Прага

топ 100 блогов andresol13.07.2025 1. Алексей С. и я прибыли в Прагу вечером среды. Мы перешли мост и оказались на Йирасковой площади. Отель, в котором у нас была забронирована комната, подозрительно напоминал готовое пуститься в пляс существо:

Прага

2. Кто-то, по-видимому, наложил на меня заклятие, потому что проснувшись в 5 утра, я обнаружил, что превратился в неизвестное науке насекомое. Это было очень досадно, так как я отвечал за планирование поездки и боялся, что с мозгами, съёжившимися в нервный узел, мы куда-нибудь опоздаем и пропустим всё интересное. После того, как С. помог мне перевернуться, мы спустились в лобби отеля. Приветливый портье разулыбался нам, как своим лучшим друзьям. У них инструкция даже с насекомыми вести себя предельно вежливо. Портье рассказал, что исторический центр Праги очень маленький, и у нас уйдёт не больше дня, чтобы обойти его целиком. Что выйти из Праги очень просто, и удаётся почти всем его постояльцам. А если мы забыли, куда идти, то нам следует идти в Замок:

Прага

3. Замок возвышался на другом берегу Влтавы. Мы вышли к Карлову мосту, где по заверению портье летом толпятся туристы, художники, торговцы сувенирами и попрошайки. Но мост был пуст, и не у кого было спросить дорогу к Замку:

Прага

4. Лишь каменные святые сурово взирали на моё хитиновое облачение. Неожиданно я ощутил, что в своём насекомом состоянии, я понимаю, о чём они говорят. «Что это у тебя? Рога?» «Это не мои рога, это оленя рога. Где это видано, чтобы у турка на голове росли рога! Эй, кто спёр мой ятаган?» «А где видано, чтобы у оленя между рогов рос крест?» «Алё! Привет! Выкупит меня кто-нибудь, или мне весь день здесь сидеть?»:

Прага

5. Я поднял свои фасеточные глаза и разглядел перед собой святых Жана де Мата и Феликса де Валуа, основавших с целью выкупа христиан из мусульманского плена орден тринитариев, а так же неизвестно почему примкнувшего к ним болгарского святого Иоанна Рыльского. Не доверяю я этим святым: у них все дороги ведут или в рай, или, в худшем случае, в ад, а нам надо было в Замок.

Прага

6. На речке Чертовке я спросил дорогу у сидевшего возле мельницы Водника. Тот скупо указал вниз, в воду, где отражался Замок:

Прага

7. Каково же было наше удивление, когда, проплутав по Праге часа два, мы, вместо Замка, снова вышли к «Танцующему дому»:

Прага

8. Улыбчивый портье сказал, раз уж мы вернулись, то должны подняться на завтрак, который начали подавать на седьмом этаже:

Прага

9. Не сразу заметил я, что окна ресторана с секретом. Они только кажутся панорамными. На самом деле это узкие бойницы, оснащённые по обеим сторонам зеркалами, чтобы нам казалось, что то, что слева – справа, а то, что справа – слева. Неудивительно, что мы не могли дойти до Замка.

Прага

10. После завтрака я предложил повторить попытку. С. заявил, что все мои планирования бесполезны и пригрозил закидать меня апельсинами, если мы снова придём не туда:

Прага

11. На этот раз Карлов мост жужжал как растревоженный муравейник, и у барочных святых не было проблем найти, с кем попозировать:

Прага

12. Мы протиснулись через толпу, и я увидел стоящего на узкой колонне возле моста рыцаря Брунцвика с волшебным мечом, верным белым львом и щитом с гербом муниципалитета (к сожалению, размеры поста слишком малы, чтобы я мог рассказать легенду о нём):

Прага

13. – Что ты тут делаешь? – поинтересовался я у него.
– Собираю плату за проход по Карлову мосту.
– Но мост бесплатный, – удивился я.
– Именно, – подтвердил рыцарь. – У меня лучшая работа в Праге.
Не понимающий наших разговоров С. забежал вперёд и недовольно ожидал, когда мы закончим болтать. Он попросил узнать у Брунцвика не только дорогу к Замку, но заодно и способ вернуть мне человеческий вид.
– Идите всё прямо и прямо, потом направо, вверх, затем налево и снова направо, и вы придёте в Замок, – отвечал рыцарь. – Там обитают алхимики, президент Чехии и святой Вацлав на коне. Кто-нибудь из них непременно сможет вас расколдовать.
Вскоре мы стояли посреди тесной Золотой улочки, прозываемой также Аллеей Алхимиков:

Прага

14. Здесь император Рудольф II пытался разгадать манускрипт Войнича, а Кафка писал свой «Замок»:

Прага

15. За одной дверью мы обнаружили магазин травника, за другой – кузню:

Прага

16. В темнице кого-то пытали. Наконец, спустившись по неприметной боковой лестнице в подземелье, мы отыскали лабораторию алхимика.

Прага



17. Но алхимик экспериментировал с зельем невидимости или отлучился по нужде. С. пригрозил запереть меня в подвале, но я напомнил, что помимо алхимика нам может помочь президент Чехии. Перед президентским дворцом голубые стражи сменяли синих:

Прага

18. Когда зеваки разошлись, а караул занял свои посты, я спросил у девушки-стражницы, как пройти к президенту. Она никак не отреагировала на мой писк, зато сражающиеся титаны замахали на меня мечом и дубиной: «Президент Чехии не принимает насекомых!»

Прага

19. Оставался святой Вацлав на коне. Однажды германский король Генрих I подарил чешскому князю Вацлаву руку раннехристианского мученика Вита. В 925 году Вацлав основал церковь на том месте, где теперь высится Собор Святого Вита, строившийся с 1344 по 1929 год.

Прага

20. Святой Вацлав, патрон Чехии, должен быть в нём захоронен:

Прага

21. С замиранием гемолимфотока вступил я под готические своды.

Прага

22. Если не считать двухвостых пражских львов и толпы китайских туристов, в соборе было пусто:

Прага

23. – Кто вы такие? Что вам надо? – раздался глас с неба.
– А сам ты кто? – недоверчиво спросил я.
– Я святой Вацлав, – отвечал святой Вацлав.

Прага

24. – Мы ищем святого Вацлава, но он должен сидеть на коне. Например, так:

Прага

25. – Так я и сижу на коне. А с какой стороны коня, это не так уж важно. Какие времена – такие святые.
– Мы забыли, что мы делаем в Праге. Я превратился в насекомое…
– Взойдите на верх южной башни собора. Оттуда вы сможете увидеть край Праги.
– Спасибо.
– Вход платный, 200 крон с души. Покупаете отдельный билет в кассе и топаете 280 ступенек вверх.

Прага

26. По совету святого князя мы поднялись наверх. Под нами расстилалось кирпичное море крыш:

Прага

27. Куда ни достигал наш взор, во все стороны была только Прага, Прага без конца и края:

Прага

28. С. просил меня не высовываться слишком далеко, но я так увлёкся разглядыванием окрестностей, что меня чуть не склевал соборный петух:

Прага

29. С. осерчал и заявил, что на сегодня нам хватит приключений, а завтра первым делом он пойдёт сдавать меня в зоопарк. У них должен быть специальный домик для насекомых.

Прага

30. В зоопарке нам объяснили, что я очень большое насекомое, но они могут подселить нас в недавно построенный вольер к двум другим братьям-близнецам. Я прочитал на табличке: «В вольере живут близнецы, Алеут и Грегор, родившиеся 2 декабря 2010 года в Нюрнберге. Они прибыли в Прагу из Варшавы 14 мая 2024 года. Более худой Алеут — доминант в паре, а более крепкий Грегор — любознательный и жизнерадостный. Братья очень дружны и проводят большую часть времени вместе».
– Поживём пока с ними, – предложил С.
Но тут из домика вышли Алеут и Грегор:

Прага

31. – Я передумал, – замялся С. – Спроси лучше у первой попавшейся статуи на своём насекомом языке, как нам выйти из Праги.
В тени стояло существо в юбке с телом человека, головой льва и рогами быка. Оно опиралось на валашку, топорик горцев, и держало в руках рог изобилия, на котором сидела утка.
– Бог Радегаст, – прочёл я. – Должен быть рад гостям.

Прага

32. Я рассказал богу про наши злоключения.
– Вы не знаете, что делаете в Праге? Это очень скверно. У всех должно быть своё место. Я должен стоять на священной горе Радгошть в Карпатах, но после коммунистического переворота в Чехословакии меня классифицировали по разряду животных и поставили в Пражском зоопарке.
Всей своей насекомой душой я посочувствовал языческому богу. А Радегаст продолжал:
– Вам надо отправиться в еврейский квартал и спросить совета у еврейского мудреца. Только не разозлите огромное глиняное чудовище.
Мы отправились по лабиринту извилистых переулков: С. впереди, я чуть поодаль.

Прага

33. Улицы столь узки, что два пешехода не разойдутся без светофора. Не ты идёшь по Праге, а Прага идёт сквозь тебя:

Прага

34. Был типичный июньский день. Усевшись на брутального вида универмаге, махали крыльями бабочкосамолёты:

Прага

35. Наконец, мы отыскали мудреца. Даже двух. Но нижний был не очень-то разговорчивый:

Прага

36. – Я писатель. Мы с приятелем стоим в очереди в муниципальную библиотеку Праги. Если заглянуть в расположенную в ней Башню из Книг, то увидишь ответы на все вопросы. Вы можете встать за нами:

Прага

37. Но очередь была столь длинной. Она выстроилась по ступенькам внутри библиотеки, вытекла на улицу, протянулась вдоль фасада и завернула за угол.

Прага

38. С. решительно отказался в ней стоять.
– Поищем другого еврейского мудреца, – сказал он. – Не может быть, чтобы в Праге их не осталось. Вон, кажется, висит ещё один.

Прага

39. Это оказался не кто иной, как Зигмунд Фрейд, который выслушивал жалобы одного голубя.
– А разве вы не должны висеть в Вене? – спросил я Фрейда.
– Конечно, я должен быть в Вене. Может, и вам надо в Вену? Не это ли глубинная причина вашего насекомого комплекса?
– Мы собирались в Вену, – вспомнил С.
– Но вы не сможете выйти из Праги, пока с вас не снимут все обвинения, – предупредил нас Фрейд.
– А в чём нас обвиняют?
– Этого я не могу знать. Вам надо подать официальное прошение о разрешении в городскую ратушу и ждать, когда вас вызовут.

Прага

40. – И долго ждать? Сколько дней?
– Дней – ха-ха-ха! Я вишу в Праге уже несколько лет и не приблизился не только к её границе, но даже к границе этой границы.
И Фрейд продолжил выслушивать, как голубю было страшно сидеть в яйце.

Прага

41. Рядом пробили куранты на башне Староместской ратуши. Двенадцать апостолов прошествовали со своими атрибутами. Было совершенно не понятно, кому подавать прошение.

Прага

42. В задумчивости побрели мы по Праге, осознавая, что застряли в ней на всю оставшуюся жизнь.

Прага

43. Перед очередным зданием, украшенным скульптурами, я спросил:
– Это зверинец?
– Нет, это Рудольфинум, – ответил бородач позади меня.

Прага

44. – Мы можем в него войти?
– Нет, – ответил Дворжак. – У вас нет билета. Зато у вас есть билет в пражскую оперу.
– Но мы собирались в венскую оперу, – возразил С., когда я перевёл ему слова композитора.
– И вовсе не в венскую, а в пражскую. Это мне доподлинно известно, – упорствовал Дворжак.
– Но мы не понимаем по-чешски! – воскликнул я.
– Как будто вы понимаете по-немецки! Для насекомых будут субтитры.
Крыть было нечем. Мы пошли в Национальный театр слушать чешскую оперу:

Прага

45. Моя голова слегка кружилась после перипетий народной драмы. Я хотел поинтересоваться у гигантской головы, как ей спектакль:

Прага

46. Но она начала вращаться в прямом смысле:

Прага

47. Вскоре я не мог разобрать, где у неё ухо, где нос, где глаз:

Прага

48. Я с ужасом представил, как в полночь наш отель тоже примется танцевать. Когда голова остановилась, я посетовал ей, сколь в Праге необычно, хотя и душевно.

Прага

49. – Мы побывали в Пражском замке, но там не смогли меня вылечить.
– Это самый незначительный из всех замков, – рассмеялась голова. – Сами подумайте, пустили бы такую толпу туристов в самый главный Замок. Будто в Чехии всего один Замок. Вы не были в Карлштейне?

Прага

50. И на следующий день мы, последовав совету, сели в электричку и отправились штурмовать Карлштейн:

Прага

51. На скамейке перед входом в Замок сидел усталый турист. С. спросил его, как нам попасть внутрь.
– Если вы хотите войти в Замок, вам надо нанять гида, – ответил турист. – У меня пять гидов, и подумываю о том, чтобы нанять шестого.

Прага

52. – Но говорят, что в Замке ничего нет, – предупредил нас турист. – Всё разграблено шведами в 17 веке. А драгоценности Габсбургов перевезены в Хофбург в Вене. Остались пара старых сундуков да череп дракона, убитого Георгием Победоносцем:

Прага

53. И снова мы идём по пражским улочкам.
– Вы маляры? – окрикнул меня человек с зонтиком. (Надо ли говорить, что воскресное небо было безоблачное).

Прага

54. – Нет, мы туристы.
– И куда вы туристите?
– Мы сами толком не знаем. Мы собирались в Вену, а застряли в Праге на неделю.
– Неделю? – недоверчиво протянул незнакомец. – Похоже, что вы попали в ловушку для туристов. Прага – самый скучный город, который только можно вообразить. Я не представляю, что можно делать в Праге дольше одного дня.
– Мы посетили два Замка, но так и не нашли выхода из Праги.
– А были ли вы на Витковом холме? Некогда там размещался мавзолей Клемента Готвальда, но после бархатной революции все коммунистические мощи вышвырнули вон.

Прага

55. – Там можно бесплатно подняться на наблюдательную площадку, – продолжал человек с зонтиком. – Туристы до неё не добираются, но вам понравится.

Прага

56. Но на вершине холма наш путь преградил одноглазый Ян Жижка:

Прага

57. Я обернулся, чтобы понять, что так пристально рассматривает вождь гуситов.
– Видите ли вы эту дьявольскую конструкцию? – спросил национальный герой. – И ведь её назвали в мою честь Жижковской телебашней! Неужели я настолько уродлив?

Прага

58. Я попытался оправдать современную архитектуру. Как-никак со времён Гуситских войн прошло 600 лет. Но Жижка был непреклонен:
– А видите ли вы, кто ползёт по этой башне? Младенцы с печатью антихриста на челе! Понастроили небоскрёбов – близок конец Праги.

Прага

59. И тут меня осенило:
– Нам надо отправиться к небоскрёбам! – сказал я С. – Что может быть более анти-пражское, чем небоскрёбы, эти замки современности? Там должен быть выход из Праги.
Мы сели на трамвай и прибыли в район Панкрац:

Прага

60. – И? – нетерпеливо спросил меня С. – Где твой выход?
– Сейчас, спрошу у местных жителей.
Внушающим доверия мне показался Красный Жираф: он большой, ему видней, где у Праги конец:

Прага

61. – У всего есть начало, но не у всего есть конец, – начал размышлять Жираф. – Вы должны понимать топологию Праги. Если вы не можете выйти через её конец, выйдете через её начало.
– А где у Праги начало?
– Конечно, в Вышеграде!

Прага

62. В чём, а в скульптурах на Вышеградском холме недостатка не было.
– Эй, жучара, ты с какого района? – обратились ко мне братья Славой и Забой.

Прага

63. – Я читал, что вас никогда не существовало, – парировал я. – Что летопись, где описана, как вы отразили нападение на Чехию войск Карла Великого – мистификация начала 19 века. Вы новые герои, а не старые.
– Нет, мы не новые, а очень старые герои, – возразил то ли Славой, то ли Забой.
– Даже старше, чем Шарка и Цтирад, – поддакнул второй брат.

Прага

64. – А кто такая Шарка? – спросил С. – Оргия какая-то.
– Как, вы не знаете, кто такая Шарка? – удивились Славой и Забой. – Тогда вам срочно надо идти в оперу, заполнять пробелы в чешской истории.

Прага

65. И мы снова отправились в оперу.

Прага

66. – Опера за оперой, так мы и останемся жить в Праге, – пригорюнился С.
– Нам нужен провожатый, который видит дальше других. Вот все эти скульптуры: кто-то же их поставил. У них должен быть самый главный. Он должен знать дорогу. Спросим у Трифота.

Прага

67. – Меня придумал Давид Черни, – ответила многоглазая конструкция. – Если у вас хватит духу зайти в его Музолеум в бывшем ликёро-водочном заводе Лиховар, то вам захочется сбежать из Праги, куда глаза глядят. Хм, как вы живёте всего с двумя глазами на брата? Только вход в Музолеум охраняет Красный Череп:

Прага

68. – Закрыто, – по-вахтёрски закричал Череп.
– Нам только в щёлочку посмотреть.
– Знаете ли вы, что я только первая скульптура, а внутри пять этажей? И на каждом этаже скульптуры одна страшнее и противнее другой. А из подвала раздаются крики и скрежет.
Мы встали в сторонке ждать открытия Музолеума, изучая извилины на своде Черепа. По карнизу туда-сюда перемещался мужик, который тоже хотел попасть внутрь.

Прага

69. – Что если Музолеум открыт только для нас, а мы послушались Черепа и боимся войти? – спросил С.
– Давай предложим ему взятку, чтобы не думать, что мы что-то упустили? 600 крон хватит?
Мужик тем временем уже почти залез в Музолеум, но Череп прыгнул и вцепился ему в спину.

Прага

70. – Мне кажется, такое искусство не для всех, – предположил я. – Должен же в Праге быть другой, нормальный музей. С романтическими картинами в духе «Ленин в Праге». Январь, Ильич прибыл на VI конференцию РСДРП и идёт по заснеженному Карлову мосту на фоне проступающего сквозь туман Замка:

Прага

71. Мы с С. прошли сквозь современное искусство.

Прага

72. И оказались в в Выставочном дворце Национальной галереи Праги:

Прага

73. Здесь наши глаза, наконец, отдохнули. Но когда я спросил у маленькой балерины Дега, куда мы идём, она ответила:
– В Париж! В Париж!

Прага

74. – Почему в Париж? – переспросил С.
Я пожал членистоногими плечами.
– Предлагаю перестать ссориться и размышлять логично. Мы собирались в Венскую оперу, но оказались в Праге, так? Какая у тебя первая ассоциация, когда ты слышишь «Вена» и «опера»?
– Моцарт?
– А когда ты слышишь «Моцарт» и «Прага»?
– «Дон Жуан»!
– Почему «Дон Жуан»?
– Потому что в Сословном театре в Праге в 1787 году состоялась премьера этой оперы под управлением самого Моцарта.
И мы пошли в Сословный театр слушать «Дон Жуана» Моцарта.

Прага

75. Перед входом в театр расположена статуя. Нет, не Моцарта. И даже не Дон Жуана. А, разумеется, Командора. Я поинтересовался у него, не хочет ли он пойти с нами на оперу. Он ответил, что будет на сцене. Я пожелал ему ни пуха ни пера и предложил заходить в гости:

Прага

76. – Тебе не показалось, что все скульптуры, у которых мы спрашивали дорогу, мужики? – спросил я у С. – Балерина не в счёт.
– Даже Красный Жираф Ярослава Роны?
– Даже Жираф. Давай спросим у белой королевы Богемии Марии Терезии.

Прага

77. – Есть три способа выйти из Праги: окончательный, мнимый и волокита, – предложила она. – Окончательный вам не подходит, так как вы ещё не были в Вене. Есть мнимый выход через вокзал, но выпустят вас только самые нижайшие стражи. Как только на работу вернётся один из высших стражей, он сразу вернёт вас в Прагу. И, наконец, есть волокита. Вы продолжаете свои блуждания, уверенные, что вы на правильном пути. Выход из Праги становится не целью, а процессом.
С. и я переглянулись.
– Мы готовы попробовать мнимый выход.
И перед нами появилась бронзовая эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия:

Прага

78. [Несколько страниц вырвано.]

Прага

79. – Смотри, какие кривые дома сейчас строят в Праге, – сказал я С. – Голым тёткам приходится их поддерживать, чтобы они не развалились.

Прага

80. – Будто раньше не строили дома, которые поддерживали голые женщины. И мужчины, – отозвалась Лилит. – Но вращать головой они не умели.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ситуация - выезд из Пулково-1 на Пулковское шоссе в сторону города. Выворачиваю из-под моста, вижу на обочине виража ИДПС-а, и, как говорится, затормозить уже поздно. Взмах полосатой палочки - и я на аварийке у обочины. На "Визире" - однозначно я, ...
Сегодня вашему вниманию предлагается квест "Москвич, найди свой дом или место работы" или просто посмотри на Москву сверху. Снято вчера с вертолёта МИ-8 на репетиции воздушной части парада. Если где-то не подписано, значит ещё не успела опознать ту или иную улицу на карте. Люблю это ...
Компании «ЭЛВИС-неотек» и НПЦ «ЭЛВИС» объявили о выпуске первой партии перспективного микропроцессора ELISE. Отмечается, что уникальное устройство стало доступно для всех партнеров разработчика. Микропроцессор ELISE (Elvees Image Semantic Engine) изготовлен по ...
Как же приятно, когда РОДИНА фигурирует в ХОРОШИХ новостях! Новый Постоянный наблюдатель Организации исламского сотрудничества (ОИС) при ООН азербайджанский дипломат Агшин Мехдиев недавно вручил верительные грамоты Генеральному секретарю Пан Ги Муну. Ранее Мехдиев занимал пост Постоянного ...
Законны ли QR коды? 2 законопроекта о введении QR кодов. Юрист Вадим Видякин. В Государственную Думу внесено 2 законопроекта о введении QR кодов практически во всех сферах нашей страны. QR коды присваиваются товарам, а мы все живые люди, и нам не нужен QR код, мы не товар, и не ...