Приход-уход или Почему Сирийская церковь не восхищается успехами русской авиации

топ 100 блогов diak-kuraev22.02.2016 1914 год - русская армия занимает ряд провинций Австро-Венгрии (Галиция со Львовом).
Начинается борьба с унией.
1915 год - "Великое Отступление".

Мемуары митр. Евлогия Георгиевского:

Тут вмешался в наш разговор Великий Князь Петр Николаевич:
— Я хочу вам поставить церковно-канонический вопрос: имеет ли Синод право устраивать свое управление, пока территория еще не русская? Она ведь остается и сейчас территорией Вселенского Патриарха…
— По смыслу церковных законов, Церковь в своем управлении следует за государствами. Если территория уже управляется русскими гражданскими властями, то и Русская Церковь имеет право организовать свое управление. — ответил я.

... Тогда же пришло грозное известие — мы сдали Перемышль. Первая мысль, которая у меня возникла, когда я об этом услыхал: надо спешить во Львов — готовиться к эвакуации. Во Львове настроение было напряженное, тревожное, близкое к смятению. Что делать с православными приходами? Как оберечь их от ужасной участи — вновь очутиться под австрийской властью и принять кару за измену? А если их перевешают, перестреляют?.. Тревога о галичанах не давала мне покою.
Я бросился к генерал-губернатору умолять его помочь мне спасти галичан. Он стал меня успокаивать: "Ничего, ничего, владыка, пусть эвакуируются, а у нас в пограничных губерниях они рассосутся". Рассосутся! Безответственное слово… Как могли "рассосаться" 50–100 тысяч пришлого населения в нищих, истощенных военными реквизициями, приграничных областях?
Они двинулись табором, неорганизованным потоком. Стар и млад, лошади, коровы, телеги, груженные домашним скарбом…
Поначалу было дано распоряжение — выселить всех галицийских крестьян поголовно; потом его отменили. Кое-какие деревни уцелели, но хлеб сожгли.
Когда австрийцы овладели Лаврой, в монастырь прибыл австрийский эрцгерцог. Братия встретила его почтительно, эрцгерцог был корректен. На другой день появился приказ — выселить всех в венгерский лагерь для военнопленных.
Поздней осенью (1916 г.) я вернулся из Москвы на Волынь. Дорогой мне случилось разговориться с двумя спутниками. Это были молодые люди, ехавшие в соседнем купе. Мы познакомились, они предложили мне выпить с ними чаю, стали меня расспрашивать, как я работал в Галиции, как я смотрел на свою миссию и т. д. Между прочим задали и такой вопрос: не нахожу ли я, что православная моя деятельность в Галиции была преждевременна? Я сказал, что, оглядываясь теперь назад, признаю, что надо было действовать осторожнее…

***
Мемуары протопресвитера армии и флота Шавельского:

Православной миссии среди Галицийских униатов в то время могло быть только одно дело: не обличая униатской веры, не пытаясь пока воссоединить униатов, всеми способами показывать им, — особенно оставшимся без своих священников, бежавших в глубь Австрии, — красоту и теплоту православия: совершая для них службы, исполняя все требы, бескорыстно всем и для всех служа, а для этого пославши туда самых лучших — испытанных и образованных своих священников. При таком характере нашей работы униаты, может быть, поверили бы нам, привыкли бы к нам, а, может быть, и полюбили бы нас и незаметно слились бы с нами. При ином — одни нас возненавидят, другие, поверив нам, будут под угрозой мести со стороны австрийцев, которые, если территория с воссоединенными снова перейдет в их руки, не пожалеют для «изменников» пуль и виселиц.

Но такая миссия для наших церковных деятелей казалась прежде всего скучной и необещающей лавров, а затем она представлялась и канонически недопустимой. Совершать богослужение, требы для еще не присоединенных к православию униатов, венчать их, крестить их детей, хоронить их и т. д. — от этой мысли содрогнутся и теперь такие «столпы» православия, а тогдашние вдохновители воссоединительного Галицийского дела, как митр. Антоний (Храповицкий) и другие.

Что обстановка, совершенно исключительная, требовала, чтобы икономия церковная разрешала в данном случае действовать, считаясь не с буквой, а с духом, не с формою, а с высшей правдой и христианской любовью, — это тогда не было ни понято, ни принято во внимание. Вместо мудрости, воссоединители вложили в дело настойчивость, решительность и уставную законность, по всей вероятности, не учитывая всех тех последствий, к которым должно было привести дело их «святой ревности».

... Телеграмма за подписью Верховного была послана в тот же день, а через несколько дней был получен ответ Государя, что он повелел архиеп. Евлогию прекратить воссоединительную работу.
Но... «апостольские» труды неудачных сотрудников архиеп. Евлогия и после этого продолжались...

На другой день, посетив Саблера в его вагоне, стоявшем вблизи от великокняжеского поезда, я снова заговорил о Галицийском воссоединении. Саблер быстро перевел речь на другой предмет. Ясно мне стало, что мой взгляд на дело Саблеру известен и совершенно расходится с его взглядом и желаниями. Ему нужны были громкие цифры воссоединенных и «домики» во Львове; я же по истории Белорусского воссоединения знал действительную цену громких цифр, не верил в прочность приобретения Львовских «домиков» и сильно опасался за возможность катастрофы этого
воссоединительного предприятия.

Дальше я подробно разъяснил Государю, в чем именно ошибочно производящееся воссоединение: тактически оно ведется неправильно; по настоящей военной поре оно совсем не своевременно; для воссоединяемых крайне опасно, ввиду возможности перехода территории опять в руки австрийцев.

А 9 мая началось наступление немцев, закончившееся очищением от наших войск почти всей Галиции.
Все воссоединители бежали. Один из них — священник Каркадиновский — рассказывал мне, что воссоединенные часто провожали их проклятиями.

Бежало и много воссоединенных. Говорили, что будто бы до 80 тысяч галичан после этого разбрелись по Волыни, Дону и другим местам. Рассказывали также, что до 40 тысяч из оставшихся на месте погибли на виселицах и от расстрелов. Огромный процент среди них составляли воссоединенные...

***
Когда в 1807 г. под Константинополем появился английский (все же – христианский) флот, по приказу султана Селима III граждане бросились на укрепление города. Константинопольский патриарх Григорий V рассудил, что англичане, даже выиграв сражение, рано или поздно уйдут из Турции, а турки останутся. И отомстят греческим христианам, живущим среди них. Поэтому он вооружился заступом и повел с собой 30 тыс. греков для укрепления береговых крепостей. Он своими руками носил землю и побуждал к тому же других христиан.
Султан смотрел из сераля на зрелище и радовался. В награду патриарх получил от султана роскошную шубу, которую, по его словам, никогда не носил, но, конечно, хранил как зеницу ока.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Съездил тут на один день в Пензу - лекцию читал. Город практически не видел, а люди ...
Большое Щучье озеро и падающая с Игоры просека ЛЭП. ...
ありのままの, ゆきぽよ – Юкипойо, вся как есть. Актриса и модель Юкипойо (24) (наст. имя Юки Кимура) на фотографиях Такеши Окамото (岡本武志) для еженедельника Flash, номер за 4 мая. ...
Беременные курят. Беременные курят, даже если это непьющие, не гулящие, нормальные беременные, просто они курящие, а силы воли недостаточно. Сотни раз я видел курящих женщин с выпирающим животиком. Хочется что-нибудь сказать им, такое доброе, такое полезное, но молчу. Взрослая, сама ...
Прошло чуть больше недели после родов, и сегодня я могу сказать, что мне нормально. Суть в том, что перед выпиской я вывихнула себе шею. У меня бывает раз в год примерно, особенно если я криво лягу на подушку и засну в неудобной для шеи позе. Заклинивает до ужаса, начинаются боли и ...