Позитив. Кино LII — 1
cand_orel — 22.02.20221983 год — ООН объявила 1983 год "Годом международных связей".
И что там связалось в 1983 году?
1 января — ARPANET меняет основной протокол с NCP на TCP/IP, что привело к появлению современного интернета.
20 февраля — записан культовый рок-альбом СССР «Банановые острова» (группа "Аквариум").
8 марта — IBM выпустила персональный компьютер IBM PC/XT.
23 марта — СОИ: президент США Рональд Рейган выдвинул предложение разработать технологию перехвата ракет противника. СМИ назвали этот план «звёздными войнами».
7 апреля — 55-я церемония вручения кинопремии Оскар. Лучшим фильмом стал "Ганди".
13 июня — "Пионер-10" стал первым искусственным объектом, покинувшим пределы солнечной системы.
7 июля — Саманта Смит прилетела в Советский Союз.
20 августа — президент США Рейган вводит запрет на поставки в СССР оборудования для строительства трубопроводов.
26 сентября — подполковник Станислав Петров предотвратил ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.
21 октября — за эталон метра принято расстояние, которое проходит свет в вакууме за промежуток времени, равный 1/299792458 секунды.
2 ноября — начало крупномасштабных учений НАТО «Able Archer 83», которые чуть было не были приняты в СССР за начало ядерной войны. Это последняя ядерная паника времён холодной войны.
15 ноября — турецкая часть Кипра объявила независимость.
23 ноября — после начала размещения американских ракет в Европе представители СССР покидают переговоры по ограничению вооружений, проходившие в Женеве (24 ноября Юрий Андропов объявляет об увеличении числа ракет, размещённых на советских подводных лодках, которые нацелены на США).
И что же?! Аннексии территорий, санкции Америки против СССР, вооружение Европы... Что-то это напоминает. Только коммунизма нет, а претензии остались.
Ладно... О кино!
«Академия пана Кляксы» (польск. Akademia pana Kleksa) — фильм режиссёра Кшиштофа Градовски.
Мальчик по имени Адам Нескладушка, фантазёр и мечтатель, случайно попадает в сказочную Академию пана Кляксы, куда принимают только детей, чьи имена начинаются с буквы А. В этой академии преподаются такие предметы, как кляксописание, язык растений и животных. Детей учат видеть интересные сны и делать добрые дела. Фильм снят по одноимённой повести Яна Бжехвы.
«Анна Павлова» — фильм режиссёра Эмиля Лотяну о жизни русской балерины Анны Павловой (существует также пятисерийная телеверсия фильма). В главной роли — актриса Галина Беляева. В 1984 году фильм номинировался на Государственную премию СССР.
История жизни Анны Павловой — прославленной русской балерины начала XX века. О том, как маленькая девочка мечтает стать балериной и её мечты сбываются. О её самоотверженном служении искусству и личной драме, о её сотрудничестве с реформаторами балета Фокиным и Нижинским, Дягилевым. Анна Павлова умерла в Гааге в возрасте 49 лет. Телеверсия фильма состоит из пяти новелл: «Улица Росси», «Неумирающий лебедь», «Тюльпаны и одиночество», «Сны о России», «Прикосновение к закату». Фильм вначале был выпущен в кинопрокат в двух сериях в 1983 году, в 1986 году вышел пятисерийный телевариант.
«Арабелла — дочь пирата» (эст. Arabella, mereröövli tütar) — художественный фильм-сказка производства СССР 1983 года. По мотивам одноименной сказки эстонской писательницы Айно Первик.
Девятилетняя Арабелла, дочка главаря пиратского судна «Скорпиона», не подозревает, что на свете существует другая жизнь. Её отец – гроза всех морей, жестокий и злой Танель по прозвищу Пуля. Отчаянная и дерзкая девочка растёт во всем похожей на своего отца. Однажды пираты поднимают на борт странного человека по имени Ааду, он учит девочку различать добро и зло. Им троим вскоре предстоит покинуть корабль и пережить немало приключений на суше и на море.
«Аукцион» — советский фильм 1983 года режиссёра Валерия Курыкина.
1980 год, «Внешторг» устраивает на конезаводе «Прогресс» для иностранцев аукцион лошадей, на который приезжает большой немецкий любитель лошадей барон фон Риттер. Барон интересуется Секундой — потомком лошади по кличке Грабе — некогда взятой как репарации после войны. Но директор конезавода Ермаков, бывший в то время конюхом, знает, что под именем Грабе была его Надежда — в 1942-ом немцы угнали чистопородных племенных лошадей, в том числе её — прямую продолжательницу рода легендарного коня Атланта, коня русского императора. Надежду удалось вернуть в 1945-ом, но по документам она была беспородная Грабе — кто-то подменил племенное свидетельство. Ермаков, ругаясь с представителями «Внешторга», не хочет продавать лошадей, которых без подтверждающих родословную документов иностранцы скупают за смешные деньги. Он догадывается, что барон фон Риттер не случайно интересуется Секундой, видимо, у него есть настоящее племенное свидетельство Надежды… но откуда оно у него, и кто же такой респектабельный бизнесмен фон Риттер? Случаем оказавшийся на конюшне Риттер помогает Ермакову принять сложные роды у одной из кобыл, после чего они начинают доверять друг другу — и происходит откровенный разговор о событиях 1942-го года. Риттер предлагает сделку, но Ермаков наотрез отказывается. Тогда — в 1942-ом он не смог спасти Надежду, в 1945-ом не смог вернуть ей имя, а теперь его вынуждают продать её внучку Секунду. На аукционе иностранцы скупают лошадей за 5-8 тысяч долларов, и тут Ермаков идёт на риск и блеф — выставляет на аукцион Секунду, за 100 тысяч долларов, объявляя, что это внучка Надежды, правнучка Атланта, что подтверждается трофейными документами с печатью барона. Риттер вынужден вступить в торг — тем самым признавая, что Грабе — это была Надежда: цена влетает до 3 миллионов долларов и лошадь снимают с торгов.
«Без особого риска» — художественный фильм о работниках милиции режиссёра Самвела Гаспарова, снятый в 1983 году на киностудии им. М. Горького.
В фильме показаны работники милиции как обычные люди, у них семьи, проблемы. Но на работе они заняты операцией по задержанию опасного преступника. Это происходит в Крыму и никак не должно мешать отдыхающим. Из проблем — у капитана не достаёт понимания с женой, а их сын участвовал в драке в школе; у лейтенанта сестра по вечерам с кем-то встречается; их же коллега по органам излишне суматошен — он постоянно бегает по магазинам и звонит своим тбилисским родственникам.
«Без свидетелей» — советский камерный кинофильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Единственные роли в картине исполняют Ирина Купченко и Михаил Ульянов.
Фильм полностью поставлен в камерном стиле — на протяжении фильма герои не покидают пределов квартиры. Имена главных героев неизвестны.
Он (Михаил Ульянов) — бывший муж, Она (Ирина Купченко) — молодая женщина, одна воспитывающая их общего сына-подростка Диму. За девять лет до показанных событий Он развёлся с Ней и ушёл к дочери своего начальника, уважаемого в научном сообществе человека, академика. У неё от Него родилась дочь, в которой Он души не чает.
Однажды вечером, после концерта любимой дочери («Представляешь? Такая кроха, с таким бантом — и Дебюсси!»), Он навещает бывшую супругу, чтобы посмотреть, как живут Его любимые люди. В ходе визита Он серьёзно выпивает и узнаёт, что Она собирается замуж за Его бывшего друга Валентина Шляхова. Всё бы ничего, но в молодости Он ещё с одним своим другом написал на Шляхова анонимку, из-за которой на того обрушились крупные неприятности. Он начинает понимать, что, если они начнут жить вместе, то речь обязательно зайдёт о том письме и Его многолетней карьере придёт конец.
Он подозревает, что жена соврала про свои отношения с Валентином, чтобы заставить Его ревновать. Он начинает вести тонкие психологические игры, направленные против Неё. Зная, что Дима — не Её родной сын (мальчик родился от другой женщины), Он начинает давить на Неё, угрожая, что всё расскажет юноше, и ставит ультиматум: либо Шляхов, либо Дима. Плачущая мать выбирает Диму. Он заставляет позвонить Её Шляхову и сказать ему, что между ними всё кончено. Он предполагает, что если она сказала неправду про Валентина, то будет обманывать и дальше: позвонит не на тот номер, или вообще откажется разговаривать с Валентином. Она, еле сдерживаясь, выполняет требование бывшего мужа и закрывается от него в чулане. В этот момент Он с полным ошеломлением понимает, что его жена не лгала ему и не обманывала, он потрясён тем миром, "в котором существуют чистые и светлые люди" и понимает, что этот мир он за сегодняшний вечер утратил навсегда.
За этой сценой следует монолог героя Ульянова, ворвавшегося в сколоченный собственными руками чулан, о том, что все эти девять лет он любил только Её, что всю жизнь Он был бездарностью и работал только ради того, «что можно руками потрогать». Она кричит ему: «Я больше не люблю тебя!» В финале дверь чулана прорубают топором вернувшиеся домой Шляхов и Дима.
Проходит несколько лет. За кадром звучит Её голос, рассказывающий, что Дима служит в армии и совсем недавно к нему приезжал постаревший и осунувшийся отец. После кончины начальника-академика Он окончательно спился и проходил лечение в наркологической лечебнице.
«Безумный день инженера Баркасова» — советский комедийный художественный фильм, снятый по мотивам пьесы «Парусиновый портфель» и рассказам Михаила Зощенко. Фильм поставлен на киностудии им. М. Горького, по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, режиссёром Николаем Лырчиковым в 1983 году.
Главный герой фильма инженер Баркасов (Василий Бочкарёв) целый день попадает в нелепые и анекдотические ситуации.
Он ответственный работник, руководитель крупного учреждения и совсем вымотался от навалившихся на него неотложных дел. По совету врача его заместитель купил для своего начальника два билета в оперетту и приказал секретарше Софочке сопровождать Баркасова на вечернем представлении.
Тёща Алексея Гавриловича давно намекала своей дочери, что долгое отсутствие её мужа не всегда связано с его работой. Вернувшийся домой за забытыми бумагами, Баркасов сказал, что у него и сегодня загружен целый день. Уходя, он случайно перепутал свой портфель с точно таким же портфелем работавшего в их квартире представителя электроконтроля. К ужасу жены, там лежали коробка конфет и цветы.
Тем временем злополучный портфель ещё несколько раз по недоразумению меняет хозяев, а ревнивый муж Софочки вводит в заблуждение Абрамоткина (ухажёра машинистки Насти Тройкиной) о том, кто с кем должен идти в театр.
Рассерженный Абрамоткин приводит в дом к Насте жену и тёщу Баркасова и только там выясняется, что он оставался верен своей жене, а всё случившееся не больше, чем недоразумение.
«Белые росы» — советский цветной художественный фильм, снятый на киностудии «Беларусьфильм» в 1983 году режиссёром Игорем Добролюбовым и вышедший в прокат в 1984 году. Фильм в трагикомичной форме показывает наступление урбанизации на традиционный уклад славянской деревни, в которой живут главные герои. Собрал в прокате 36,1 миллиона зрителей, став самым кассовым фильмом в истории белорусского кинематографа. Журнал «Советский экран» признал его лучшей комедией года.
Деревня Белые Росы готовится к скорому сносу, а её обитатели — к переселению в типовые многоэтажные дома. Центральный конфликт — любовный треугольник, едва не разрушивший семью одного из родных братьев.
Уважаемый человек в деревне — 80-летний ветеран труда и трёх войн Фёдор (Федос) Филимонович Ходас (Всеволод Санаев) беспокоится о судьбе троих своих сыновей. Он давно овдовел, сыновья выросли. Старший, Андрей (Геннадий Гарбук) — человек основательный, но чрезмерно расчётливый. Средний, Сашка (Михаил Кокшенов), ведёт кочевую жизнь, уже 15 лет не был дома. Младший, Васька (Николай Караченцов) — балагур и весельчак.
Оригинальным режиссёрским ходом является передача событий, показываемых через сны героев.
Жители белорусской деревни получают ордера на квартиры в многоэтажке в городе, который постепенно поглощает деревню. Это вынуждает Федоса и его соседей начать жить городской жизнью, отличной от их привычного уклада.
Васька возвращается в Белые Росы через 3 дня отлучки в город, куда был приглашён к другу гармонистом на его третью свадьбу и узнаёт от Андрея, что в это время к его жене Марусе (Галина Польских) приходил вернувшийся из мест лишения свободы её бывший ухажёр Мишка Кисель (Станислав Садальский).
Заглянув ненадолго домой, повидав любимую дочку Галюню и поговорив с женой, Васька идёт к отцу. Федос так и не одобрил этот брак, но Васька любит свою дочь и не рад решению супруги развестись. Васька не может поговорить по душам с женой, повлиять на неё.
В это время Мишка с Марусей выясняют отношения. В своё время Мишка уехал из Белых Рос — добывать золото. Сейчас, вернувшись и узнав, что Маруся замужем за Васькой, которому он завидует, снова собирается уехать на золотодобычу. Там холод, тяжёлый труд, у Мишки нет жилищных условий, чтобы забрать Марусю с собой, но там есть золото. Маруся выплёскивает на Мишку обиду за то, что он оставил её беременной, пропал и не писал. Мишка же обижен, что Маруся не дождалась его. Маруся, которая родила дочь, убедив всех, что та родилась семимесячной, разрывается между чувствами — обязанности по отношению к Ваське, который скрыл её позор и любит девочку, и чувствами по отношению к Мишке. Наконец, она говорит ему о том, что дочь от него. Мишка продолжает убеждать Марусю, что по-прежнему её любит.
В связи со скорым получением ордеров на квартиры у отца собирается семейный совет, на котором, кроме Федоса и Васьки, присутствуют Андрей с женой, которые пытаются в сложившейся ситуации получить для себя больше выгоды — если отца больше беспокоит район нового жилья, чтобы недалеко было ездить на могилу жены, то жену Андрея больше интересует, как выгоднее избавиться от коровы, а Андрей уже договорился приспособить свой дом под дачу и готов продать дом отца своему шефу, под снос. Во время перепалки между Андреем и Васькой, которому неприятно поведение брата, выясняется истинная цель визита Андрея — они должны получить двухкомнатную квартиру, а Федос — однокомнатную; Андрей вхож в горисполком и пытается уговорить отца переехать к ним — таким образом, они получат трёхкомнатную. Федос не согласен, он не хочет толкать Андрея на грех, заставляя того дожидаться своей смерти. Ещё Федос ждёт Сашку, которого, как он правильно чувствует, Андрей не захочет брать к себе в дом. Известие о том, что Васька собирается разводиться и оставить дом дочке, вкупе с напоминанием о бездетности жены Андрея, окончательно ссорит того с братом и отцом.
Сосед Тимофей берётся вылечить обострившийся у Федоса радикулит разогретым в отваре трав кирпичом. Лечение поставило Федоса на ноги, но не помогло в целом, поэтому за дело взялся Васька. Во время ловли пчёл ему встретился Мишка, с которым произошла перепалка и в запале Кисель сказал, что Галюня — его дочь. За это Васька посадил Мишке на лицо пчелу, а Мишка Ваське — синяк. Вернувшись домой, Васька первым делом ищет в зеркале сходство дочки с собой для опровержения слов Мишки.
Роль переговорщика в отношениях младшего сына берёт на себя отец. Он встречается с Мишкой, выясняет его отношение к Марусе и дочке и принимает решение о том, что Васька со следующего дня перейдёт к Федосу, а Мишка через пару дней переедет к Марусе, на которой женится. Ещё одно условие Федоса — его внучка ничего не должна знать о Мишке как об отце. После этого старик доводит решение до сына. Неожиданно для всех в дом Мишки приходит Галюня и разговаривает с его матерью, предложив свою куклу, чтобы «ваш Мишка моего папку не забивал», после чего Киселиха укоряет сына за связь с Марусей.
Васька так и не может поговорить с Марусей и согласен с утра идти разводиться. Для того, чтобы ускорить развод и придать убедительности в суде, Васька согласен пойти на ложь — просит Марусю сказать, что он пьёт, дома не бывает и не смотрит за дочкой. Для большей убедительности он, оставив Марусю дожидаться его в суде, идёт в магазин выпить, но, возвращаясь, перехватывает мчащуюся к перекрёстку детскую коляску. Коляска падает, вместо ребёнка из неё высыпаются пустые бутылки, а человек, который вёз их сдавать, начинает скандалить. Васька швыряет в обидчика бутылку, но попадает в стекло проезжающей мимо машины. В народном суде Васька получает 15 суток ареста.
Ночью, не прощаясь с Марусей, Мишка ушёл из Белых Рос. С известием об этом Андрей приходит к Ваське, который в это время красит общественный забор. Под предлогом выпить пива из бочки Васька уговаривает Андрея на полчаса поменяться с ним местами и мчится домой повидаться с дочкой.
Федосу тяжело даётся переезд в квартиру — надо оставить дом, определить имущество, продать корову. Расстроенный, он возвращается домой, где его встречает сосед Тимофей и предлагает выпить настойку для натирки спины. Для проверки, не ядовита ли выпивка, сосед смачивает кусок хлеба и кидает дворовому псу Валету. Старики пьют, разговаривают о новой жизни в городе, в это время приходит тёща Тимофея с известием, что Валет издох. Старики наперегонки бегут в город, где их на машине «Скорой помощи» доставляют в больницу промывать желудки. Вернувшись, они встречают живого Валета, которого просто разморило от алкоголя и который уснул во дворе.
Васька, пообщавшись с переехавшей в квартиру семьёй, возвращается на общественные работы, где обнаруживает, что Андрея уже увели. Ночь, проведённая в камере, и увиденный сон меняют мировосприятие Андрея — он готов бросить жену и предлагает Ваське пойти выпить с ним.
Из милиции Васька вернулся в свой старый дом, принципиально не захотев идти ни в квартиру к жене (пока она сама его не позовёт), ни в дом отца.
Возвращается домой Сашка, отец обязывает его жениться. Сын соглашается и просит подобрать невесту. Федос ждал такого поворота и продолжает развивать свой план — квартиру этажом выше получила почтальонша Верка (Наталья Хорохорина), одноклассница Сашки. Сперва сватовство пошло не очень удачно: они даже довели Верку до слёз, был небольшой скандал. Но вскоре им удаётся договориться.
После свадьбы Маруся подходит к Ваське и просит его вернуться. Васька соглашается и просит подготовить спальное место для отца, которому негде ночевать.
После Сашкиной свадьбы, в конце дня на закате, старый Федос благодарит солнце за свою жизнь и просит света и тепла для детей.
«Берег» — двухсерийный художественный фильм Александра Алова и Владимира Наумова по одноимённому роману Юрия Бондарева. Последняя совместная работа режиссёров. В 1985 году был удостоен Государственной премии СССР.
https://ok.ru/video/1123393997509
Советский писатель Вадим Никитин приезжает в Гамбург, где недавно был издан его роман. В памяти Никитина воскресает Германия последних отчаянных боёв за победу в 1945 году, когда был короткий отдых в маленьком немецком городке Кенигсдорф и была Эмма — молодая немка, в которую он был влюблён. Спустя двадцать шесть лет они встречаются вновь на месте расставания.
«Будь счастлива, Юлия!» — советский фильм-мелодрама 1983 года. В главных ролях — Елена Проклова и Михай Волонтир.
Героиня фильма Юлия любит его героя Раду со времени, когда они учились. школе. Она добилась его. Пара долгое время вместе, и на первый взгляд в семье всё хорошо. Раду работает председателем совхоза, у них есть большой дом, в котором все есть. Но у пары есть беда — женщина бесплодна. Юлии приходит в голову мысль пригласить в дом молодую девушку и сделать ее своей дочкой. Далее зрителям предстоит стать свидетелями перепетой любовного треугольника.
«В холодильнике кто-то сидел» — советский фильм 1983 года снятый на киностудии «Грузия-фильм» режиссёром Караманом Мгеладзе.
Мераб Цинцадзе после рождения сына, абсолютно на него не похожего, начинает подозревать жену в измене, его ревность доходит до абсурда — ведь теперь он готов искать соперника даже в холодильнике…
«Васса» — художественный фильм кинорежиссёра Глеба Панфилова по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова».
Сага о гибели купеческой семьи. Васса Железнова в течение многих лет возглавляет семейное дело и, несмотря на непутёвых детей, распутного мужа, брата-алкоголика и невестку-революционерку, пытается сохранить хотя бы видимость нормальной семьи. Наступает 1913 год, и всё, чему была посвящена её жизнь, терпит крушение.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» — советский фильм-фантазия режиссёра Юрия Ткаченко на темы ранних произведений Николая Гоголя, которые плотно переплетаются с его биографией. Фильм вышел в 1983 году на студии телевизионных фильмов «Укртелефильм».
Наше время. Идёт реконструкция заповедника-музея Николая Гоголя. По территории музея идёт Повествователь (Олег Янковский), который ведёт рассказ о личности Гоголя, его рассказы плавно перетекают во фрагменты произведений Николая Васильевича, которые тесно переплетаются. В фильме явь и вымысел тесно соседствуют друг с другом.
Среди экранизированных фрагментов — история про кузнеца Вакулу, который готов вступить в сговор с Чёртом ради черевичек для возлюбленной Оксаны; взаимоотношения Ивана Фёдоровича Шпоньки и его тётушки; трагедия Майской ночи... А вот Акакию Акакиевичу, появляющемуся в Иванову ночь у костра на берегу, Повествователь говорит «Не время!», не дошла до него ещё очередь…
«Витя Глушаков — друг апачей» — советский художественный фильм режиссёра Геральда Бежанова с Леонидом Куравлёвым в главной роли.
Школьник Витя Глушаков увлекается книгами и фильмами об индейцах и пишет о них повесть. Увлекаясь, он переносится в свой вымышленный мир и защищает коренное население Северной Америки от безжалостных колонизаторов. Как-то раз Витя заплатил кондуктору автобуса штраф за безбилетного алкоголика Аркадия. Между школьником и одиноким человеком завязывается дружба. Дядя Аркадий представляется отцом Вити и посещает родительские собрания в школе, помогая Вите укрепить авторитет в классе и защищая Витю от хулигана Томилина. Под влиянием Вити и его школьной подруги Нины Скворцовой Аркадий бросает пить и устраивается на работу.
«Водоворот» (укр. «Вир») — советский фильм режиссёра Станислава Клименко.
По мотивам одноимённого романа Григория Тютюнника. Главный герой фильма Тимка Вихора во время опасных сражений лета 1941 года вспоминает о жизни родного села Трояновка. Эти воспоминания помогают ему находить силы для тяжёлых военных будней и сражений. Фильм рассказывает о том, как жители села перед лицом опасностей войны объединились на почве патриотизма и любви к Родине.
«Военно-полевой роман» — советская мелодрама режиссёра и сценариста Петра Тодоровского, основные события которой происходят в послевоенные годы. Премьера фильма состоялась в 1984 году в основной конкурсной программе 34-го Берлинского кинофестиваля, где Инна Чурикова была награждена «Серебряным медведем» за лучшую женскую роль. В 1985 году «Военно-полевой роман» был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Во время войны молодой солдат Саша Нетужилин без памяти влюбляется в санитарку Любу, которая живёт с его комбатом. Их пути быстро расходятся, чтобы вновь пересечься через несколько лет после войны. Теперь он женат, работает киномехаником и учится в педагогическом институте на историческом факультете, тогда как она продаёт пирожки на площади Свердлова в Москве. Саша узнаёт, что у Любы есть дочь от комбата, который погиб на войне. Отношения главного героя с грубоватой уличной продавщицей и утончённой женой-педагогом постепенно складываются в классический любовный треугольник…
Продолжение следует.