Преподавательское: верю или не верю

топ 100 блогов olnud14.11.2015 Однажды мой приятель, Allen Kristof (вполне успешный молодой зоолог), рассказал мне, какое впечатление складывается у европейских зоологов от общения на конференциях с некоторыми нашими зоологами: их, европейцев, коробит категоричность, с которой наши зоологи говорят о той или иной проблеме. Именно зоологи-морфологи, потому что если взять зоологов-систематиков, то здесь ситуация диаметрально противоположная. На днях у меня был повод вспомнить этот разговор и поразмыслить о том, что у нас в преподавании зоологии действительно преобладает некоторый «авторитаризм», причем востребованный у самих студентов. Когда я излагаю студентам 4 курса разные гипотезы происхождения билатерий и предлагаю им самим сделать выбор, какая из гипотез более всего им «по душе», то это вводит молодых людей в некоторый ступор. И не только молодых. У нас привыкли либо «верить» во что-то одно, либо создавать веру в это что-то. Нельзя сказать, что «у них» такого никогда не было. Было: Сэджвик, Ланг, Ремане, Акс, Сальвини-Плавен, а ныне – Нильсен – это все «идеологи». Но в последние два десятилетия утвердился иной стиль преподавания: профессор не утверждает свою концепцию, не «вербует» последователей, а излагает ее в «вероятностном» аспекте с оговорками, что как оно было на самом деле никто никогда не узнает. Более того, тот же Hejnol в одной статье «мягко» указывает на то, что вторичноротость может быть исходной, а в другой – рассуждает о том, что анус мог произойти от соединения женского полового отверстия с пищеварительной системой. И все это очень «аморфно»… Но, попадая в руки наших популяризаторов и лекторов, вероятностный и аморфный стиль изложение моментально исчезает: такие-то авторы не предполагают, а уже утверждают… А они ничего не утверждают – они лишь раскрывают один из вариантов того, что могло быть. С чем бы это сравнить… Наверное, с тем, как Маршак переводил Бёрнса: сравните «И он увлёк ее в траву» с дословным «Он повалил ее в траву» - разные глаголы дают разное восприятие. В нашем восприятии лектор должен быть убедительным, он должен если не властвовать в аудитории, то хотя бы не выглядеть сомневающимся. В европейском сознании есть много разных вариантов и свобода выбора – даже если на самом деле лектор так умел и хитер, что через этот плюрализм «вербует» тебя в ряды своих сторонников.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Данная тема -- оффтоп, ЧФ тут вообще ни при чем. Как же меня задолбал канал ABC, который вечно отменяет и закрывает полюбившиеся мне сериалы. Не успела я отплакать положенное по закончившимся "Отчаянным домохозяйкам", как тут же влюбилась в далеко ...
1910. Девушка из Омдурмана, Судан 1910. Девушка из Судана 1900-е. В деревне ашанти 1900. Дервиш. Судан 1900. Обработка какао в Мунго, Камерун. Немецкая Западная Африка 1905. Негритята из немецкой Юго-Западной Африки 1905. Свадебный танец зулусов, ...
Японский модный бренд ekoD Works разработал футболку «Сетка иллюзий», которая сбивает наблюдателя с толку. Если смотреть на вещь «анфас», то под ней словно скрывается внушительного размера грудь , хотя «в профиль» ее может и не быть. Бренд ekoD Works специализируется на ...
На аукционе в Майами продали пакет документов, включающий в себя уникальный патент — на электрическую лампочку Эдисона, полученный сэром Томасом Эдисоном в январе 1880 года. Об этом пишет Oak Auctions. Стартовая цена лота составляла 10 тысяч долларов, а продан он был за 75 тысяч. Эти ...
Вот так вернешься в уютную после долгого перерыва, получишь инфаркт от нового жж визуала "написать в блог". Схватишься за сердце, подумаешь, что все пропало и меня тут больше никто не ждет. Но козел Френки еще имеет остатки человеческого сострадания и быстро подсунет кнопку "вернуться к ...