Предвоенная эпоха пахнет солнцем...
zina_korzina — 08.05.2013 «Пахло водой, смолой, порохом и цветами...».Аркадий Гайдар.
- Ф. Антонов «Теннисистка».
О художнике - тут.
...Белое - это то, что осталось и оно-то и оказалось эталонным. И люди решили, что античные Боги могут носить только белые одежды. Как изысканно писали об этом в эпоху ампира: «…Костюмы, коих память одно ваяние сохранило». Новые Аполлоны, живущие в коммуналках с лепниной и кариатидами, тоже предпочитали белое: «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке». Кандинский назвал этот цвет «...великим безмолвием, которое для нас абсолютно».. Однако именно в белом заключено вечное сопротивление, как потенциальная возможность движения, рождения, жизни. Спорт - это жизнь. Посмотрите фильмы предвоенной эпохи - да, они пока, по счастью, не все раскрашены, так что спешите видеть! Мы не умеем различить розовое и жёлтое на старинной плёнке, но мы умеем узнавать чёрное и - белое. Чёрного тут мало - это печаль, ночь, декадентское кружево и буржуйские фраки. Белое - в переизбытке. Чистота, спорт, античные - якобы античные - линии. Любование совершенным телом, как в фильме «Строгий юноша», который запретили за формализм, то есть за пустое любование формой. А что делать, если это носилось в воздухе? Теперь этот фильм считается едва ли не большим документом времени, чем «Волга-Волга».
- Плакат В.Говоркова.
- А.Дейнека «Стахановцы». Фрагмент.
Античная обнажённость или - полуобнажённость, не источающая пошловатого сладострастия. Афродита Каллипига обнажена иначе, нежели пухлые и похабные брюнетки на открытках Серебряного Века. Девушки Дейнеки и Самохвалова раздеты - в беге, в прыжке или даже в душе. Голые ноги, а иной раз даже - груди. Купание Артемиды. Рождение Венеры. Девушка без одежды. От неё веет ветром и здоровьем, а не затхлым будуаром и пыльными шторами. Обнажённость, которая демонстрируется как социальный эталон и как мощная созидательная сила. Открытые ноги перестают будоражить слабогрудых хиляков-эротоманов, пускающих похабные слюни и становятся предметом общественного любования. Ноги - это пассаж в теннисе, это динамика бега и красивая линия в прыжке. Ноги - для педалей велосипеда, а не для пошлого любовника, поэтизирующего извращения. Впрочем, именно любви - настоящей, приносящей плоды, тоже много - она буквально разлита в воздухе, как аромат майской сирени в парке, где Венера опирается на весло, а молодые красавцы прыгают с парашютной вышки - заслужить любовь можно только сильному. Известная на весь мир модельер Эльза Скьяпарелли отмечала, что русские поголовно увлечены парашютным спортом.
- Э.Евзерихин. «Теннисисты в ЦПКиО».
Русские, советские носят значки ГТО и «Ворошиловских Стрелков», как знаки качества: «Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нём ничего». Зачем знать что-то ещё, ведь именно это - главное. Это - показатель готовности и к годности. Люди спешат на пляжи, на корты и на кроссы. Это не просто нужно Партиии и лично товарищу Сталину, это - модно. Считаться спортивным, носить белое, быть блондином с сильными руками - это востребовано именно «толпой». На Западе тоже актуален спортивный стиль - не только дамские пляжные брюки, белые туфли на низком каблуке и прочие платья с намёком на занятия теннисом. В моде загорелые белокурые леди, шикарно позирующие на пляже для журналов 'Vogue' и 'Le Petit Echo de la Mode'. Но это другое, это иной раз просто мода, модность, веяние времени, Zeistgest. Как там у Дживса и Вустера? «Конечно, хорошa, глaз от нее не оторвёшь, но есть серьезный недостaток: онa из тех обожaющих спорт девушек, которые непременно хотят, чтобы вы проплыли с ними милю-другую перед зaвтрaком, a после обедa, когдa у вaс слaдко слипaются глaзa, тaщaт вaс поигрaть в теннис, сетов эдaк пять-шесть для рaзминки. Прозрев, я понял, что нa роль миссис Бертрaм Вустер мне нужно что-то потише и поспокойнее, в духе Джaнет Гейнор...».
- Девушки из западных журналов.
В моде - морская полоска, беретики, короткие беленькие жакеты. Даже подчёркнуто деловой стиль становится чуть спортивнее и динамичнее. Даже античные вечерние платья от Мадлен Вионне и мадам Грэ подаются в движении - богини Олимпа сбежали поиграть в теннис. Тридцатые ощущаются, как лето, гайдаровское жаркое лето - через дачный воздух и шум вечерней электрички в «Тимуре...», через полуденный зной «Голубой чашки», через пыльные дворы и версальские маскарады «Судьбы барабанщика». Через горячую Москву из первых «тактов» почти недетской «Военной тайны»: «Но все это нравилось Натке - и людской поток, и пыльные жёлтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далёким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам...». Предвоенная эпоха пахнет солнцем, жарой, песком... и - кровью. Скоро война, а пока жизнерадостные русские мальчики со значками ГТО предпочитают парашютный спорт, а их заводные подруги - белые маечки и сатиновые трусы, крепко схватывающие сильные бёдра. Солнце светило жарко, погода благоприятствовала любви, «...а жизнь, товарищи… была совсем хорошая!».
|
</> |