболее вероятным.
|
</> |