Православное Рождество или яблоко раздора?
avdeev_roman — 09.01.2012 Я не стал поднимать эту тему во время рождественского поста и самого праздника Рождества Христова по юлианскому календарю. Но теперь, когда календарная дата уже позади, хотелось бы об этом поговорить. И честно высказаться.Весь католический мир и даже часть ортодоксов, то есть православных, в том числе наша материнская Греческая православная церковь, от которой мы получили христианство, празднуют Рождество Христово в соответствии со светским григорианским календарем – 25 декабря. Многие православные церкви используют новоюлианский календарь, где дата рождения Христа тоже приходится на 25 декабря. И только Русская православная церковь в сообществе с Грузинской, Сербской и Ерусалимской эту дату не признает.
Но давайте вернемся к истории вопроса. Дата Рождества Христова именно как духовного праздника решалась на Эфесском (третьем) Вселенском соборе в 431 году. Тогда перед иерархами стояла практическая задача как-то разметить церковный год по духовным событиям.
Всем членам Вселенского собора было ясно, что Христос пришел в мир во плоти в один из дней конца лета-начала осени. Но никто и не задавался целью найти день реального рождения Иисуса Христа. Иерархи исходили из того, что Христос рождается у нас в сердце и вне зависимости от календаря. Поэтому большинством голосов определили Рождество на день зимнего солнцестояния. Эпископы церкви, конечно, не могли не учитывать тот факт, что практически во всех культурах и религиях мира именно день зимнего солнцестояния почитался особо. А в римской империи он так и назывался – «Непобедимого солнца».
И мне кажется, что отцы церкви тогда проявили мудрость. Их действия диктовались любовью, а не желанием все изменить и переломать, противопоставляя себя миру.
Поэтому 25 декабря – это дата, имеющаю символическое значение. Она привязана к астрономическому году и солнечным явлениям, а не к рождению Христа как человека. И многие православные конфессии с этим согласны.
Но РПЦ продолжает упорствовать и отмечает этот день 7 января, хотя и признает, что юлианский календарь, придуманный в древнем Риме, не является для нее «священной коровой». Более того, соглашается с тем, что этот календарь гораздо более неточен по отношению к астрономическому году, чем, скажем, григорианский.
Я считаю, что эта традиция держится на нашем невежестве и на боязни церковных иерархов, что возникнет бунт среди «церковного народа» в России, если дата праздника будет перенесена на 25 декабря. Хотя, я уверен, что эти страхи растут на пустом месте.
Давайте еще раз вернемся к истории вопроса. В сентябре 1923 года совещание епископов под председательством патриарха Тихона постановило принять новый стиль в церковную жизнь. Было составлено послание о переходе на новый стиль, в котором он обосновывался единством с православными церквами Востока. В московские храмы был направлен соответствующий указ патриарха. Но этот указ продержался всего две недели, а потом под давлением церковников и отдельных верующих на местах был фактически заморожен.
Прошло почти 90 лет, но РПЦ по-прежнему пытается остановить мир. Мое мнение сводится к следующему: если мы не можем изменить светский календарь, перенести празднование Нового года, то, значит, церкви надо набраться смирения и подстраиваться под него. И не идти наперекор всему и вся.
В итоге, практически только у русских православных получается так, что Новый год приходится на середину Рождественского поста. В результате все дружно, с шампанским и икрой отмечают 1 января, а потом 7 января не протолкнуться в храмах. И это одни и те же люди. Мне не очень понятно, как это сочетается.
Поэтому мне представляется, что наша церковь должна учитывать реалии и следовать духу Вселенского собора, который сумел подстроиться под мир. Мы же сейчас дерзаем против этого и противопоставляем себя всему миру. Зачем? Ради каких идеалов?
Более того, соответствующий указ патриарха Тихона, который был канонизирован в святые в 1989 году, действует, он просто приостановлен.
Насколько я понимаю, все дело не в иерархах церкви, там-то как раз понимание есть, и духовный авторитет патриарха Тихона не подвергается сомнению. По большому счету, это проблема нашего менталитета, потому что мы слишком верим в какие-то сугубо материальные вещи.
Давайте вспомним хотя бы протесты против введения ИНН. Утверждалось, что человек верующий не должен его иметь, и даже как-то привязывали эту тему к апокалипсису, что когда придет антихрист, то у каждого человека будет не имя, а номер. Но это же полная ерунда. Если следовать этой логике, тогда надо и персональные IP-адреса отменить. Но таких протестов со стороны "церковного народа" почему-то нет.
На мой взгляд, современной церкви нужно обладать терпением и благоразумием. Потому что Царство Божие не от мира сего, но в миру действует закон: кесарю кесарево, а Богу Божие. И кесарю мы должны подчиняться со смирением. Это относится и к календарю.