Прав ли Солкин, ругая устроителей выставки? (1 часть)
yulia_enka — 27.12.2017 Первая (1) часть о том, в чём моё мнение об экспозиции похоже на мнение Солкина.1. Желание согласиться
Мне понравилось, что большинство обвинений со стороны Солкина (см. ссылки здесь, здесь и здесь) были, по крайней мере, конкретны и подразумевали вещественное подтверждение; их объективная обоснованность могла быть легко проверена, как я вначале думала, просто при посещении выставки. Бо́льшие сложности на первый взгляд предвиделись с обвинениями в безвкусице, но об этом позже.
1.1 Видео с 3D моделью гробницы
1.2 Нефертари с богинями на 2D распечатках
1.3 Освещение некоторых экспонатов
1.4 Опечатки в подписях
1.1 Видео с 3D моделью гробницы Нефертари
Итак, я побывала на этой выставке (сперва – коротко, наверно менее получаса, т.к. время не позволяло (позднее посетила ещё несколько раз)). И главное, что «завопило» в моём сознании: почему Эрмитаж демонстрирует вот такую вот 3D-реконструкцию, сделанную не на основе самой гробницы Нефертари, а на основе её деревянной модели, изготовленной в начале XX века итальянскими исследователями Египта?! Ведь Андрей Плаксин создал прекрасную реконструкцию, выверенную по более чем 2,5 тысячам фотографий подлинной гробницы – от самых первых, снятых в нач. XXв., до современных! Не может быть, – думала я, – чтобы он скрывал эту свою работу от Эрмитажа и не был бы рад её там представить на приемлемых условиях как дополнение к туринским экспонатам…
Ссылка на ролик “The tomb of Nefertari: 2nd anniversary” на YouTube с презентацией 3D-реконструкции гробницы Нефертари, сделанной Андреем Плаксиным (scionik)
Ссылка на "The tomb of Nefertari: 3d-reconstruction", выложенную на sketchfab.com Андреем Плаксиным – у кого техника позволяет, можно самому «побродить» внутри гробницы (по своему маршруту и в своём темпе):)
Разумеется, деревянный в 10 раз уменьшенный макет гробницы, который смастерили в нач. XXв., тоже интересен и ценен. Но он всё же выглядит пусть и старательным, но весьма условным путеводителем по гробнице в эпоху технических возможностей рубежа XIX-XXвв. Об истории музейного дела он говорит сейчас, пожалуй, даже красноречивее, чем о Древнем Египте. И важно, что по силе воздействия на зрителя он не идёт ни в какое сравнение с подлинной гробницей и с её замечательной 3D реконструкцией, сделанной Плаксиным. Т.е., хорошо, что на выставке показана эта деревянная модель гробницы, но видео!… Видео c 3D реконструкцией – почему оно показывает эту деревянную модель нач. XXв., когда есть видео прекрасного качества с реконструкцией подлинной гробницы?!
1, 2 – Выставленная в Эрмитаже модель гробницы Нефертари, сделанная в нач. XXв.
Франческо Баллерини начал работу над макетом, Эдуардо Бальоне и Микеланджело Пиджо завершили её.
Принадлежит Египетскому музею Турина (Museo Egizio)
Ссылки на страницы-источники – в иллюстрациях
Фото: 1, 2 – из альбома «Нефертари и Долина Цариц. Из собрания Египетского музея в Турине» группы «Эрмитаж: Экспозиции в фото» в vk.com
Пытаясь вначале самой себе на это ответить, я подумала: «Ну, эта 3D работа А. Плаксина – она же не из коллекции Туринского музея. Т.е. формально нет оснований включать её в экспозицию:((. Однако у организаторов выставки есть ведь какая-то свобода – дополнять её материалами по теме экспозиции?»
Вместе с тем, более просвещённые люди, обратили моё внимание, что до того в голландском Лейдене (куда вначале приезжала эта же выставка из Турина) демонстрировался тот же набор древнеегипетских вещей и фактически то же, что и в Эрмитаже, видео с 3D-интерьерами из вот этой деревянной модели гробницы, сработанной итальянцами в нач. XX века. Поэтому данное видео и отправилось в Петербург заодно с остальными экспонатами (отчасти как бы по инерции:)). А в Эрмитаже его только снабдили ещё русским переводом подписей в кадрах.
Пример видео с лейденской выставки:
На отрезках 2:16-2:26 и 2:58-3:10 – видно, что в Лейдене показывали тот же ролик на основе вторичной деревянной модели гробницы нач. XXв. (но с приделанным "звёздным" потолком и как бы "каменным" полом), а в эрмитажный вариант добавили лишь подписи по-русски.
Интересно ещё, что на 2:27-2:56 – кадры так называемой “Reconstruction of Queen Nefertari's tomb chamber” – реконструкции одной из камер гробницы Нефертари, выполненной в натуральную величину специально для лейденской выставки (фото со страницы сайта www.rmo.nl). (И похоже, что лейденские специалисты, создавая эту камеру, ориентировались далеко не только на деревянный макет гробницы нач. XXв., но и на разные, в т.ч. современные её фото, и возможно, сделали сперва 3D-модель данной камеры, а потом распечатали её в полном размере на 3D-принтере; – но в любом случае она не из Туринской коллекции, и это показывает, что у экспозиционеров обычно есть некоторая свобода дополнять выставку тематическими экспонатами).
Реконструкция одной из камер гробницы Нефертари, сделанная в натуральную величину специально (и только) для выставки «Царицы Нила» (Koninginnen van de Nijl), прошедшей в Лейденском музее (Rijksmuseum van Oudheden) 18.11.2016-17.04.2017
Фото со страницы сайта www.rmo.nl, автор фото: Rob Overmeer
Что касается видео с интерьерами гробницы, показываемого в Эрмитаже, то по большому счёту можно согласиться с Солкиным, что в качестве основы для него «оригинал подменен, увы, кривой копией». Ну, если не кривой, то явно не очень точной. Однако в равной мере это относится и к аналогичной выставке в Лейдене с тем же видео, а не только к Эрмитажу. И неточности довольно небольших рисунков на стенах деревянного макета гробницы – на видео многократно увеличены и бросаются в глаза. Тем не менее, дидактический смысл в этом видео есть. В старательных, но упрощённых и слегка неуклюжих рисунках древнеегипетские боги и др. персонажи со стен гробницы всё же вполне узнаваемы, а подробные подписи к ним ориентируют зрителя как в конспекте школьника-отличника. Конечно, это помогает разобраться – где, кто и в связи с чем изображён. (Но лично я предпочла бы читать эти надписи под зарисовками не на мелькающих кадрах, а спокойно посмотреть их в распечатке на стендах, с развёрткой всех стен макета гробницы рядом с самим этим деревянным макетом; и не надо было увеличивать эти рисунки из деревянного макета гробницы, чтобы их неточность не вырастала до гигантских размеров).
Итак, хотя некоторая польза как наглядного пособия в этом видео есть, я сожалею, что на выставке нет гораздо более близкой к оригиналу и поразительно красивой реконструкции этой гробницы, которую сделал Андрей Плаксин (Andy Ape / scionik) со своими помощниками. И особенно жаль, что обычный посетитель, не вчитавшийся во все тексты на стендах, скорее всего, не поймёт, что видео воспроизводит лишь зарисовки со стен деревянного макета гробницы нач. XXв. «Пробежавшись» по выставке, он будет думать, что древние египтяне вот так вот изображали своих богов и монархов; ему вряд ли придёт в голову, что раскрашенные рельефы стен подлинной гробницы на самом деле сильно отличаются от только что увиденного им на экране. Об этом несведущий в египтологии человек может лишь с трудом догадаться, прочитав конец последнего абзаца текста на стенде, расположенном хоть и в «зоне вещей из гробницы Нефертари», но довольно далеко от экрана с этим видео. А именно там – рядом с секциями экрана и банкетками перед ним, по-моему, следовало, как минимум, поместить чёткую подпись, что видео показывает интерьер не настоящей гробницы, а её деревянного макета нач. XXв, дополненного имитацией «звёздного» потолка и «каменного» пола гробницы. (Повторю, что, по-моему, как минимум, это надо было ясно подписать).
А если не ограничиться этим минимумом, то на стенах большого выставочного зала (где, кстати, осталось много свободного места) прекрасно смотрелись бы распечатки качественных современных фото из подлинной гробницы. Конечно, такие фото тоже выходят за рамки экспонатов из Турина, но они были бы прекрасным дополнением выставки. Рискну предположить, что Эрмитаж вполне бы мог заблаговременно связаться, например, с вот этим человеком: Manna Nader, (kairoinfo4u) из Gabana Studios Cairo, разместившим на flikr.com серию прекрасных фотоснимков из гробницы Нефертари. Может быть, я слишком наивна, но мне кажется, владелец этих фото разрешил бы воспользоваться ими Эрмитажу за посильную для этого мирового музея плату. Посмотрите, какими словами автор и правообладатель этих фото Manna Nader, (Gabana Studios Cairo) (kairoinfo4u) встречает посетителей своего фото-блога:
A word about Fair Play:
Please feel free to use all my photos of ancient Egypt Sites and related Museums around the world for personal or educational purposes including websites for this purpose.
Don't tremble, I made them all for your pleasure Free permission is guaranteed therein ;-))
(I would appreciate being told if you find them useful.)
But they are not free available for any commercial purposes without my explicit written permission! therefore contact me first via flickr-mail in order to find out the conditions.
Thanks for your visits-you are welcome every day
____________________
Слово о Честной Игре:
Пожалуйста, не стесняйтесь использовать все мои фотографии мест [достопримечательностей] Древнего Египта и связанных с ними музеев по всему миру для личных или образовательных целей, включая веб-сайты для этой цели.
Не бойтесь, я сделал их всех ради вашего удовольствия. В этом отношении свободное [бесплатное] разрешение гарантировано ;-))
(Буду признателен, если вы найдете их полезными.)
Но они не являются бесплатными для любых коммерческих целей без моего явного письменного разрешения! Поэтому свяжитесь со мной сначала с помощью flickr-mail, чтобы узнать условия.
Спасибо за ваши визиты – добро пожаловать каждый день
Конечно, я с радостью покажу несколько фото из альбома о гробнице Нефертари – “The Tomb of Nefertari”
https://www.flickr.com/photos/manna4u/sets/72157680132968381/with/33687815140/
автор фото – Manna Nader, Gabana Studios Cairo (kairoinfo4u); снято в марте 2017
(местоположение стен в интерьере гробницы хорошо разъяснено здесь и на последующих страницах (всего 6 страниц); план гробницы Нефертари (NEFERTARI QV66) – на схеме)
Прихожая (antechamber); западная сторона, южная стена (см. The west walls и Entrance and upper chambers на стр.2)
Изображения слева направо:
Нефертари играет в сенет, в её правой руке скипетр-сехем. (Сенет часто называют прообразом современных шашек). Иероглифы под навесом (canopy) в этой сцене описывают Нефертари как великую жену царёву, госпожу обеих земель, возлюбленную Мут, правогласную (оправданную голосом) перед Осирисом – великим богом. (Имя Нефертари сразу узнаётся в картуше с белым фоном).
Игра в сенет освобождает дух Нефертари в форме человекоголовой птицы ба для путешествий за пределами гробницы в течение дня.
Далее – Нефертари, стоящая на коленях и поклоняющаяся образу бога Атума (в южном участке западной стены), показанному как знак ахет (akhet-horizon), поддерживаемого двумя львами.
Преддверие первой восточной пристройки (vestibule of the first eastern annexe); южная стена (см.: Entrance and upper chambers на 2 стр. и The south-east walls на 3 стр.)
Бог Хор (Horus) сын Исиды ведёт Нефертари
Первая восточная пристройка (first eastern annexe); западная стена в помещении этой пристройки (the west wall); северный участок этой стены (north) (см.: Entrance and upper chambers на стр. 2 и the west wall (north) на стр. 3)
Нефертари подаёт льняное полотно Птаху – он считался демиургом (богом-творцом) и покровителем искусств и ремёсел, в т.ч. ткачества. Лён, который она держит, показан иероглифами одежды "Menkhet", ещё больше таких иероглифов стоят на столе перед ней. Текст над столом гласит: «Подношение тканей Повелителю Истины (= Птаху) на священной земле».
Птах стоит на возвышении в форме знака Маат (основания трона), внутри золотого святилища с изогнутой крышей на двух столбах. Передний столб увенчан джедом; и за святилищем стоит большой джед. Тело Птаха спеленато как мумия, зелёный цвет лица символизирует возрождение. Выступающие из-под пелен руки держат посох с навершием, сочетающим уас, джед и знак шен (кольцо вечной защиты). Бритая голова Птаха плотно обтянута головным убором. Птах носит большую искусственную бороду. Позади верхней части посоха Птаха изображена открытая дверь
Вторая лестница (the second stairway); верхняя восточная стена лестницы (the upper east wall) (см.: The entrance passageway и The upper east wall на стр. 4)
Встречающие Нефертари три богини – Хатхор «Повелительница Запада», Селкис (Селкет) и Маат – между её расправленными крыльями картуш Нефертари и знак шен. Перед богинями – стол с подношениями
Вторая лестница (the second stairway); нижняя западная стена лестницы (the lower west wall); верхний участок этой стены (см.: The lower west wall на стр. 4)
Крылатая кобра (Уаджит/Уто) защищает картуш с именем царицы и знак шен (кольцо вечной защиты). Картуш расположен на иероглифическом символе золота «небу», а над ним – большой красный солнечный диск
Вторая лестница (the second stairway); нижняя восточная стена лестницы (the lower east wall) (см.: The lower east wall на стр. 4)
Вверху – снова образ крылатого урея (кобры), защищающего своими крыльями картуш царицы и знак шен. В центре – Анубис в виде чёрного шакала возлежит на гробнице. На его шее лента (вероятно, в связи с пеленанием мумий и бальзамированием – характерными занятиями бога Анубиса как покровителя кладбищ и проводника умерших в загробный мир). Задней лапой Анубис поддерживает золотой цеп/плеть (нехеху). Ниже видна в профиль богиня Нефтида (мать Анубиса)
Западная пристройка к погребальной камере (western annexe); восточная стена в помещении этой пристройки; северный участок этой стены (см.: The burial chamber на стр. 5)
Джед, который держит скипетр уас в каждой руке, и на каждом запястье которого висит анх
Погребальная камера (the burial chamber); фрагмент верхней части северной стены (north wall) (см.: North wall на стр. 5)
Проход Нефертари через врата из Главы 144 Книги Мертвых. Записанные иероглифами слова Нефертари перед каждыми вратами приведены в нескольких столбцах.
Деталь пятых врат: из-за нехватки места мастерам, декорирующим гробницу, надо было сократить число изображений служителей последних врат, оставив только одного – первого, представляемого обычно бараноголовым (вероятно, в его «природе» общие черты с богом Хнумом). Поверхность стены сильно повреждена, но бараноголового служителя угадать можно. В столбцах же указаны имена (точнее – функции) всех троих служителей: привратник «Тот, кто ест змей»; стражник «Сжигатель» и глашатай «Бегемото-ликий (Hippopotamus-faced), грозящий силой»
Один из четырёх столбов погребальной камеры, её восточная стена – на заднем плане фото.
Стороны столбов, обращенные к середине прохода – по оси от входной лестницы до задней части камеры – украшены изображениями мумифицированного Осириса. Каждое такое его изображение как бы смотрит на вход в камеру (см. Outer faces of all pillars на стр. 6 и The burial chamber на стр. 5)
Рядом с фигурами этих четырёх Осирисов – иероглифические записи; немного разнясь, они сообщают о «великом боге Осирисе, живущем на Западе, Веннефере (Wennefer), правящем в собрании богов, Властелине Вечности, Правителе Бесконечности, проживающем на Священной Земле» и(или) т.п.
Интерьер погребальной камеры (the burial chamber); справа на фото – западная стена этой камеры (west wall); вход в камеру, соответственно, с южной стороны – на фото слева (см.: стр. 5)
автор фото: Manna Nader, Gabana Studios Cairo (kairoinfo4u); альбом: "The Tomb of Nefertari"; март 2017
1.2 Нефертари с богинями на 2D распечатках
На эрмитажной выставке в «зоне» вещей из гробницы Нефертари по бокам центральной витрины вывешены большие распечатки двух рисунков со сценами предстояния Нефертари перед богинями – Хатхор и Исидой. В начале поста Виктора Солкина «И вновь о Нефертари в Эрмитаже. Пара комментариев» – фото этих эрмитажных распечаток с рисунками, сопоставленные с фото этих же сцен из реальной гробницы Нефертари. Вот ссылки на эти сопоставления из поста В. Солкина:
Нефертари перед Хатхор
слева – «эрмитажная» прорисовка;
справа – фото расписанного рельефа из подлинной гробницы Нефертари в современном состоянии
Нефертари перед Исидой
слева – фото расписанного рельефа из подлинной гробницы Нефертари в современном состоянии
справа – «эрмитажная» прорисовка.
Я не случайно беру «эрмитажная» в кавычки. Если приглядеться к этим прорисовкам сцен предстояния Нефертари перед Хатхор и перед Исидой, то видно, что это – многократно увеличенные точные копии рисунков итальянцев на внутренних стенах вышеупомянутого деревянного макета. Имена этих итальянцев – Эдуардо Бальоне и Микеланджело Пиджо; они завершали работу над макетом гробницы в начале XX века.
Тем не менее, этот факт не меняет тяжёлого впечатления, высказанного В. Солкиным. Цитирую: «Как так получилось, что в главном музее страны на стену повесили творчество, достойное школьника, а не фотографии великого шедевра? Почему не стыдно? Посетитель, не знающий, как выглядит оригинал, уйдет с полным представлением, что искусство эпохи Рамсеса Великого – ущербное, кривоватое, безвкусное. За это так обидно! Помните старый анекдот где «Битлз» шепелявил и картавил, потому что его Рабинович перепел? Вот так и здесь». То, что этими "школьниками"/"Рабиновичами" оказались сотрудники и помощники Эрнесто Скиапарелли – Франческо Баллерини (начавший макет и сделавший множество предварительных работ, в т.ч. зарисовок, но умерший в 1910 в начале непосредственного изготовления макета), а также Эдуардо Бальоне и Микеланджело Пиджо (закончившие работу над макетом) – это по большому счёту не меняет прискорбный результат: да – их зарисовки для макета (особенно увеличенные) имеют жалкий вид по сравнению с подлинными изображениями сцен из гробницы на качественных фото (пусть даже на стенах гробницы они серьёзно повреждёны).
Ещё раз приглашаю всех посмотреть прекрасные фотографии из настоящей гробницы, которые здесь выложил "kairoinfo4u" (Manna Nader).
И опять же, ситуация была бы менее печальна, если бы эти эрмитажные распечатки хотя бы тут же чётко подписали, что это «увеличенные копии рисунков со столбов из деревянной модели гробницы нач. XXв.», чтобы простой зритель ясно понимал, что это не древние египтяне так изобразили Нефертари с богинями, а итальянцы, сделавшие в нач. XX в. деревянный макет гробницы, вот так срисовали творчество древних египтян. Тогда бо́льшее число посетителей захотело бы посмотреть, по крайней мере, в интернете фото подлинных изображений этих сцен в гробнице Нефертари.
И ещё раз подчеркну, что рисунки итальянцев в макете гробницы – довольно маленькие, а на распечатках все их неточности вместе с габаритным размером гигантски увеличены, что усиливает неприятный контраст оригинала и повтора.
1.3 Освещение некоторых экспонатов
Я также согласна, что постановка света на ряде экспонатов оставляет желать лучшего. В частности, наос Сети I в глубокой тени с левой стороны, и внутри него кромешная тьма, да и на правой стене свет недостаточен, хотя её рассмотреть можно.
И на нескольких саркофагах света действительно маловато, но при осмотре отдельных из них особенно неудобно то, что к ним не приблизиться так, чтобы нормально рассмотреть надписи и пр. элементы декора (об этом подробнее – в пункте 4.3 «Расположение отдельных саркофагов»).
1.4 Опечатки в подписях
Этикетка под погребальным папирусом Памонту (фото отсюда) (по каталогу № 255 – на втором этаже первый экспонат слева от входа, если стоять ко входу спиной) с возрастанием веков до н.э.: «I-II в. до н.э.», о чём сказано у Солкина в «И вновь о Нефертари в Эрмитаже. Пара комментариев.», – увы, красуется на выставке все полгода. Мне, правда, ясно, что это просто опечатка, и ни куратор выставки, ни даже ученик 5-го класса средней школы в здравом уме и трезвой памяти не считает, что века до нашей эры пишутся с возрастанием, но второпях люди и не такое перепутывают. О самой датировке – раз «Римский период», то наверняка должно быть «I-II в. н.э.»; удивляет лишь, что никто из эрмитажников не исправил эту досадную мелочь за всё время выставки.
Мне не удалось раздобыть экземпляр vip-билета на открытие выставки и окончательно убедиться, что сзади на его обложке вместо Долины цариц вставили фото Долины царей (подписав «Долина цариц»). Но у меня почти нет сомнений, что Солкин не зря указал на эту оплошность, т.к. она в принципе легко проверяема и очевидна. А косвенно её факт подтверждает то, что буквально все мои «эрмитажные» знакомые (человек пять сотрудников Эрмитажа разного уровня и разных отделов, в том числе бывшие сами на открытии этой выставки) все мои просьбы взглянуть на этот билет встретили гробовым молчанием. Кто-то, правда, вначале обещал поискать, но, конечно, «не нашёл» или просто стал меня игнорировать. И да – я признаю, что такое перепутывание значимых фотографий – это досадный и некрасивый промах. Но то, что на первой обложке приглашения – отсутствующий на выставке экспонат – статуя Нефертари, стоящая у ноги статуи Рамсеса II (соединённая с ним в единый монумент), – это, по-моему, не такой уж криминал. Данная статуя – одно из самых узнаваемых и символичных изображений Нефертари, а на посвящённой ей выставке, вообще не было никаких экспонатов с её мало-мальски портретными изображениями (кроме рисунков в деревянном макете её гробницы, да ещё статуи в маленькой гипсовой модели её храма – и то и другое по качеству, конечно, неприемлемо ни для приглашений, ни для афиш и т.п. вещей, представляющих выставку).
(см. также: предисловие с оглавлением и части 2; 3; 4)
|
</> |