Премьера фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2"
dicaine — 18.04.2010
сегодня премьера была, я ее ждала даже не знаю точно, как
долго. наверное, с тех пор, как в 94ом посмотрела...как правильно
сказать? первый фильм? оригинальную историю? начало? фильм про
историю одной семьи. фильм удивительно светлый и пронзительный, про
жизнь в довоенной России, где еще существовали пионерские лагеря и
фарфоровые сервизы, столовое серебро, беседки и часы с маятником,
крахмальные скатерти и купальные костюмы, напоминающие
обмундирование аквалангиста. хотя, собственно, какая же это была
Россия? это был Союз Советских Социалистических Республик, великая
держава, похожая на чемодан с двойным дном - откроешь - и все
сказочно - "Альфавиль" Годара, торжество философии Компанеллы -
равенство, братство, верность идеологии и вера в коммунизм - как
там Митя сказал.. "под горн вставать, по свистку - купаться. и
тогда в гробу лежать будешь - под оркестр; а в потайном отделении
была вся грязь и подлость, про которую конечно не хочется писать,
ведь свет уже ослепил, и совсем не хочется поворачиваться к тьме.
но кино, конечно же, не об этом, ведь сталинских репрессий тогда
еще не было, тучи только надвигались на солнце. Довлатов писал, что
вообще то нет хороших людей и плохих - существует историческая
ситуация, склоняющая людей либо к добру, либо к злу. и как раз к
фильму "утомленные солнцем" этот тезис, как мне представляется,
очень применим - люди жили, и все было более или менее хорошо. но
грянул исторический момент, и как - то разом все разрушил. и
мальчик Митя - музыкант и умница - стал членом НКВД, а комдив
Котов - портреты везде, легендарная личность - мужем его любимой
девушки - Маруси. но Митя стал работать на НКВД не случайно, это
вынудил его сделать Котов. и теперь между ними - плохо скрываемая
вражда, политические убеждения, и, конечно же, Маруся. все это
сумбурные выдержки из контекста, лишь отпечатки истории, понять
которую можно, только посмотрев фильм. я помню свои осознанные
впечатления от фильма - спокойствие и размеренный быт угасающего
дворянского гнезда - семейные посиделки с чаем, послеобеденный сон
и игра в футбол, походы на пляж; нешуточные страсти в любовном
трегольнике - Митя, Котов и Маруся, осколочное прошлое Мити, его
злость, его обида, его тоска - за отобранное право выбора, за
подмену веры, за Марусю. зыбкая, хрупкая иллюзия нерушимости этого
довоенного быта, - как стекло в рамке со старой фотографией
лопается от соприкосновения с шаровой молнией - распадается в канве
повествования из - за ложных обвинений, которые навсегда обрекают
семью Котова на аресты и преследования.кино о том, что случилось
дальше - "Утомленные солнцем - 2. Предстояние" - мне нравился уже
заранее. потому, что Михалков -гениальный режиссер, потому, что он
сказал в связи с премьерой своего фильма и о нем - очень важные и
бесспорно мудрые слова. конечно, я это кино представляла другим.
менее масштабным и уж точно не состоящим из двух частей. меня
расстроило то, что Марусю играет не Ингеборга. она была божественна
в этой роли, и анфас Толстогановой, с трагически приподнятыми
бровями и глазами, полными скорби - не трогал ну никак. но - лучше
о том, что понравилось. этого однозначно больше) безусловно -
актерские работы - Михалков собрал лучших - Гармаш, Гафт, Миронов,
Меньшиков, Панин, Маковецкий. все эти люди играют просто гениально,
и при таком актерском составе не важно даже, как снимает камера -
ты затаив дыхание, смотришь на то, что. что она снимает. но при
этом, конечно, нельзя не заметить, что режиссер, в целом, остается
верен себе) - Михалков снимает очень...как лучше сказать? эпично?
он любит выразительные крупные планы, и такие...в целом
фотографические кадры, построенные на неких пропорциях, и вот такие
кадры часто смешаны с совершенно, кажется, непродуманными
панорамными видами, какими - то будто вскольз снятыми моментами,
что в целом создает совершенно четкое ощущение завершенного
полотна, сложившегося пазла, и каждый кусочек, каждыя сцена и кадр
встают на свои места. фильм очень длинный - идет три часа, в нем
много всего, но мне кажется в нем нет ничего лишнего - каждая сцена
- абсолютно каждая - не обязательно напрямую связанная с сюжетом,
но, скажем, отступительно - повествовательная - имеет свою ценность
и непременный смысл. много ли вы можете назвать фильмов о Великой
Отечественной Войне, которые действительно задели вас за живое? по
- настоящему, не мясом на гусеницах, не кровью, а чем -
то...нутряным отчаянием, диким неконтролируемым страхом - за свою
жизнь, за жизнь близких, ужасом от осознания того, что жизнь может
закончиться в любую совершенно секунду, а может продлиться в
неизмеримых мучениях до конца или бесконечности войны, и страшно
хочется жить, и напряжены все до остатка силы, чтобы найти в себе
мужество, не поддаться низким чувствам - помочь чужим людям рядом,
тем, которые умирают, не отвернуться, постараться не предать
никого, не предать себя. и мне этот фильм дал огромную дозу таких
вот эмоций, мне было очень страшно, почти физически больно, и жалко
их, там, на экране, умирающих и беззащитных людей, гибнущих за
остатки той утопии, в которой они жили раньше, и которая хранила их
жизни, но до поры до времени, а потом выкинула их под пулеметный
огонь, на мины, в сжигаемые дома - люди погибали тысячами, и,
наверное, с вдруг проклюнувшимся пониманием того, что верили во что
-то мертвое и безжалостное, и поклонялись неправильному богу.
утомленные солнцем два - это даже как будто не фильм - продолжение,
а отдельный фильм про войну, фильм, сложенный из маленьких
рассказов о том, что творилось тогда, и только по всем этим
собранным в одно рассказам протягивается ниточка - знакомые герои.
мы почти не помним, кем они были раньше, только хотим, чтобы они
остались живы, сейчас, хотя бы до следующего эпизода.фильм очень
хорош. по - своему красивый, очень сильный, и профессиональный, он
действительно после просмотра оставляет это чувство - "Какое
счастье, что я просто могу вдохнуть воздух"