Преподавательское. Спасение рядового студента

Две тяжелые недели. Занятия давно закончились, но у меня двое студентов с бакалаврскими ВКР (=выпускные квалификационные работы), и трое – с магистерскими диссертации. И подготовка их к предзащите забрала столько сил, что когда я вчера с последней предзащиты пришел домой, мне сказали, что я «очень плохо выгляжу». Не знаю, как выглядел я, но на моей коллеге, которая ночевала в университете, чтобы двое студентов могли выйти на предзащиту, не было лица. Сначала доложился первый курс магистрантов – просто курсовые. Вообще никаких проблем! А потом остались проблемные студенты. Первая попала в очень сложную ситуацию не по своей вине: два года она ставила культуру чистой генетической линии рачков и на финале выяснилось, что молодая сотрудница неверно определила этих рачков, и в итоге там «три грязных вида», о видовой и даже родовой принадлежности которых можно только гадать. Страшный сон, который стал явью. Спасали всем миром: подняли курсовые студентки, переделали название, цель и задачи, и т.д. В общем, что могли. Да, так бывает. Чаще сталкиваемся с тем, когда неожиданно руководитель отказывается от студента – конечно, не от хорошей жизни. Но спасать студента должна кафедра – предоставить ему хоть какую-то тему. А тут выяснилось, что результат «отрицательный». Когда я защищал дипломную работу, со мной защищалась женщина-эколог. Она выясняла действие нового препарата против фитонематод на огурцы. Оказалось, что препарат столь хорош, что от него не было никаких следов в самих огурцах. Председатель, увидев в таблице нули, стал кричать, что результата нет. И женщине поставили двойку… Да, были времена, когда могли поставить такую оценку.
Остальные студенты действительно сделали очень слабы работы. И их тоже нужно было спасать, выставляя то, что они сделали, в выгодном свете. Особенно тяжело пришлось с последним студентом, который был на пределе нервного срыва. Ты либо включаешься, либо дистанцируешься. Если первое – помогаешь студенту, но тратишь свои силы. И это все бесплатно, поскольку в нашу часовую нагрузку вообще не заложена предзащита и работа с чужими «дипломниками».
На работу с магистерской диссертацией преподавателю отводится 20 часов, с бакалаврской ВКР – 15. Сюда входит не только проверка работы и доклада, но и проверка работы в системе «Антиплагиат». Если студент ответственный и ты у него лишь руководитель от кафедры, а работу он выполняет где-то в другом месте, то в эти часы укладываешься спокойно. Такой студент у меня был только один, и он действительно сделал работу, которую не стыдно показать в МГУ. С остальными были сложности.
Один студент очень-очень долго копался и мне пришлось дать ему «пендалей», чтобы он зашевелился. Есть такой тип студентов: не пинаешь – не чухаются. А руководитель от института его не пинает. В итоге он доложился лучше всех.
Одна студентка поступила к нам в магистратуру без базового биологического образования. Научная работа давалась ей очень тяжело, хотя тема была совсем не сложная. Руководительница от института толком с ней не занималась. Апофеозом всего было то, что студентка прислала мне выводы из 13 пунктов. В итоге на ее работу у меня ушло в три раза больше времени, чем было запланировано. Но результат был – заведующая впервые одобрила ее доклад.
Тяжелее всего пришлось с третьим студентом. Он поступил в магистратуру из другого региона и со слабой биологической подготовкой. Нашли руководителя, дали тему, устроили на работу, отправили в экспедицию, разрешали неделями не появляться в лаборатории, когда надо было. И тут, в процессе проверки его черновика, выясняется, что руководителем от института он недоволен, что я его «унижаю и оскорбляю» своими замечаниями. Три восклицательных знака – все, нервный срав. А парень все делал «правильно»: писал мне письма без обращения и приветствия – я ему сделал замечание, и он начал писать имя-отчество - не всегда и без «здравствуйте», но старался. Руководитель от института не сделал ему аналогичного замечания – «обойдешься». В общем, я посмотрел на это все и сказал заведующей, чтобы с меня сняли руководство. А никто не хочет брать на себя эту обузу! И приказ прошел. В общем, я сказал, что формальный отзыв напишу, а читать работу не буду – пусть читает руководитель от института. Второй руководитель до сих пор ничего не видел и совершенно точно никакие правки внести в работу не сможет, так как студент умудрился получить рецензию на нее ДО ТОГО, как прочтет руководитель. И как вы думаете, захочет после этого руководитель брать еще одного студента? Да, у нас есть сотрудники, которые несколько лет вспоминали студентов, унесших домой и не вернувших книги, коллекции и даже печатные версии диссертаций. Один студент шантажировал руководителя тем, что «вот не защищусь и выпрыгну из окна». Это мы, тертые преподы, знаем, как на такое реагировать, а женщины из институтов приходят и плачут…
|
</> |