
"Праведник", или А как же руский Ваня?


Как вы знаете, это история спасения евреев из Долгиновского гетто. Партизаны под командованием Николая Киселева провели 218 человек через линию фронта к своим. Полторы тысячи километров прошли изможденные голодные люди, в основном старики, женщины и дети. Но вопрос стоял так: или дойти, или погибнуть. Остаться с партизанами был не вариант, военным действиям мирные люди мешали, а деть их было некуда. Николаю Киселеву в 2005 году было присвоено звание праведника народов мира. Посмертно, он умер в 1974.

Сначала, как обычно, о хорошем.
Достойная идея: почтить память Киселева и рассказать о ксенофобии. Причем со второй задачей Урсуляк отлично справился. Что для нас евреи? Для меня - школьная подруга, которая ничем не отличалась от одноклассников. Мы уже не знаем пещерного антисемитизма, ибо и мы изменились, и евреи. Но в 1940-х в Белоруссии была совсем иная картина. Киселев спасал не советских граждан со непривычными фамилиями. Он спасал местечковых евреев, которые до 1939 жили в Польше. Это не коммунисты-комсомольцы. Это хасиды и их единоверцы, соблюдающие шабат, не едящие свинины и имеющие кучу претензий к советской власти. И вот с ними надо было найти общий язык. У Урсулюка классно получилось показать как постепенно партизаны и евреи начинают понимать друг друга.
Ферзь (Е. Ткачук)

Изумительный подбор актеров. Прекрасные лица, отличные типажи. Актерская игра на уровне, причем у всех без исключения.
Аня (Л. Константинова).

Но все это разбивается о невнятную режиссуру и необъяснимые повороты сюжета.
Во-первых, врезные эпизоды, показывающие Моше в современном Израиле, напрочь сбивают настрой зрителей. Ну, представьте, сидишь ты в зале, переживаешь за героев, которых вот-вот догонят немцы. И вдруг - бац - и ты видишь Тель-Авив и выжившего героя, который откровенно мается дурью. Всю грусть снимает как рукой, за Моше можно больше не бояться, настроение испорчено. Можно было сделать пролог и эпилог, раз уж режиссеру так хотелось привлечь к работе Израиль. Но вот такие вставки - откроенное зло.
Кадров из фильма с Израилем не нашла, хотя и долго искала.
Во вторых, неувязок тут столько, что я даже не все запомнила. На кой черт фашисту, развлекающемуся фотографированием трупов, понадобилась маленькая еврейская девочка, причем живая? Ну, господа, "Потому что так решил сценарист/режиссер" - не ответ. Почему постаревший Моше не давал, пардон, снять с него трусы ни сиделкам, ни арабу-медбрату? Я уже все перебрала, все причины, начиная с неприличной татуировки и кончая кастрацией. Ответа не было.
Штюмер (Д. Кениг)

Очень покоробило то, что Моше соизволил подтвердить героизм Киселева только, когда нашлась его чертова астролябия. А без этого - никак? Киселев не себе ее взял, а для того, чтобы ребенка спасти. Еврейского, кстати. То есть, извините, как был Моше козлом, так и остался в старости.
Мириам (К. Солвэй)

До глубины души потряс эпизод, когда юного Моше моет Люба, молодая женщина. Парню 17 лет (актеру было 20), а его баба моет? И не стыдно, и все нормально? Вообще, я к 10 годам это нехитрое умение освоила.
Моше (М. Эйдельштейн).

И, самое главное, фильм называется "Праведник". А на первый план в нем вышла судьба евреев, у Моше экранного времени явно больше, чем у Киселева. С чего бы это, а? Я смотрела эту ленту в Еврейском музее и центре толерантности. И ни единого слова режиссер, выступавший перед показом, про Киселева не сказал. Он рассказал об Израиле и съемках в этой стране, об израильских актерах, о своей еврейской бабушке и украинском деде. Но не о Киселеве. Но ведь фильм называется "Праведник", нет?
Режиссер Сергей Урсуляк.

И ни один из зрителей также не поднял этот вопрос, они спрашивали только о своем, о еврейском. Знаете, меня точно нельзя назвать антисемиткой. Но вчера я наконец поняла за что евреев не любят во всем мире. Вот за это. Иди, спасай нас, русский Ваня, а мы будем говорить только о себе, а о тебе не вспомним. Ибо нас интересует только "мировая скорбь еврейского народа". Господа евреи, вам напомнить, сколько русских погибло? Впечатление от встречи осталось гадкое.
Рувим Янкель (С. Маковецкий) Киселев (А. Яценко).

P.S. Никогда не ходите на просмотры в это место. Зал так крайне неудобный: подъема нет, стулья просто расставлены рядком, на втором ряду уже ничего не видно.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/
|
</> |
