Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

топ 100 блогов nord_ursus03.02.2020 Осенью 2019 года на Северо-Западе появился новый интересный поезд. А именно — поезд №160 Москва - Петрозаводск, который идёт не прямым самым коротким маршрутом, как другие поезда этого направления, а через Петербург, Выборг, Сортавалу и Суоярви. Такого поезда раньше никогда не было. Время в пути его от Москвы до Петрозаводска составляет 20 часов, а от Питера — 11 с половиной, а расстояние от Питера составляет 580 километров (а прямым путём — 400). Поезд идёт ночью, и интересный неторопливый маршрут по второстепенным железнодорожным линиям через Западную Карелию вызвал у меня желание прокатиться этим поездом, сразу же, как я узнал о его предстоящем запуске. Поехали мы туда вдвоём с Андреем Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск andrew_rewsr перед Новым годом — в ночь на 28 декабря. Для меня это была последняя поездка 2019 года.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Для начала подробнее о маршруте этого поезда. На карте он выглядит вот так. Довольно замысловатая дуга, огибающая Ладожское озеро с северной стороны (все остальные поезда в Петрозаводск идут кратчайшим путём через Волхов и Лодейное Поле). Отчасти это новое — хорошо забытое старое, так как до 2012 года между Питером и Петрозаводском курсировали прицепные вагоны через Сортавалу и Суоярви, которые цеплялись к костомукшскому поезду. Но во-первых, тот маршрут всё-таки был не через Выборг, а через Приозерск, а во-вторых, от Питера, а не от Москвы. Теперь же впервые за, как минимум, очень много лет, а может быть и за всю историю, участок Выборг - Сортавала получил прямое сообщение с Москвой (в Сортавалу через Петрозаводск и Суоярви прошлым летом запускали прицепные вагоны из Москвы), а Выборг — с Петрозаводском.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Из Питера поезд отправляется уже за полночь — в 0-44. Поздним вечером не спеша еду на Ладожский вокзал. В тот вечер в Питере выпал снег (что для этой зимы само по себе редкость). На вокзале встретились с Андреем и вскоре пошли на платформу.

2. Вот и наш поезд. Из Москвы он пришёл под электровозом ЭП2К, который будет тянуть его до Выборга.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

3. Поезд стоит 15 минут. Кстати, это ещё один проходящий поезд в Питере (кроме него, таких ещё три: Москва - Мурманск (фирменный), Москва - Хельсинки и Москва - Таллин). Состав пассажиров сильно обновился, и народу в целом было не много. Мы взяли два нижних места в середине вагона, и почти всю дорогу у нас не было соседей. На фото как раз наш вагон. Он ещё и новый оказался.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

В 0-44 отправились. В отличие от большинства поездов с Ладожского вокзала, этот поезд не сворачивает на Мяглово и дальше на Мгу, а идёт прямо на север, затем переезжая на Выборгское направление по соединительной ветке через станцию Парнас, которая идёт по северной окраине города вдоль Суздальского проспекта. Вот там я ехал впервые, и ради этого определённо стоило поехать этим поездом :) Затем я испытывал необычные ощущения: за окном в ночи мелькали станции и платформы Выборгского направления, по которому я ездил огромное количество раз, но ни разу не видел его из окна поезда дальнего следования (не считая международный "Аллегро"). Ещё более необычно то, что этот поезд останавливается в Белоострове и Зеленогорске. В Белоострове поезда дальнего следования в последний раз останавливались, возможно, во времена, когда там проходила граница с Финляндией.

4. В 1-41 остановка в Зеленогорске. Это уже исторический регион "Бывшая Финляндия" — старая граница проходила по реке Сестре, которую мы пересекли в Белоострове. В обратную сторону старую границу мы проедем только утром. А в Зеленогорске ненадолго появились попутчики с велосипедами, которые сойдут рано утром на станции Янисъярви.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Дальше за окном тёмные леса Карельского перешейка. Станции Рощино, Каннельярви. Там мы уже легли спать, но я провалился в сон только ближе к трём часам, когда поезд стоял в Выборге, куда нас, к моему удивлению, приняли на первый путь (обычно на него приходят только поезда в Финляндию). В Выборге поезд сменил направление, а также электровоз на тепловоз; вообще-то электрификация идёт до Каменногорска, но, видимо, решили, что чем менять локомотив через 40 километров после смены направления, проще эти 40 км идти под тепловозом (а в Каменногорске поезду вообще не стали делать остановку). Ночью проезжали Хийтолу, Элисенваару, Яккиму, Сортавалу — вот уж не подумал бы я, проезжая по тем местам в прежние годы, что в скором будущем там будет поезд из Москвы. Утром мы оба встали примерно в пол девятого. За окном был заснеженный лес, и блестела полоска рассвета. Я увидел станции Лоймола и Пийтсиёки, которые мы проехали без остановки.

5. В 9-13 — Суоярви. Стоянка 13 минут, так что выходим прогуляться. Ощущение настоящей зимы: снега много, небо ясное, а несерьёзные, в общем-то, минус 8 градусов после питерского осеннего декабря казались приличным морозом.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

6. Вокзал. Это место мне знакомо: в самом Суоярви я был в 2013 году, а годом позже проезжал здесь по пути в Костомукшу. Вокзал здесь позднесоветской постройки. Помню, раньше там была транслитерация названия на каком-то "финглише": "Suoyärvi", но теперь эту надпись поменяли.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

7. В голове тепловоз ТЭП70, который тянет нас от Выборга до Петрозаводска. В Сортавале менялись бригады.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

8. Привокзальная местность, в которой преобладают деревянные двухэтажки.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

9. Но время стоянки прошло быстро, так что мы едем дальше. За окном проплыл Суоярви, на север ушла Западно-Карельская железная дорога, по которой идут поезда в Костомукшу. А вот по ветке Суоярви - Петрозаводск мне ездить прежде не доводилось. Ещё было довольно темно, поэтому фотографировать получалось только вот так.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

10. Без остановки проезжаем маленькую станцию Веркко. Вскоре после неё был мост через реку Шуя (которая вытекает из озера Суоярви), но я не успел заснять.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

11. За окном леса, карельские скалы и снег. Поезд идёт медленно, и неторопливо стучит колёсами. 136 километров от Суоярви до Петрозаводска он идёт почти три часа. В вагоне тепло, пассажиров не много, и в целом атмосфера душевная и полусонная.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

12. И потихоньку начинается день:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Эта железнодорожная ветка соединяет глухоманную Западно-Карельскую линию с оживлённой Мурманской магистралью. Она построена в 1940 году, и исторически интересна тем, что является порождением Советско-финской войны. Суоярви был селом в составе Финляндии, в 35 километрах от советской границы. И в начале войны советские войска заняли приграничную местность, включая Суоярви, но вскоре наступление остановилось в районе Лоймолы, и фронт оставался там до конца войны. К тому времени в Суоярви уже была железная дорога, которую финны построили в 1929 году (именно по ней мы и ехали из Сортавалы), а наши войска для улучшения снабжения фронта стали строить ветку Петрозаводск - Суоярви, первый поезд по которой прошёл уже 15 марта 1940 года, когда война уже закончилась. Линия эта стала постоянной, и действует до сих пор.

13. Проезжаем станцию Застава. Название её прямо говорит о том, что тут проходила граница. Этой границы уже 80 лет как нет, а вот напоминание в виде названия станции сохранилось. Так что здесь мы покидаем бывшую финскую территорию.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

14. Несколько домиков у станции. Возможно, 1940 года.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

15. А вскоре за окном показался ещё один посёлок.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

16. И мы делаем остановку на станции Новые Пески. Вокзал типовой, кирпичный, где-то в 60-е построен.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

17.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

18. Едем дальше. Зимнее солнце встаёт над карельскими озёрами.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

19.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

20. Замёрзшие болота:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

21. В 10-43 — станция Эссойла. Находится она в крупном одноимённом селе (чуть больше полутора тысяч жителей), где я был в 2014 году (но на станцию тогда не ходил). Запомнилось, что тут из поезда вышло довольно много пассажиров. А вот озеро Сямозеро я из поезда так и не смог увидеть.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Видео:



22. Ещё через 10 километров после Эссойлы — станция Сяньга (проезжаем без остановки).

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

23. А солнце потихоньку поднимается выше. В меру того, насколько высоко оно может подняться в конце декабря на 61-й широте. Местность тут всхолмлённая, поэтому железная дорога петляет, и поезд идёт медленно, показывая в окне то голову, то хвост.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

24. Станция Виллагора и одноимённый маленький посёлок. До Петрозаводска осталось 37 километров.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

25. А карельский лес, как всегда, красив.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

26.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

27. Станция Падозеро:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

28. И последнюю остановку поезд делает на станции Чална-Онежская. Вскоре после неё второй раз переезжаем по мосту реку Шую, поблизости от посёлка Бесовец, где находится петрозаводский аэропорт, а потом — под автомобильной развязкой федеральной трассы "Кола".

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

29. И наконец, воссоединяемся с Мурманской магистралью. На фото — вид в сторону Мурманска. Суоярвская ветка заходит в Петрозаводск с северной стороны. Снова над головой контактная сеть.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

30. Проехали станцию Томицы, и дальше начался Петрозаводск. До вокзала едем ещё несколько километров по городу. Пейзаж за окном уже знакомый, но необычно из Питера в Петрозаводск приезжать с севера — как будто из Мурманска.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

31. И наконец, в 12-10 мы прибываем на вокзал столицы Карелии. Поездка завершена! Прощаемся с поездом. Через два часа он пойдёт обратно, и в Питере будет в 2 часа ночи, а в Москве в 10 утра следующего дня.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

32. За последний год в Петрозаводске отремонтировали вокзал. В целом выглядеть он стал приятнее. С фасада убрали пластмассовые синие буквы с названием станции, которые с фасадом в стиле сталинского ампира совершенно не сочетались.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

33. Общий вид вокзала:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

34. Железная дорога осталась позади, так что теперь Петрозаводск. Город этот я люблю и хорошо знаю (в последний раз до этого был там в 2017 году). Погода солнечная, лёгкий морозец (около -6 градусов), но при этом снега в городе было совсем мало, а местами и вовсе не было. Карелия хоть и северо-восточнее Питера, но и там эта зима выдалась очень тёплой, с постоянными плясками температуры вокруг нуля. Впрочем, за городом со снегом всё было в порядке. На фото — главный в городе проспект Ленина, который ведёт от вокзала к Онежскому озеру.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Андрей поехал к своим родственникам, а на следующий день в свой родной Беломорск (но мы ещё на второй день успели увидеться). А я пошёл дальше гулять по городу, решив сначала сходить на Онежскую набережную.

35. Вот и Онежское озеро. Из-за тёплой зимы к концу декабря оно всё ещё было безо льда. При этом ходить по набережной было холодно: дул сильный и пронизывающий северо-восточный ветер.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

36. Поскольку температура ниже нуля, то гранитный парапет набережной, по которому хлещут волны, покрылся ледяной коркой. А у берега скопилась рыхлая шуга.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

37. Утки:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

38. До другого берега Петрозаводской губы 7 километров. Там уже лес.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

39. Дальше я вернулся на проспект Ленина и дождался там автобуса до отдалённого района Соломенное. Исторически это старое село, которое уже больше сорока лет входит в состав города, но полноценно в него так и не влилось, оставаясь такой обособленной периферией.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Название Соломенное происходит, как ни странно, не от слова "солома", а от карельского "Salmi" — "пролив". Село стоит на двух берегах Соломенского пролива (получается "масло масляное") — короткой протоки, соединяющей озеро Логмозеро с Онежским озером.

40. Самое интересное, что через пролив нет постоянного моста. Только понтонный.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

41. Пролив делит Соломенное на две стороны, названные по фамилиям дореволюционных владельцев местных лесозаводов: Беляевская (ближе к городу) и Громовская (за проливом). Громовская сторона выглядит в основном вот так. Подробно по ней я не ходил.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

42. Главная достопримечательность Соломенного — Сретенская церковь, построенная в 1775 году.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

43. За заливом хорошо просматривается город с его многоэтажками:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

44. Ну а это уже Беляевская сторона:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

45. На этой стороне находится ныне действующий Соломенский лесозавод, но до него я уже не доходил. В советское время при заводе сложился небольшой рабочий посёлок.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

46. Сталинский дом культуры. Видимо, в состоянии вялотекущего ремонта.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

47. Советский артефакт:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

48. Небольшой воинский мемориал:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

49. В основном же застройка тут деревянная. Напомнило архангельский посёлок Первых Пятилеток (там, кстати, тоже понтонный мост есть).

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

50. Соломенский лесопарк:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

О Соломенном на этом всё. Вскоре я дождался обратного автобуса и поехал назад в центр, где ещё погулял вечером.

51. На площади Кирова у театра залили каток.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

52. Дублирование на карельском языке. В Петрозаводске такое встречается редко. Всё-таки из всех российских республик Карелия — одна из "наименее национальных".

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

53. Парк в овраге поблизости:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

54. В Петрозаводске тротуары зимой посыпают каменной крошкой, вероятно, позаимствовав эту технологию у Финляндии. К сожалению, в Питере её не используют, предпочитая реагенты.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

55. Тот же вид на парк уже в сумерках:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

56. Над горизонтом висит серп молодого месяца. А ещё выше ярко светит Венера.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

57. Неподалёку кто-то запускал фейерверки. Оставалось три дня до Нового года.

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

58. Аллея парка вдоль речки Лососинки:

Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

К ночи подморозило чуть сильнее — температура понизилась до -10 градусов. Я же вскоре пошёл в хостел, расположенный недалеко от вокзала, где ночевал одну ночь. На второй день мне предстояло отправиться в посёлок Пряжа и расположенную поблизости деревню Маньга, после чего вернуться в Петрозаводск и ехать на поезде обратно в Питер. Про Пряжу и Маньгу я и расскажу в следующий раз.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Совершенно роскошный, с седой гривой и крючковатым носом, мужчина 73 лет по имени Иосиф Михайлович, который месяц назад очень галантно ухаживал за мной на рейсе в Тель Авив, выпросив телефон, теперь мучается. Потому что я не еду к нему в гости. ...
Сегодня в Москве морозно и солнце пытается пробиться, экология улучшилась, самое время прогуляться по Москве... Я вышла на одной остановке Метро и прошла пешком до другой остановки... Волхонка одна из моих любимых улиц, ведет прямо к Кремлю, чисто и приятно по сторонам глядеть... А вы как ...
Вчера вечером позвонил молдавский политик Ренато Усатый. Попросил подъехать на Красную площадь. Подъехал. Каково же было мое удивление, когда на Красной площади меня поджидал сам Усатый, которого я никак не ожидал увидеть в Москве. Оказывается, какой-то молдавский деятель написал ...
Евгений Пригожин, которого упорно называют «поваром Путина», обратился в СК с заявлением о попытке похищения его гражданами США. Среди них значится и президент США Джо Байден. Не успел заступить на пост, и уже нарвался. Сейчас в России против него раскрутят уголовное дело, привезут его в ...
Смотрю телеканал РБК. Ежедневная программа «ЧЭЗ» - «Чтобы это значило». Главная тема - дисквалификация, грозящая российскому спорту. Чтобы это значило? «Как же так?», - вопрошают ведущие, Таманцев и его дамочка. Разве допинг это только российская проблема? Многих спортсменов из ...