Преподавательское: январское
olnud — 17.01.2024Сегодня от преподавателя, которой я отдал читать зоологию беспозвоночных, пришло голосовое послание: у нее выгорание, она сильно разочарована в студентах, не видит просвета. Стандартные жалобы: механически выучивают, не могут размышлять, не могут сравнивать. Очень вольное посещение занятий: без особых угрызений совести могут не прийти на коллоквиум или практическое занятие, а о лекции и вообще не стоит говорить. И процент студентов, которые не могут зарисовывать объекты, стал еще больше. Я, конечно, посочувствовал, попросил «держаться», поскольку если она уйдет, то мы вообще просядем основательно. Пусть у меня к ее методам много вопросов, но она реально возится со студентами, заставляет их учить – в итоге ботаники жалуются, что студенты первого курса учат зоологию, а не их предмет. Но она видит причины в западном подходе преподавания в школах (тесты, ЕГЭ). Между тем, мои коллеги в США и Японии также жалуются, что студенты сейчас не такие, какие были 15 лет назад, не видят смысла в основательных знаниях, поскольку «всё можно найти в интернете». «Лучше уметь, чем знать» - почти так. И в такой неизбежной трансформации подходов мы ей много раз говорили, что нужно «разгружать» объем материала за счет более глубокой проработки базовых знаний (план строения, система, сравнение типов и классов, понимание единства стадий онтогенеза, понимания эволюционных процессов). Вот, скажем, зачем первому курсу давать срезы форонид? Это вообще крошечная группа, о которой студентам важно знать, что они имеют типичную для лофофорат организацию. Подавляющее большинство биологов никогда в жизни с ними не столкнется – ни в живой природе, ни в своих исследованиях, ни в научной литературе. Лучше на практикуме давать мало объектов, 3-4 (не более!), но более основательно. Впрочем, я это пишу, а сам думаю о ближайших перспективах, когда тотальным станет использование нейросетей для написания текстов. Уже!
***
В прошлом году мне попались на редкость «пофигисткие» магистранты. Их трое человек, но они чрезвычайно вольно ходили на лекции по кладистике. Несколько раз я приходил, а в аудитории никого – и с большим опозданием приходит одна студентка. А лекции нашпигованы конкретной информацией, которую они должны будут применить для выполнения индивидуального кладистического анализа. И вот через 10 дней закрывается ведомость, а мне еще ни один из троих не прислал даже черновика своей работы. Обычно на ее выполнение уходит две недели. Одна – это если всё отбросить и заниматься только этим. Напоминали им об этом трижды – бесполезно. Я предупредил заведующую, чтобы она готовилась, что я оставлю минимум двоих без стипендии.
***
Научный руководитель одного студента подошел ко мне в институте и спросил, как он обращается ко мне? «Никак - ни разу не произнес моего имени и отчества». Оказалось, что и у него та же история, и для него это очень странно. В мои студенческие годы было просто невозможно обратиться к преподавателю просто «Здравствуйте» без имени и отчества. Моя сокурсница имела большие проблемы в запоминании отчеств и всякий раз выворачивалась, произнося внятно имя и кране неразборчиво отчество. А я до сих пор помню студента (он сейчас успешно работает в США), которые специально для меня, молодого тогда преподавателя, придумал обращение «Лёша Викторович». Гениально! Это вам не «Dr. Smith»!
***
У меня хранятся открытки, которые получал наш бывший заведующий кафедрой Андрей Андреевич Соболев. Вот эта открытка, выпущенная в Дрездене, была послана ему ровно 60 лет назад Иваном Ивановичем Пузановым, известным зоологом, с которым А.А. дружил. Оба были не крестьянско-пролетарского происхождения, но как-то избежали репрессий, хотя Пузанов даже в сталинские годы умудрялся подпольно читать антилысенковские памфлеты . Я слышал отрывки из одной такой поэмы, посвященной экспериментам посадки кукурузы на луне, но запомнил только вот эти две строчки: «старушка древняя пришла – щепотку соды принесла». В ней шла речь об Ольге Лепешинской, которая, кроме своих экспериментов с самозарождением жизни, еще занималась омоложением организма за счет содовых ванн. И, как мне рассказывал свидетель тех чтений (он тогда был студентом), никто не стукнул на Пузанова. Сейчас в лаборатории мы всё больше молчим – нет уверенности в коллегах и даже студентах. А год назад еще говорили.
|
</> |