Преп. Антоний (Булатович) и иконопочитание

топ 100 блогов olegvm11.07.2010 Постинги Евгения и Иоанна22 заставили меня засомневаться в ортодоксальности богословия иконы у преп. Антония (Булатовича), и по этому поводу я перечитал вчера главу из ИВФ, посвященную Льву Халкидонскому, и поискал в трудах преп. Антония фрагменты, из которых было бы видно соотношение у него имяславия и иконопочитания.
По результатам пришел к следующим выводам:
Во-первых, Иоанн22 не прав в том, что ересь Льва Халкидонского он видит в учении о воспринятии изображаемого на иконах характира Христа в ипостась Бога Сына. Ересь состояла в отделении характира от Тела Христа и введении некоего богоипостасного характира отдельного от плоти Христа. Лев говорил о двух характирах Христа: характире плоти и богоипостасном характире. Второй из них получает согласно Льву служебное поклонение.
Ничего подобного не обретается у преп. Антония (Булатовича), согласно которому "Имя Иисус Христос относится равно к Божеству и к человечеству Его", что преп. Антоний повторяет в нескольких своих трудах. Напротив, имяборцы впадали в несторианство, относя Имя Иисус Христос только к человеческому естеству Спасителя и разделяя тем самым ипостась Христа.
Во-вторых, преп. Антоний (Булатович) нигде не говорит о том, что Имя Иисус Христос почитаемо больше, чем характир Христа. Он достаточно последовательно различает почитание Имени Христа и изображения Имени.
И изображение Имени Христа поклоняемо наравне с иконами, то есть, наравне с изображением характира Христа.
Например, из Прошения в Правительствующий Синод:
"7) Евангельские книги и вообще всякое надписание Имени Божия и глаголов и всякое написание Господня Креста, - достопоклоняемы наравне со святыми иконами.
8) Имяначертания и имязвучия не подобает почитать ни святым само по себе, ни имеющим самосущую освящающую силу, ни почитать их Божеством или энергией Божества, ибо имяначертание и имязвучие, а также случайная мысль о Боге суть произведение деятельности человеческой. Но они суть святые, поелику именуют Бога."

Обоженные Тело Христа, Его имя и  Его характир получают служебное поклонение в ипостаси Христа. Изображения имени Иисус Христос и Его характира получают относительное поклонение, поскольку возодят наш ум к Первообразу.

Таким образом, окончательный вывод остается прежним. Преп. Антоний (Булатович) полностью находился в русле традиционного православного богословия. А имяборцы впали в несторианство, иконоборчество и варлаамитскую ересь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот меня почему то интересует вопрос, а жив ли ещё Назарбаев? Ведь его никто не видел, и не слышал, ну кроме естественно Лукашенко. Это к вопросу про то как пиндосы организовали что то у казахов как мне вещают все утюги, вот покажите Назарбаева и тогда может быть эта брехня начнёт ...
Многие из интернетовских вояк решили, что в любой капиталистической стране только правитель и его окружение виновато в бедности народа. Сменил правителя и исчезает коррупция, всех воров сажают в тюрьму. Народ начинает получать пенсии-зарплаты, как на западе и в благодарность больше не ...
Доброго всем вечера. Только что я ходил в ЕИРЦ за справками - о том, что коммунальные услуги я потребляю здесь а не в Москве - и на обратном пути я зашёл за сигаретками. Взяв блок своих калининградских сигареток "Business class" я вдруг увидел на витрине "Папиросы Путина" - за 145 ...
Фидель Кастро человек эпоха, человек легенда. До Фиделя Куба была нищим придатком США. При нем страна совершила грандиозный рывок в будущее. Несмотря на тотальную блокаду со стороны США Куба развивалась. Развал СССР, единственного значимого союзника Фиделя был для него ударом. Но ...
из сборника высказываний Рамеша Балсекара для каждого дня ( Ramesh Balsekar, A Net of Jewels ) Свобода – это то, что приходит, когда отмирает самонадеянная и глупая идея, будто мы живём своей жизнью и по своей воле. * Рамеш ( 22 мая 1917 — 27 сентября 2009 ) учил одной из ...