Прага: вокзал имени Масарика


Вообще центральный вокзал Праги как мне показалось удовлетворил мою тягу к поездам сполна. Ну то есть я конечно могу за поездами наблюдать наверное бесконечно, но чешская столица настолько интересна и разнообразна, что хочется попытаться охватить-изучить её целиком. Короче я не помню как так получилось (возможно совершенно случайно), но в процессе прогулок по Праге удалось набрести ещё на одно железнодорожное сооружение и даже немного поспотить - на станцию Масарикову (или по-другому - вокзал имени Масарика)

Вообще надо признать, что здание снаружи было не особо приметным и как-то не выделялось из окружающих его - такой стиль позднего классицизма:

Разве что центральный вход (эта часть сооружения называется "ресторанный павильон"), и то он мне скорее представился эдаким крытым рынком, нежели вокзалом. Тем ни менее внимание моё привлёк и решили заглянуть-узнать, что же это такое:

А "такое" оказалось очень интересным. Начать пожалуй следует с того, что вокзал имени Масарика – старейший в Праге, и на момент его сооружения был самым большим в Европе. Его построили в 1845-м по проекту архитектора Антонина Юнглинга, чтобы удовлетворить все возрастающие транспортные потребности города:

Надо сказать, что здание вокзала (как и сам город в течении 19-го) активно перестраивался и менялся (как кстати и менялись его названия - он был и Гибернским, и Прага-Центр, а в 1990 году наконец окончательно получил имя «Вокзал имени Масарика» в честь первого президента Чехословацкой республики, хотя впервые был так назван еще в 1918 году):

Для приезжающих и для отъезжающих пассажиров существуют разные здания – так было задумано еще при проектировании. Первое выходит на улицу Гавличкова, а второе – на улицу Гибернска. Оба здания абсолютно одинаковы, построены в модном для середины XIX века стиле позднего классицизма. Комплекс вокзала состоит из перпендикулярно расположенных корпусов, соединенных между собой залом для прибытия поездов. Крыша этого зала стеклянная, что было свойственно всем вокзальным постройкам той поры, и покоится на чугунных опорах. Поскольку это конечная станция, пути расположены практически внутри вокзального комплекса. Посадка и высадка пассажиров осуществляется с четырех платформ:

Поле реконструкции в 1990-х годах, вокзал обрел свой настоящий облик. Были снесены все лишние пристройки эпохи соцреализма, фасады главных зданий отреставрировали в соответствии с историческим проектом. Восстановили лепные и мраморные украшения в залах ожидания, обновили жестяные элементы и крышу, каменные изваяния и скульптуры, полностью вернув зданиям былое богатое оформление и внутренние интерьеры:

В перспективе планируется вокзал закрыть (на приём-отправку поездов), а на его месте сделать исторический железнодорожный музей - ну например по типу того, как в Санкт-Петербурге на Балтийском вокзале. Но говорят, что произойдёт это ой как не скоро, так как главный вокзал Праги (расположен кстати неподалеку), пока не способен принять все поезда, прибывающие на вокзал Масарика:



Сейчас вокзал Масарика принимает в основном пригородные поезда, но есть и несколько международных рейсов. Его пропускная способность – 20 поездов в час, прибывающих на семь железнодорожный путей. Будучи пригородным, вокзал имени Масарика открыт ежедневно с 3.40 до 23.35. Ночью на него поезда не прибывают:

Поскольку тут только пригородные поезда, то в плане споттинга не так интересно, как на центральном вокзале, однако интересные вещи всё же есть:

В первую очередь разумеется CityElefant (ČD Class 471) - двухэтажные электропоезде производства Пльзенского завода. Другое обозначение EJ 471 (Elektrická jednotka 471, электропоезд 471). Такие поезда строились с 1997 по 2013-й годы на Пльзенском заводе как раз для пригородного сообщения (как правило трёхвагонное решение - поезда достаточно компактные и при этом вместительные):


Гораздо интереснее рядом с двухэтажными великанами смотрятся мотрисы 810-й серии - самые настоящие рельсовые автобусы (такой термин не вполне корректный, но тем ни менее - особенно в данном случае они очень похожи именно на автобусы):

Дизельная мотриса, тип 810 (заводское обозначение M 152.0)
Такие массово строились на заводе Vagónka Studénka в начале 80-х годов, и сейчас активно используются для пригородного сообщения на незагруженных маршрутах - могут ходить как по одиночке, так и несколькими вагонами в сцепке:



Посадочный тамбур (и дальше правее - салон) - всё в общем по-простому:

Если на центральном вокзале даже маневровые поезда имели электрический тип питания, то здесь обнаружены маневровые тепловозы.
Дизельный локомотив, тип 714 (номер CD 714 231-8), год постройки к слову - 1996 - достаточно свежие локомотивы:


Достаточно приземестая дизельная мотриса рядом с двухэтажным электропоездом, старое и новое так сказать:

И несколько кадров на вокзал/станцию со стороны путепровода над ним:




|
</> |