Прелюбодеяние против убийства


Когда Филипп I французский (1060-1108) увел у анжуйского графа Фулька Ле Решена жену Бертраду де Монфор, это вызвало протест духовенства и Филипп был отлучен от церкви.
Но у духовенства не возникало вопросов, что Филипп, как и большинство его современников-королей, вел завоевательные войны, проливал людскую кровь. Более того, ему даже ставили в укор, что он оставил свои завоевания после женитьбя на Бертраде. Например, монах-хронист Сугерий писал: "Король Филипп с каждым днем слабел. Ибо после того, как он похитил графиню Анжуйскую, он не смог добиться ничего достойного королевского величия; охваченный страстью к украденной им женщине, он целиком отдался удовлетворению своей страсти. Поэтому он потерял интерес к государственным делам и, слишком расслабившись, не заботился о своем теле, каким бы хорошо сложенным и красивым оно ни было".
Впрочем, стоит отдать должное Сугерию за его позитивные взгляды в отношении тела.
Конечно, брак с разведенной противоречит букве Евангелия. Однако, в данном случае, противоречит ли он его духу?
Ведь Бертрада была выдана за старого Фулька насильно, став разменной монетой в междуусособных разборках знати между собой. Фульк присоединился к "правильной" стороне, помог пролить немного крови, и опекуны Бертрады отдали ее за него замуж. Фульк сам был откровенным хищником, графство свое завоевал силой у брата, часто менял жен, выкидывая их, когда надоедали.
Но когда Бертрада решила исправить ситуацию и сбежать к Филиппу, это оказалось криминальным.
Дух Евангелия - это мир и любовь. Почему же для многих высокопоставленных монахов насилие похвально, а неправильно оформленный союз криминален?
|
</> |