Преп. Антоний (Булатович) и иконопочитание
olegvm — 11.07.2010 Постинги Евгения и Иоанна22 заставили меня засомневаться в ортодоксальности богословия иконы у преп. Антония (Булатовича), и по этому поводу я перечитал вчера главу из ИВФ, посвященную Льву Халкидонскому, и поискал в трудах преп. Антония фрагменты, из которых было бы видно соотношение у него имяславия и иконопочитания.По результатам пришел к следующим выводам:
Во-первых, Иоанн22 не прав в том, что ересь Льва Халкидонского он видит в учении о воспринятии изображаемого на иконах характира Христа в ипостась Бога Сына. Ересь состояла в отделении характира от Тела Христа и введении некоего богоипостасного характира отдельного от плоти Христа. Лев говорил о двух характирах Христа: характире плоти и богоипостасном характире. Второй из них получает согласно Льву служебное поклонение.
Ничего подобного не обретается у преп. Антония (Булатовича), согласно которому "Имя Иисус Христос относится равно к Божеству и к человечеству Его", что преп. Антоний повторяет в нескольких своих трудах. Напротив, имяборцы впадали в несторианство, относя Имя Иисус Христос только к человеческому естеству Спасителя и разделяя тем самым ипостась Христа.
Во-вторых, преп. Антоний (Булатович) нигде не говорит о том, что Имя Иисус Христос почитаемо больше, чем характир Христа. Он достаточно последовательно различает почитание Имени Христа и изображения Имени.
И изображение Имени Христа поклоняемо наравне с иконами, то есть, наравне с изображением характира Христа.
Например, из Прошения в Правительствующий Синод:
"7) Евангельские книги и вообще всякое надписание Имени Божия и глаголов и всякое написание Господня Креста, - достопоклоняемы наравне со святыми иконами.
8) Имяначертания и имязвучия не подобает почитать ни святым само по себе, ни имеющим самосущую освящающую силу, ни почитать их Божеством или энергией Божества, ибо имяначертание и имязвучие, а также случайная мысль о Боге суть произведение деятельности человеческой. Но они суть святые, поелику именуют Бога."
Обоженные Тело Христа, Его имя и Его характир получают служебное поклонение в ипостаси Христа. Изображения имени Иисус Христос и Его характира получают относительное поклонение, поскольку возодят наш ум к Первообразу.
Таким образом, окончательный вывод остается прежним. Преп. Антоний (Булатович) полностью находился в русле традиционного православного богословия. А имяборцы впали в несторианство, иконоборчество и варлаамитскую ересь.