Позоры юного Александра Павловича
sagittario — 04.12.2024 Как известно, воспитание и образование двух своих старших внуков - будущего императора Александра и брата его Константина, Екатерина II поручила швейцарскому доктору права Фредерику Сезару Лагарпу, чем тот добросовестно и занимался с сентября 1784 по май 1795.Александр таким образом под его попечением прошел 10-летний образовательный цикл (с перерывами, разумеется.. даже и на свадьбу!:) с неполных 7 своих лет до неполных 18 (родился он в декабре 1777 года).
Принимали участие в процессе разумеется и другие преподаватели: протоиерей Андрей Самборский был духовником и наставником по Закону Божьему, кроме того, учил английскому языку, литератор Михаил Муравьев преподавал русскую словесность, русскую историю и нравственную философию, капитан Шарль Массон обучал математике, естествоиспытатель и путешественник Петр Паллас – географии, профессор Вольфганг Крафт – физике.
Лагарп же осуществлял общее руководство сим грандиозным "просветительским проектом", задуманным Екатериной II для должного воспитания внуков, и выполнял роль именно Воспитателя в глубинном значении этого слова (бытовым воспитателем состоял при Великом князе Генерал-майор Александр Яковлевич Протасов). Но преподавал, разумеется и сам. Кроме французского языка, ради которого первоначально и был приглашен, в его ведении находились всеобщая и в особенности Римская история, на нравственные аспекты коей он и делал упор, ну и в целом воспитывал в духе идеалов Просвещения..
Оценка результатов его деятельности тут самая разная.. Например, Филипп Вигель в своих знаменитых Записках вообще считал поручение воспитания Александра Лагарпу "одною из великих ошибок Екатерины:
"Образование его ума поручила она женевцу Лагарпу, который, оставляя Россию, столь же мало знал её, как в день своего приезда".
Это все вещи достаточно известные. Меня же заинтересовали некоторые конкретности в воспитательной методе Лагарпа.
Так среди ученических конспектов юного Александра Павловича сохранились три тетради, под любопытными такими заглавиями: «Cahiers, renfermant les hauts faits du G-d Duc Alexandre, pendant sa 13-me annee» и «Archives de honte du G-d Duc Al.» - т.е. «Тетради, содержащие достижения Великого Князя Александра на 13-м году его жизни» и «Архивы позора Великого Князя Александра».
В эти тетради Александром вносились (на французском и под диктовку Лагарпа, разумеется), а потом по несколько раз им же переписывались заметки насчет его прилежания и поведения.
Особый интерес с точки зрения лагарповой воспитательной методы представляют, конечно, записи из «Архивов позора..» его подопечного. Вот некоторые из них..
14 декабря 1789 г. (т.е. спустя два дня после наступления 12-летия Александра)
После того, как меня учили читать шесть лет сряду, пришлось снова учить меня складам, подобно шестилетнему ребенку. И так, в продолжении всего этого времени, я не научился ничему, не по недостатку в способностях, а потому, что я беспечен, ленив и не забочусь быть лучшим. Теряя напрасно свое время. Чего должен я ожидать в будущем? Что станется со мною? Какие услуги окажу отечеству, потеряв от собственного нерадения все средства принести ему пользу и отдать ему долг, возложенный благодарностью? Могу ли заслужить уважение, если сам не забочусь о том?
17 декабря 1789 г.
Я ничего не сделал во все утро, потому что не был расположен к занятиям. Я стал читать так нерадиво и так дурно, что должны были заставить меня складывать, и так в шесть лет я не успел ничего и меня придется снова учить азбуке. Ежели проживу 60 лет, то может быть научусь тому, что другие знают в 10.
26 июня 1790 г.
Меня прогнали вчера за то, что болтал, не кончив своего урока. Мне следовало после обеда вознаградить потерянное время, но как мне все равно, исполнить ли мои обязанности или нет, то я не позаботился о том. Сегодня утром я опоздал, моя вчерашняя работа осталась неоконченною и я провел целые полтора часа, сложа руки, в праздности...
19 июля 1790.
Я ленивец, преданный беспечности, неспособный думать, говорить, действовать. Каждый день на меня жалуются; каждый день я обещаю исправиться и нарушаю данное мною слово. Как во мне нет ни соревнования, ни усердия, ни доброй воли, то из меня едва-ли можно что либо сдедать. Я ничтожен, и еслиб можно было спуститься ниже нуля, то я послужил бы тому примером. Впрочем зачем же мне трудиться? Зачем беспокоиться? Зачем выходить из блаженной лени, которая мне так нравится?
Готтентоты проводятъ целые дни, сидя на месте; почему же и мне не делать того же, и в особенности будучи принцем? Зачем мне отличаться от множества подобных мне? Я никогда не буду терпеть недостатка ни в чем; у меня будут великолепные экипажи, много денег и толпа льстецов, которые ежеминутно
станут повторять мне, как я умен, как я достоин любви, как я выше всех прочих людей. И кто посмеет сомневаться в том?
Какая мне нужда в общем мнении? Я сделаю, как страус, который, как говорят, спрятав свою голову, считает себя совершенно безопасным от преследующего его охотника.
27 августа 1790.
Эгоизм, один из моих недостатков, и самолюбие — главные причины тому, и легко заранее видеть, к чему они приведут меня, если я дам им время развиться...
Такое вот.. Несколько садистическое я бы даже сказал.. Думаю, в нынешние травояднотолерантные времена многих воспитуемых, а и большей части и воспитателей тут же хватил бы кондратий от такой методы:)
А Александр ничего.. До конца жизни хранил он в душе глубокое чувство уважения и любви к своему наставнику.
И когда в 1795 году Лагарп получил расчет, это вызвало в Александре самое настоящее отчаяние.. Вот что он писал по этому поводу матери:
Я вот-вот лишусь г-на де Лагарпа. Вскоре он получит расчет и уедет... Не могу Вам передать, какую боль мне это доставляет; он был для меня настоящим другом, который, несомненно, меня не баловал, но которому я обязан всем, что знаю... Эта потеря ужасна для меня..
В свою очередь Лагарп испытывал к Александру не менее сильные чувства.. Узнав о кончине Александра он писал своему близкому другу:
Смерть любимого ученика причинила мне такую боль, какую я никогда не испытывал. На протяжении последних 35 лет я был рядом с ним. Он был тем стержнем, на котором держались мои труды, мои размышления, мои надежды. Все это сменилось огромной пустотой...
Д.М. Левицкий. Фрагмент портрета 10-летнего Александра.
|
</> |