Практики
ex0rtodox — 04.03.2024Известно, что Царство Божие усилием берётся. На верующих накладываются обязательства – посещение храма или мечети, участие в таинствах и обрядах, чтение вменённых канонических текстов, определённые рамки поведения в социуме. И это понятно: если не предпринимать усилий, то получится, что не будет ничего такого, за что тебя Господь захотел бы наградить тебя местом в раю.
Религия устроена так, что её адептам запрещается умствовать и сомневаться по поводу того, насколько вменённые действия приближают верующего к его цели. Под этот запрет попадают и смежные понятия. Так что вопрос о полезности и эффективности конкретных действий не возникает.
С другой стороны, границы всегда размыты. И попытки разобраться выводят тех, кому важно разобраться по существу, за пределы любых ограничений. Ограды возводятся людьми, настоящий ответ требует исследования реальности, а оно неизбежно обнаруживает ограниченность упрощённого толкования истины. Необходимость ответить на насущные вопросы приводит человека в поиск, и, если повезёт, на Путь.
Наличие Пути отличает мистические течения от ортодоксии. Такие течения имеются в любой религии. По сути – это их ядро, без которого религия вырождается. Консервативность ортодоксии сопротивляется таким течениям, но они периодически возникают благодаря малой толике искателей, для которых поиск реального Бога есть смысл и суть их жизни.
В современном мире есть ряд школ, которым ради реального Пути пришлось достаточно далеко отдалиться от мейнстрима. Они могут совмещать в себе разные традиции, но в качестве фундамента, как правило, имеют основание в одной из мировых религий. Такие течения обычно характеризуются приставкой нео–: нео-буддизм, нео-христианство.
Путь всегда имеет цель – конечный пункт, куда человек хочет прийти. На духовном Пути человек идёт к Богу. Понятно, что карта, хотя бы приблизительная, но верная, в таком путешествии – бесценна. И такие карты имеются. В каких-то традициях они более подробны, по каким-то современному западному человеку легче добраться до цели.
В любых мистических традициях продвижение по Пути также требует конкретных действий. И эти действия не совпадают с вменёнными для верующих - здесь требуется развивать определённые навыки и качества, а это, как в спорте, достигается упражнениями и практиками. Восточная мистическая традиция христианства в качестве фундамента брала Иисусову молитву. В западной традиции набор инструментов был шире – там можно встретить и элементы тантры, и более широкий ассортимент практик развития осознанности и восприятия.
Как и везде, в нео-религиях ложных направлений хватает. В основе истинной школы всегда находится истинный мистик. Если человеку лишь кажется, что он мистик, то сколько бы ни было у него последователей, его школа не имеет реальных перспектив. Но даже в случае настоящего мистика реальная польза от обучения (с точки зрения продвижения по Пути) может быть сомнительной. Яркий пример – Ошо. Несмотря на то, что он был истинным просветлённым, среди его учеников трудно обнаружить не только просветлённых, но и в достаточной степени продвинувшихся.
Будущее бывает у школ, возникших по прямой Воле Бога. С такой школы началось и христианство, и буддизм, с такого же узкого круга начинался ислам. Но и здесь есть свои особенности: не каждая истинная школа порождала новую религию.
|
</> |