Поздний ребенок

топ 100 блогов nicolaitroitsky07.04.2024 Поздний ребенок
Режиссер
Константин Ершов
Сценарист
Анатолий Алексин
Оператор
Василий Курач
Композитор
Карэн Хачатурян
Художник
Давид Боровский
Актеры
Василий Меркурьев, Антонина Максимова, Ирина Губанова, Анатолий Адоскин, Леонид Куравлёв, Дима Шкреба
полный список актёров >>
Страна
СССР
Производство
Киностудия имени А.Довженко
Премьера
11 февраля 1971 (ТВ)

Фильм незаурядный, да попросту замечательный. Много талантов сошлось - прекрасный писатель Анатолий Алексин, якобы "детский писатель", но это нелепый шаблон, просто писатель, повесть тонкая, мудрая, интеллигентная, причем это "интеллигентность здорового человека", истинная, внутренняя. Удивительный по-своему режиссер Константин Ершов, он там еще в роли вредного соседа, и автора стихов к песням. И потрясающие актеры - Великий Василий Меркурьев, блистательные Куравлев и Адоскин, отличные актрисы Антонина Максимова и Ирина Губанова. И даже гнусный Смехов - от автора - не портит картину.
Но лучше всего про этот фильм написал, как ни странно, Анатолий Эфрос в своей книге "Репетиция - любовья моя", и я это процитирую вместо того, чтобы вымучивать словеса.

Я хочу теперь сказать несколько слов о фильме «Поздний ребенок» по повести А. Алексина.
Я смотрел фильм по телевизору, а, как известно, мы обычно смотрим телевизор рассеянно и урывками, а тут как сел, так и просидел до конца. Хотя вещь эта, можно сказать, совершенно простенькая.
Есть немолодой уже папа – его играет Меркурьев.
И немолодая мама – играет ее Максимова.
И есть двое детей – достаточно взрослая дочка и маленький сын.
Так вот, с позиции этого сына и ведется, как я уже сказал, совершенно простенький рассказ.
Мы узнаем, что папа – очень хороший и что мама тоже славная. И что в сестру влюблен забавный сосед-доктор. Но сестра любит, к сожалению, не соседа, а совсем другого молодого мужчину.
И вот, наконец, этот молодой мужчина приходит к ним в дом и все знакомятся друг с другом.
Этот молодой человек оказывается точно таким же чудаковатым и милым, как все в этой семье. Он такой же простодушный и открытый, как и папа.
И потому вечер быстро организовывается. И приятно смотреть, как вся эта компания сидит за столом и беседует. Но не только приятно, но и, представьте себе, волнительно, потому что нас волнуют ведь не обязательно только очень драматические вещи, но и совсем простые. Допустим, нарисует Дега своих голубых танцовщиц, и хотя там нет ничего драматического, а только в разных позах стоят несколько балерин, но столько грации, и вкуса, и тонкости в этой картине, что оторваться невозможно.
Так и здесь – просто сидят за столом несколько милых людей и беседуют, а тебе очень интересно, и ты увлечен, потому что все от начала до конца лирично – юмор мягкий, красиво и точно каждый кадр построен, как-то законченно-графично.
И декорации забавные, на другие декорации не похожие. Обычно на них никакого внимания не обращаешь, а тут заметно, какие обои в комнате, и какая высокая белая дверь, и как стол стоит, и какие стулья. Всё прекрасно продумано, и всё до мелочей эту семью выражает.
Дело еще в том, что рассказ ведется не просто от лица мальчика, он дан как бы от взрослого, который вспоминает, как он был мальчиком и какая была у него хорошая семья. И как приятно ему было сидеть вечером в этой семье за большим столом. И слушать, как добродушно шутит замечательный папа. Или смотреть, как мама с сестрой раскручивают с рук на руки пряжу.
В воспоминаниях детства есть всегда легкая загадочность или просто задумчивость. К этой легкой загадочности многие стремятся, но не многим это удается, потому что не так просто создать некую дымку воспоминаний. Тут нужны удивительная мера и нежность. И тогда вам действительно передается чувство детства и семьи. А ведь это, как говорится, не так уж мало. Мне почему-то вспомнилось при этом, как Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил, что человек обязательно должен в себе сохранять свое детство и чем больше в нем этих воспоминаний останется – тем лучше.
...Но вот, однако, за столом, за которым сидели те пять человек, почему-то стало очень тревожно. Хотя за минуту до этого они беззаботно шутили.
Молодой человек, гость дома, оказался весельчаком. Он смешно пел и сам себе аккомпанировал на рояле. А все столпились возле него и подпевали. Особенно старался папа, так как он вообще очень любил музыку и стал архитектором только потому, что кто-то сказал однажды или он прочел где-то, что архитектура – застывшая музыка. У папы в каком-то старинном шкафчике находилась коллекция пластинок и среди них особенно любимая пластинка – «О, если б навеки так было...» в исполнении Шаляпина.
...Так вот, они пели и опять садились за чай, а потом неожиданно стало тревожно.Потому что воспоминания как раз подошли к тому моменту, когда все вот так сидели дружно, а потом папа встал... И даже поднял на вытянутых руках два чемодана, чтобы показать, какой он сильный.
Но в это время чемоданы стали как-то странно, медленно падать и сам папа тоже поплыл. А мама оказалась с большой подушкой и тоже плыла куда-то к дивану. Одним словом, с папой случился сердечный приступ, или, как теперь даже дети говорят, инфаркт.
Бывает, что драматическое суют тебе в нос и требуют и умоляют, чтобы ты переживал и плакал. А ты, как назло, не плачешь и не переживаешь.
А тут всё как бы игрушечно сделано и шуточно, но вдруг тебе стало страшно и больно, как бывает только в такие моменты.
Папу положили тут же, в столовой, на диване под любимой картиной, а лечить начал доктор-сосед, тот самый, что был влюблен в старшую дочь. Но теперь это был уже не чудак-сосед, а Боткин, Мечников, Пирогов, так, во всяком случае, казалось младшему сыну.
А дальше начались воспоминания о постепенном папином выздоровлении. И каждый кадр этого выздоровления был важен и герою картины и мне. Потому что хоть это и очень простые вещи, но кто же не знает им цену.
Впрочем, чувствовать в самой жизни – это одно. Об этом, как говорится, не приходится заботиться. Случилось несчастье – и ты несчастен. Случилась радость – и ты рад. А вот в искусстве совсем другое. Случилось несчастье, но оно не твое, оно придумано, оно случилось с совершенно воображаемым человеком, а ты должен стать несчастным и заставить других грустить.
Уметь чувствовать в искусстве – это совсем не то, что чувствовать в самой жизни. И это, надо признаться, привилегия совсем не каждого художника. Кто-то умеет мыслить, кто-то сопоставлять и философствовать, кто-то смешить, кто-то уметет ловко делать вид, что чувствует. Но ЧУВСТВОВАТЬ все же могут далеко не все. И их отличаешь. К ним возникает ответная нежность. Потому что в истинном чувстве есть что-то совсем живое, родное. И удивительно близкое.
Что мне этот незнакомый отец, что мне его смешная комната и эта его привязанность к граммофону и Шаляпину. Но вот все участники фильма, умея чувствовать, схватили уже и что-то мое и втащили меня туда, как к самому себе.
И я уже совершенно внезапно, неожиданно для себя, взволновался. И так же, как этот мальчик, полон детства и воспоминаний.
Между тем, пока я думал обо всем этом, фильм продолжался. Папа выздоравливал, слава Богу. И теперь перед всеми стоял вопрос обмена. В квартиру соседа-доктора надо было переселить того, в которого была влюблена сестра. Но, к сожалению, когда все это почти устроилось, выяснилось, что молодой человек сестру разлюбил и влюбился в другую женщину.
После папиного инфаркта это была вторая очень серьезная неприятность. Но на этом все же не очень хотелось сосредотачиваться, потому что папа, к счастью, почти совсем выздоровел, и теперь он лежал на совершенно чистой траве где-то в поле, рядом со своим граммофоном и Шаляпиным. А сестра и мама возле него разматывали пряжу. Впрочем, может быть, все это было не так, как показалось, потому что кадры были совсем какие-то призрачные. На земле, в траве, стояла почему-то откуда-то взявшаяся швейная машина, а мама и сестра, раскручивая пряжу, слегка как-то натянуто улыбались. А папа, лежа у граммофона, поднял свою белую шляпу и махал ею, как бы прощаясь. Становилось опять тревожно, но воспоминания все же крепко и прочно всех тут соединяли и навек оставались в памяти сына. А с папиной пластинки слышно было очень тихое, почти на одном еле заметном дыхании, пение Шаляпина «О, если б навеки так было...


Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5314/annot/?ysclid=luo9zl6jts986787727

Поздний ребенок

Поздний ребенок



Мое кино

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Подарили мне кулинарный журнал Юлии Высоцкой, - теперь все криворукие ...
30 апреля 2011 года БЕССМЫСЛЕННЫЙ    ФОТОРЕПОРТАЖ K ёнигсберг ...
Полностью осознаю, что скорее всего мы будем на нем сушить белье, но ищу спортивный комплекс для трехлетки в маленькую детскую. Думаю взять такой ( https://r-start.ru/kidwood/jiraf/kidwood-zhiraf-80?cat=149 ), но может кто-то видел более симпатичные или функциональные ...
На тему различного идиотизма, подмены понятий, девочек-дизайнеров и прочего на День Победы. Очень верная мысль высказана в конце, происходящие идиотизмы, являющиеся продолжением нашей действительности, не могут умалить значения Дня Победы, а сам праздник не может не отменить ...
Взято здесь . С интересным обсуждением. Не комментируя,  отмечу одно: "Красная Шапочка"  поработала от  души. А вместо комментария, - с подачи уважаемого dragon76ua , - еще один сюжетик: По-моему, все сказано. ...