Преступность большого города
sam_newberry — 31.05.2011 Я во многих вопросах нетороплив весьма. Скажем, свежевышедшие игры играю редко и только избранные, так что до некоторых общепризнанных хитов добираюсь через год-два-три-четыре после того, как их уже все прошли. Вот несколько месяцев назад так совпало, что в стиме была распродажа на Mafia II - за какие-то смешные деньги типа семи баксов отдавали полный пакет - с тремя аддонами и всеми DLC, включая бонусные от предзаказов. Я не удержался и купил. И проходил потихонечку. Буквально через пару недель всё в том же стиме случилась очередная распродажа, и на сей раз за какие-то $4.95 предлагали Grand Theft Auto IV (только базовый, аддоны стараниями то ли местного, то ли международного издателя в стиме для нашего региона недоступны). Я его, как вы понимаете, тоже немедля взбодрил. И тоже сел проходить. Чертовски увлекательный экспириенс получился, должен заметить - каждый божий день по часику гонять попеременно то одну игрушку, то другую. При схожести их жанров, параллели и отличия бросаются в глаза адски наглядно, совсем не так, как если бы я проходил каждую сразу после выхода, сиречь с интервалом в два года. И как-то так впечатлений накопилось, что решил я их даже в письменной форме выразить. Тем более, что наличие в стиме встроенной нарезалки скриншотов тяжелоиллюстрированным обзорам зверски способствует. Если бы я был rotten_k, я бы поставил тэг "славные традиции боевых слоупоков" (да, я обожаю rotten_k за формулировку тэгов), но я не rotten_k, поэтому ограничусь традиционным для постов о компьютерных играх тэгом виртуальность. Ясное дело, что все присутствующие, кто интересуется виртуальными мирами данного жанра, описанные игры давно прошли, но может всё же интересно будет. В конце концов, языками-то почесать мы завсегда горазды, верно?Под катом много кликабельных скриншотов. Графика и там, и там максимальная, с полным аппаратным DirectX 11 (Мафию это изрядно украсило, особенно в части освещения, а вот GTA этих модных плюшек, увы, не поддерживает). На технических вопросах поэтому заостряться не буду - каждый и сам спокойно всё увидит. А вот по моментам игровым - расскажу своё впечатление.
На стороне Мафии играет атмосфера - и это крайне сильный фактор. Пятидесятые, золотой век. Смотрится, знаете, гораздо более свежо и привлекательно, чем набившая оскомину криминальная современность, заезженная игропромом и синематографом по самое не могу.
Сюжет, опять-таки. Ровный, стройный и логичный. Смотрится гораздо более цельным - это действительно единая история, а не снизка разрозненных бусин-миссий из GTA, которые хоть вроде как и объединены общим развитием, но слишком раздроблены и разбросаны, как во времени, так и в пространстве.
И всё-то в сюжете вроде бы хорошо, плохо лишь одно. Точнее - два. Первое - это главный герой. Он противен. Причём противен отнюдь не своими злыми делами - ежу понятно, что раз мы садимся играть в игру про преступников, то её герои не должны вести себя как херувимчики из рождественских сказок. Нет, если бы он был отморозком, маньяком и садистом, в этом тоже можно было бы найти свой интерес. Он же, простой итальянский парень Вито Скарлетта, просто бесцветен. Человек-пустое место. За всю игру он не принял ни одного решения - каждая миссия начинается с того, что друг или босс звонят (или приходят лично, или приглашают к себе) и говорят "Эй, Вито, поехали прошвырнёмся, есть дело на миллион!" И Вито, ни слова ни говоря, послушно едет, хотя дело в большинстве случаев явно пахнет керосином - а он хоть бы возразил, хоть бы вполголоса в сторону. Просят убивать - убивает. Просят грабить - грабит. Привлекают к подготовке теракта - беспрекословно помогает устанавливать бомбу в центральном отеле города. Ни единого сомнения не мелькает на его туповатом лице. Мальчик-тряпка. Если бы типичный Обыкновенный Японский Школьник (в худшем смысле этого термина) был бы итальянцем, и было бы ему не шестнадцать лет, а двадцать с хвостиком - это был бы Вито Скарлетта. Единственный намёк на хоть какую-то мотивацию, которую декларирует наш итало-ОЯШ, он высказывает в ролике перед финальной (!) миссией. Он говорит "Я хотел красиво жить, иметь много денег, женщин и машин". Поздравляю - вот за это ничтожество нам и предстоит играть.
И то, в вышепроцитированной фразе он изрядно кривит душой. Ибо тяги к красивой жизни он ни разу не демонстрирует - даже на вечерухе в честь собственного освобождения с кичи, он остаётся единственным трезвым. Да и к женщинам, которых постоянно таскает на хату его друган Джо, интереса не проявляет. Абсолютная амёба. На фоне Томми Анджело, главного героя первой части Мафии, такой слизень смотрится... да просто никак не смотрится.
Второй недостаток сюжета Мафии II в том, что он катастрофически недоделан. Главная сюжетная линия обрывается в никуда - просто в один прекрасный момент после очередного ролика ВНЕЗАПНО начинаются финальные титры. Такое ощущение, что у разработчиков резко кончились деньги и/или пришёл злобный дед Лайн. Да и то, что обрамляет главную сюжетную линию, тоже не доделано - а точнее, не сделано вовсе. В нескольких заданиях явно подразумевается, просто вопиёт, развилка сюжета в зависимости от действий игрока - но её нет. Нам выдаётся один-единственный вариант действий, остальные просто отрезаны, хотя явно планировались. Какой-либо активности, помимо выполнения сюжетных заданий, просто нет. Некоторые персонажи откровенно намекают на возможность взять у них побочную миссию, а один прямо-таки говорит об этом открытым текстом - мол, заезжай, Вито, у меня для тебя может найтись работёнка. Не находится. Нет её. Не прикрутили. Огромный, детальнейшим образом прорисованный город мёртв, поскольку является лишь декорацией. Очень обидно наблюдать настоящий, дышащий с экрана мир и понимать, что тебе в нём нечего делать кроме как ехать к очередному маркеру сюжетной миссии. Даже вот эта церковь, что на скриншоте ниже, в которой разворачивалось действие одного из заданий, показанных нам в первом трейлере, в релизной версии - просто кусок фона.
Зато вот GTA проработан на все двести процентов. Нет, я догадываюсь, что в процессе разработки от него тоже много чего отрезали, но того, что осталось, хватит на дюжину вторых Мафий. Либерти-Сити, в отличие от Эмпайр-Бея, действительно живёт и дышит. Он наполнен сотнями самых разнообразных мелочей, которые заставляют поверить в его реальность и на самом деле ощутить себя там.
Сюжет, хоть и не отличается той проработанность и стройностью, как в Мафии, да и сильно пропитан пародией, трэшем и преднамеренной клюквенностью, зато расписан от начала до конца, без провалов и внезапных концовок ни о чём.
И главный герой - восточноевропеец (по косвенным признакам - серб) Нико Беллич, ветеран гражданской войны - вызывает, несмотря на отмороженность, гораздо больше симпатии, чем варёная рыба Вито. За Нико, по крайней мере, интересно играть. Он всегда знает, что делает и зачем, всегда отдаёт себе отчёт в происходящем, всегда себе на уме и не даёт окружающим вертеть собой (пусть это у него и не всегда получается). Хоть любит изобразить из себя простака-провинциала, но умён и хитёр. Да, преступник. Убийца, контрабандист и грабитель. Но мы же не за херувимчиков из рождественских сказок сели играть, верно?
Единственное, чем может парировать Мафия - это всё тем же уже упомянутым антуражем.
Хотя в GTA тоже встречается некоторый винтаж, конечно, но мало и редко. И почти неприменим на практике, поскольку современные машины легче управляются и быстрее ездят.
Ещё в Мафии отлично передана погода. Начинается действие зимой - и в Эмпайр-Бей нас встречает такой атмосферный иней и гололёд, что реально зябко становится даже по эту сторону экрана. Снежок падает на дома, тротуары и прохожих, засыпает припаркованные машины. Оставишь колёса на улице, сходишь в помещение поговорить с сюжетным персонажем, вернёшься - а на крыше и на капоте уже белые подушки насыпало. Сядешь за руль, разгонишься - и их наберающим потоком сдувает постепенно. Лепота и умиротворение.
А потом по сюжету проходит несколько лет, и ты видишь, как меняется город - из мрачноватого послевоенного, наполненного демобилизованными солдатами и армейскими грузовиками, он становится радостным и беззаботным. Тем более, что возвращаешься ты в него летом. И лето здесь чертовски правильное - как настоящее. Ты прямо-таки чувствуешь и припекающее сквозь стёкла машины солнышко, и запах нагретой пыли.
А вот в Либерти-Сити вечный октябрь. Жухлая трава, осыпающиеся листья деревьев, серые тучи.
Хотя временами попадаются и живописные моменты, не отнять.
Надо, впрочем, отметить, что, невзирая на детализацию Либерти-Сити, красит его всё-таки исключительно освещение. Сами пейзажи очень уж депрессивны. Если это и в самом деле рисовалось с реального Нью-Йорка без излишнего утрирования, я его жителям не завидую.
Но если в этот город не насовсем, а так, погостить - на пару-тройку десятков часов - то и в этих бетонных джунглях можно найти своё мрачноватое очарование.
К сожалению, всё портит фирменный рокстаровский юморок. Игры серии GTA всегда были намеренным плевком в общественное мнение, толстым троллингом. Да, в четвёртой части убрали кислотную пестроту графики, отняли возможность летать на реактивном ранце и палить из шестиствольного пулемёта, поддали мало-мало драмы и мрачняка, однако это - всего лишь внешний слой, причём очень тонкий. Внутри всё то же самое: половина персонажей - клоуны и ходячие пародии, тексты, зачитываемые на местном радио отдают дешёвым балаганом, рекламные щиты и внутриигровой интернет состоят из петросянских шуток чуть более, чем целиком. И в дизайне окружающего мира тоже прорезается. То, что статуя Свободы (именуемая в игре статуей Счастья) вместо факела держит в руке картонный стаканчик фаст-фудовского кофе, я принять готов. Это даже нуарно в некотором роде. Но вот логотип сети кегельбанов в виде, пардон, хуя - это уже на уровне средних классов школы, когда самой смешной шуткой кажется рисование такого же вот хуя на стене туалета. В качестве одноразовой хохмы я подобное ещё готов потерпеть, но постоянно и повсеместно сталкиваться с подобным унитазным юморком на протяжении тридцати часов геймплея - быстро начинает раздражать.
По игровой механике сходства больше, чем по сюжету и атмосфере. Например, Нико и Вито совершенно одинаково выкидывают владельцев машин из-за руля.
Правда, Вито делает это всегда голыми руками, а вот Нико, если у него в руке имеется ствол, проявляет разнообразие - не просто вытаскивает терпилу за шкиряк, а ещё и этим самым стволом ему грозит.
Правда, когда дело доходит до угона припаркованной машины, больше изобретательности проявляет юный итальянец. Потому как Нико способен только на то, чтобы, подёргав ручку двери и убедившись, что заперто (незапертых автомобилей мне так ни разу и не попалось), высадить локтем стекло...
...в то время как для Вито доступны две опции на выбор - уподобиться неотёсанному славянину из будущего, разбив стекло, или же аккуратно и культурно вскрыть замок отмычками. Хотя на практике второй вариант явно хуже - взлом представляет собой мини-игру, причём её сложность (количество шпеньков замка) зависит от крутизны тачки, поэтому занимает заметно больше времени (и повышает шанс спалиться перед каким-нибудь вывернувшим из-за угла патрульным), а единственный профит, который ты получаешь по сравнению с варварским первым способом - чисто эстетический, то бишь уцелевшее стекло дверцы.
Впрочем, в любом автомобиле, в котором окажется наш восточно-европейский нелегальный эмигрант, водительское стекло с высокой долей вероятности будет выбито в любом случае - потому как Нико умеет одновременно рулить и стрелять, высунув руку в окошко. И ему это, понятное дело, частенько приходится применять на практике. А вот изнеженная мафия пятидесятых сугубо однозадачна, как главный герой Обливиона - то бишь, ты либо едешь и терпеливо принимаешь плюхи от окружающих, либо
Хотя "пеший" бой гораздо более приятным показался мне именно в Мафии. Более удобный интерфейс взаимодействия с укрытиями, более хорошая анимация и озвучка оружия, более чётко выверен баланс живучести и меткости противников. Разрушаемые элементы окружения, опять-таки.
В GTA это всё как-то дубовее и, в плохом смысле слова, аркаднее. И враги мечутся бестолково, и стволы прорисованы крайне условно, и общая атмосфера действа более суматошно-неконтролируемая (как это было на приставках с геймпада играть, мне вообще страшно представить).
Кстати, оружия в Мафии очень много, причём всё - полностью реальное, историческое (пусть и не без ляпов типа представленного на скриншоте
GTA на эту тему стройнее, логичнее и проще для восприятия: в каждом классе оружия есть два образца - базовый и продвинутый. Продвинутый в целом лучше, но либо имеет какой-то недостаток (низкая скорострельность, например), либо его сложнее достать (то есть, он становится доступен позже по сюжету). Всё оружие имеет условные названия типа "армейский пистолет" или "самозарядная снайперская винтовка", но прототипы из реального мира узнаются вполне отчётливо.
Возвращаясь к общим моментам игромеханики. Нико умеет плавать в воде и лазить по вертикальным лестницам. Вито всему этому не научили - на границе водоёма он упирается в незримую стену, а вертикальных лестниц в Эмпайр-Бей попросту нет, чтоб, значит, не смущать нашего героя.
Зато Вито умеет открывать у машин капот и багажник. Правда, совершенно непонятно, нахрена ему это нужно. Если багажник ещё требуется два раза по сценарию (один раз положить туда труп, и один раз - вытащить труп), то капот бесполезен от слова "совсем". Ибо даже революционная возможность починить загоревшийся мотор (к счастью, тут обошлось без мини-игры, достаточно просто нажать кнопку) не требует открывания капота - точнее, Вито делает это сам, автоматически. Починка мотора, кстати, на практике тоже не нужна, потому как если у тебя поломался мотор, то значит ты много целовался бампером с другими участниками движения или принял в машину много пуль, то бишь, ты от кого-то убегаешь, и погоня сидит на хвосте, так что пока наш итальянец будет ковыряться в железных кишках тачки, его банально окружат и расстреляют. Соответственно, проще бросить поломавшийся транспорт и скоренько экспроприировать себе новый. Ну окей, ладно, в первой главе ещё можно помочь некой даме починить машину и получить за это ачивку - это единственное, зачем нужна данная функция в игре.
Ещё в Мафии у машин кончается горючее, и его запас можно пополнять на бензоколонках. Правда... ну да, вы всё верно поняли - оно тут снова нахрен не нужно. Бензина в среднем автомобиле столько, что кататься на нём можно очень дофига. Я не ставил своей целью специально израсходовать весь бензин, но за время довольно длительных разъездов по делам квестовым необходимости заправиться не возникло ни разу. На бензоколонке побывал единственно с целью снять вот этот скриншот.
И вот такая дребедень в Мафии повсеместно - куча всяких вещей, которые интерактивны, но нахрен не нужны, а то, что было бы действительно интересно - отсутствует. Вот, скажем, объясните мне, убогому, нафига делать активным КАЖДЫЙ выключатель во всех подъездах, в которые Вито забрасывает сюжетная судьба? Бежишь по лесенке из квартиры навстречу новому заданию, а в углу экрана каждые три метра всплывает "нажми 'E' чтобы выключить свет". И ведь если нажмёшь, он выключится. Только от этого в мире нихрена не изменится, и ни на что этот свет не повлияет. Лучше бы газетные ларьки активными сделали, чесслово - я бы почитал свежую прессу с удовольствием. Недоделанность, везде эта чёртова недоделанность. Зато вот в GTA всё по делу. Можно, скажем, сыграть в бильярд, боулинг или дартс, можно посмотреть стриптиз, можно послушать комиков (выступлений довольно много, так что повторяться они начинают нескоро, да и шутки там посмешнее, чем в целом по игре). Можно телек посмотреть. Можно посидеть в интернетах, где с полсотни разнообразных сайтов. В общем, есть чем заняться вместо выключения света в подъездах.
На метро можно покататься, кстати.
И на такси - причём с видом от первого лица. А вот в Эмпайр-Бей такси совершенно неинтерактивные - в смысле, их только угнать можно, а законным пассажиром проехаться не дают.
А ещё в Либерти-Сити мотоциклы есть. А в Эмпайр-Бей - нету. Байкерская косуха с аутентичной кепочкой а-ля Пол Ньюмен есть (в тематическом гоночном DLC), а байков не завезли.
В общем, если резюмировать, понравились мне, конечно, обе игры. Правда, в GTA интереснее играть, а на Мафию интереснее любоваться. Первая игра радует проработанностью, но отпугивает излишней пародийностью, вторая привлекает тщательностью и любовью, с которой проработаны те моменты, которые авторы успели осилить (например, на каждой машине есть уникальный номерной знак, а в GTA у всех машин знаки одинаковые), и отвращает изобилием белых ниток на тех моментах, которые они осилить не успели. Я не игрожур, оценок ставить не собираюсь, но если спросите моего мнения, посоветовал бы оба продукта. Мафию - пройти один раз и оставить, а GTA - долго вдумчиво изучать, до последней секретной локации и до последнего побочного квеста.
P.S. Уважаемые читатели, осилившие сей скорбный печатный труд до этого места, ответьте мне - интересно ли будет прочтение подобного рода слоупок-обзоров в дальнейшем? У меня на очереди ещё много хитов былых лет, про которые я не прочь поточить лясы и сейчас. Кстати, имеются и кандидаты на попарное сравнение, аналогичное сегодняшнему.
Текущий статус - 49.068
|
</> |