рейтинг блогов

праздничные размышления

топ 100 блогов ru_ufa13.06.2010 На днях проходила по улице Ленина и застала репетицию дня открытия 3-го Курултая башкир. Декорации (юрты разных районов с деревянными воротцами), лазанье на шест за сапогами, медведи, игра на баяне, хороводы девушек в национальных костюмах - все это походило на тысячи других городских праздников. Через 3 дня, на День города и России, мы то же самое наблюдали в парке Кашкадан. Публика таких праздников по большей части - выходцы из сел, прогуливающиеся большими семьями. Почему лично меня не привлекают городские праздники, организованные государством, хотелось бы пояснить. (Оголтелых националистов сразу предупреждаю, что исследование в рамках социологии культуры, к политике отношения не имеет). Вы также вольны иметь совершенно другое мнение.

праздничные размышления

Кроме многчисленных этнических групп, в Уфе существуют большие социальные группы, возникшие в различные периоды истории города. Например, в районе Черниковка большой процент населения составляют переселенцы из города Рыбинска, которых вместе с заводами эвакуировали в Уфу во время Великой Отечественной войны. Ленинградская интеллигенция (также появившаяся здесь в связи с эвакуацией), ссыльные революционеры, репрессированные 1930-х годов также вошли составной частью в городское население Уфы или внесли свой вклад в ее культурное развитие. В БГХМ имени М. В. Нестерова была эвакуирована часть музейной коллекции из Киева (ее бережно хранила искусствовед Л. В. Казанская).

праздничные размышления

Как видим, городское население Уфы достаточно разнородно, и основную его часть представляют собой люди приезжие, в то время как коренное (тюркское) население проживает в основном не в Уфе, а в других городах и селах республики, и, попадая в столицу, несет черты своеобразно преломленной сельской культуры. Наиболее ярко черты этой культуры отражает эстетика башкирского телевидения, например, эстрадных концертов. Вычурные костюмы певцов (огромные воротники мужских рубашек, многоярусные платья, сапоги до колена), обилие всего броского, блестящего, красного, сочетание мехов, кожи, гипюра – все это выглядело бы безвкусицей с общепринятой точки зрения, но сложившаяся эстетика башкирской эстрады очень точно отражает желание сельских жителей выглядеть не хуже, чем городские. Славянской частью населения эта эстетика ошибочно оценивается как свойство «чужой», тюркской культуры, в то время как она лишь отражает социальное расслоение. «И никто меня не убедит в том, что корень этого конфликта находится в почве национальных противоречий. Это – неправда. Суть этого конфликта – в противоречии отнюдь не наций, а двух культур – городской и деревенской». (Сегаль А. Джигит номер 39, 2002).

праздничные размышления

Итак, национальное ассоциируется в сознании жителей с искусственно насаждаемой культурой и вызывает внутренний протест. Из интервью с начальником Управления по культуре и искусству И.Р. Мамбетовым: «Культурная среда Уфы до сих пор неоднородна, зонально концентрирована и, тем не менее, калейдоскопична. Недостаточность артефактов в отдельных частях города компенсируется активной проектно-программной деятельностью городского Управления по культуре и искусству, которое организует для горожан большие яркие и резонансные зрелищные акции с привлечением значительного количества зрителей и участников. (…) Сценарии многих массовых праздников, а в качестве наиболее яркого примера можно назвать проведение Дней Салавата Юлаева, посвященных 255-летию народного героя, всегда дают зрителям дополнительный материал для размышлений об истине, красоте, о смысле жизни, позволяют увидеть «живую плоть» артефакта прошлого и продуктивно «достроить» его в современной культуре» (Культурные ценности мегаполиса // Рампа. – 2010. – №3. – С. 6–7).

праздничные размышления

Как видим, модель культуры, предлагаемая государством в качестве образца, выглядит прежде всего как празднично-карнавальная – это народное гуляние с применением всех атрибутов сельского сабантуя (народная борьба куреш, пляски, гармонь, бег в мешках). Только осуществляется это профессиональными коллективами и массовиками-затейниками, а не жителями деревни. И только потом в интервью заходит речь о развитии библиотек, музеев и театров, без особого внимания к проблемам их функционирования в обществе. Показательно и то, что культурным героем города выбран Салават Юлаев, репутация которого в обществе неоднозначна.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Дочь пригласил на д/р друг из сада. Мальчику исполняется 7 лет. На мой вопрос о подарке родители сказали интересующие ребёнка темы: динозавры и автоматы. Родители мальчиков 6-7-8 лет, подскажите, пожалуйста, что интересного можно подарить мальчику на указанные темы. Бюджет - до 2 ...
Доброй всем ночи! А поделитесь пожалуйста, секретом, КАК Вы научили своего ребенка пить из поильника?? В каком возрасте это произошло. Нам почти 7 месяцев и мы его грызем... ...
Уже завтра, в ночь с 21 на 22 января 2023 наступит Новый год по лунному календарю. Это значит, что весь Китай, а также вся ЮВА будут активно отмечать это дело с семьями, родственниками и друзьями в красиво украшенных домах и квартирах. Детишечки получат свои красные конверты с ...
Кремль молчит, что Янукович умер еще 8 марта, а в Ростове выступал его двойник заявил Тарас Чорновил, проработавший с Януковичем 4 года. Смерть Януковича ...
В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий На самом деле, в городе Р не так много парикмахерских и похоронных бюро. На первый взгляд это обычный провинциальный город. Но это все не так от слова ...