Предостережение

Я рад, что многие из моих френдов и подписчиков интересуются литургической повесткой Церкви. Однако размышления вокруг вчерашней евангельской притчи о Мытаре и Фарисее заслонили собой не менее прекрасные слова апостола Павла, звучавшие на этой же Литургии. Вот они:
- «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.12:15).
1.
Что интересно: как до легализации христианства, так и после легализации тема гонений остается той же и всегда равной себе – это, по слову Августина, «приложимо ко всяким временам». Гонима ли Церковь от государства или же сама гоняет других – стоящие в правде пренебрегаемы. В том числе и потому, что есть еще и: а) гонения внутренние – от нехороших людей в самой Церкви, б) «самые внутренние» – от собственных страстей. И гонения – это не всегда тюрьмы, угроза жизни и членовредительство.
Чтобы всё было в шоколаде? Хотелось бы. Но «как это возможно тому, кто идет путем тесным и скорбным, тому, кто слышал: «в мире скорбь иметь будете» (Ин. 16:33),? Если Иов в свое время говорит: «искушение житие человеку на земле, дни его не то же ли, что дни наёмника?» (Иов. 7:1), то не гораздо ли больше теперь?», – учит нас свт. Иоанн Златоуст, который – напомню! – жил в очень неплохую для христианства эпоху (с точки зрения церковно-государственных отношений).
«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19) – эта максима не содержит поправок и оговорок на время и обстоятельства существования Церкви. Видимо, если тебя не гонят, то ты живешь не благочестиво и не во Христе – «ни Богу свечка и ни черту кочерга» (пламя свечи не может не дрожать на ветру, с одной стороны, а с другой – имморализм, в котором человек становится орудием сатаны, тоже может стать причиной его страданий).

2.
Апостол Павел продолжает в следующей главе: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16) – его нужно держаться и притом в полном осознании того, чему ты уже научен, что тебе вверено и кем». Иначе Писания могут и «не умудрить во спасение». Ни о каком «Sola Scriptura» речи быть не может – в том числе и потому, что самого Scriptura в принципиальном для сторонников этого тезиса виде еще нет и не будет ближайшие пару веков.
Тут некоторые мои собратья сетовали недавно, что, дескать, Писание – это то, чем можно оправдать что угодно. Причем в контексте мне показалось, что речь шла о том, что можно назвать беглой попыткой «демифологизации» самой концепции богодухновенности…
Конечно, можно! Не буду сегодня входить в детали, и приведу лишь краткий пример без моралите: из одних и тех же ингредиентов можно приготовить разные блюда и даже то же самое, но в одном случае вкусное, а в другом – нет. И даже наилучшее блюдо в наилучшем его приготовлении должно знать свое время, место и способ подачи…
Но усложним. Из Предания, тоже можно приготовить что угодно – прежде всего потому, что то, «что вверено», легко спутать с чем-то другим. Бедному христианину, казалось бы, проще махнуть рукой, довериться профессионалам и заказать себе пищу в «духовном магазине на диване», но ведь и там не факт, что не отравят… Неспроста апостол и пишет: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17).
У меня плохие новости для некоторых: мозг все-таки нужен всем.
|
</> |