Причины всеобщего развала или почему "мир лежит во зле"

Свят Игнатий Брянчанинов

Ныне во многом люди дерзнули в небесные по происхождению установления Святаго Духа ввести свои человеческие установления. По этой причине сделались установления Небесныя земными, духовныя плотскими, святыя греховными, мудрыя нелепыми.
Видят несообразность, видят текущее из нея разрушение; но не видят начала, из котораго текут бедствия: потому что смотрят при свете собственнаго падшаго разума, а не при свете Божием.
Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святаго Духа, в заменении их своими уставами.
Вот где причина всеобщаго разстройства, причина падения христианства, падения нравственнаго, всегда предшествующаго разстройству гражданскому, предвещающаго это разстройство. Есть в частности христиане, но утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялось в одно духовное тело, с одним образом мыслей, в одном духе, под одною общею главою — Христом.
Ныне всякий имеет более или менее свой образ мыслей, свою религию, свой путь, принятыя произвольно или случайно, признаваемыя правильными, или только оправдываемыя.
Это безчисленное стадо, потерявшее связь и единство в истине и
духе, представляет духовному наблюдателю вид величайшаго
безпорядка: каждая овца бредет в свою сторону, никто о ней не
заботится; люди уже более не слышат — так отяжелел слух — их
спасительнаго гласа истиннаго Пастыря, раздающагося из Его святой
Церкви, Который еще громко обличает их неправду, возвещает им о
пути правом, указывает его. Оглушил их шум земных, лютых попечений,
шум увеселений чувственных, шум земнаго преуспеяния. «Прильпе земли
душа» их (Пс. 118:25), неспособна к восприятию впечатлений
духовных.
Но некоторые избранники доселе слышат голос истиннаго Пастыря,
Господа нашего Иисуса Христа. На этот голос идут они, пробиваясь с
величайшим усилием и трудом, сквозь густую толпу, несвязно шумящую,
их окружающую. Доселе эти избранники отдают справедливость на земле
Небесной правде. Очень мало число их! но Господь ободряет их: «Не
бойся, — говорит Он, — малое стадо, яко благоизволи Отец вам дати
Царство» (Лк. 12:32).
Какой признак этих овец, по которому тотчас можно было узнать их?
Этот признак — точное послушание святой Церкви, верность святой
Истине и Святому Духу.
Водимые истинным смирением, они отрекаются от разумений своего падшаго естественнаго разума и от всех разумений человеческих, как бы они по наружности ни казались возвышенными и привлекательными. Чтоб сохранить верность Богу, они не стыдятся, что мир называет их безумными. Не только терпят они великодушно гонения от мира, но и сами себя подвергают различным лишениям, и тем сохраняют в себе «мертвость Иисусову и живот Его» (2Кор. 4:10).
Это значит: «погублять душу свою в веке сем, чтоб приобрести ее
для вечности чрез оживление Духом» (Ин. 12:25).
Пребудем в верности Святому Духу. Он Пресвят и Пречист, —
почивает в одних чистых и святых, любит смиренных, доказывающих
свое смирение не чем-нибудь наружным, но повиновением ума Евангелию
и Церкви. Он отвращается от своеразумных, отделяющихся от единства
Церкви для какой-нибудь мысли, льстящей уму и сердцу. Он удаляется
от них и приступает к ним темный дух прелести. «Одна мысль ложная,
— сказал некоторый святый Отец, — может низвести в ад».
Легче думают омраченные сыны мира сего о мыслях о Боге; по их
мнению мыслить о Боге так или иначе — не большая беда. Несчастные!
они не знают, как важны мысли о Боге, как важна в них Истина и ей
всегда соприсутствующий и содействующий Дух. От взаимнаго их
действия — оживление человека во спасение, которое состоит в
причастии естества человеческаго Божественному естеству.
Напротив того, мыслям ложным всегда соприсутствует и содействует
темный и лукавый дух обольщения. Отец лжи — диавол, так говорит
Евангелие; ложь — диавольское свойство. Усвоивший себе мысли ложныя
усвоил себе свойства диавола, вступил в сродство с отверженными
ангелами, сделал для себя соединение с Богом несродным,
неестественным. Чуждый Бога — чужд спасения и жизни духовной.
Будем сохранять себя от мыслей ложных и истекающих от них сердечных
ощущений. Из таковых ложных мыслей и ощущений составляется так
называемая прелесть или самообольщение, имеющия безчисленные
разнообразные виды, по степени, по роду принятых человеком ложных
мыслей и ощущений за истинныя. Стяжем истинное познание о Боге,
чуждое заблуждений и умствований; оно сияет из Священнаго Писания и
писаний святых Отцов, как свет из солнца, ярко блестящаго в час
полуденный с лазуреваго безоблачнаго неба.