Pour la science № 450 — уверенность в себе
green-fr — 28.04.2015 Я когда-то писал про Star Project о том, как влияет на судьбу детей их окружение в начале школы. В журнале статья о серии экспериментов на примерно эту же тему — как коррелирует умение ребёнка контролировать эмоции (maitrise de soi) и его дальнейшая судьба.Как обычно, сделали программу для одного (улучшить IQ у детей), цель не достигнута, но при этом дети после этой программы живут существенно лучше не попавших в неё. То есть, что-то им всё-таки улучшили, пусть и случайно. Нынешняя гипотеза — им улучшили уверенность в себе, которую наблюдают через умение контролировать эмоции.
По самой теме говорить даже не интересно, и без этого было понятно, что чем спокойнее у ребёнка жизнь, тем более он уравновешенный, тем проще ему жить. Ну да, экспериментально доказали. Мне больше понравились побочные мелкие фразы.
Например, я давно задавался вопросом, как можно отличить, что у нас врождённое (генетическое), а что приобретённое (от воспитания). Ответ (после того, как прочитал его) очевиден — можно смотреть на близнецов. По теме статьи: однояйцевые близнецы выдают результаты теста контроля эмоций более похожие друг на друга, чем разнояйцевые. То есть, какая-то часть именно генетическая, и её можно измерить (если бы имелось в наличии неограниченное количество близнецов-добровольцев).
Удивила статистика преступности (связь с темой нетривиальная — авторы пытаются аргументировать, почему на их исследования нужно давать деньги): в США 10% ВВП тратится на борьбу с преступностью. А вообще в развитых странах треть населения имеет судимость, а 5% сидела (я когда-то ужасался Донецкой статистике, а она, оказывается, всего вдвое выше нормы).
Или вот — 7% населения делало попытки самоубийства (а в худших 10% выборки — вообще 22%). Переводя на нормальный язык — в среднем классе есть двое, пытавшихся покончить с собой. Я в шоке.
А вот тест на умение контролировать свои желания мне не понравился совсем. В двух словах: ребёнку дают конфету. А если он просидит перед ней 5 минут и не съест, ему дадут ещё 2 конфеты в награду.
Понятно, что этот тест что-то показывает. Но он же не только умение сдерживать свои желания меряет, он ещё и показывает доверие ребёнка к экспериментатору (и внешнему миру вообще). Мало ли, что тот пообещал. Даст ли?
И тут возникает сложный вопрос — насколько нужно учить детей не верить окружающему миру? С одной стороны, это крайне полезное знание. С другой — именно так подрывается возможность воспитать контролирующего свои эмоции человека.
|
</> |