Потомки хотят отсудить "сараевский" автомобиль.
ru_royalty — 10.08.2019 Навряд ли какой другой автомобиль в мире можно назвать таким судьбоносным, как этот......Граф Франц Харрах был состоятельным человеком, имел замки в Моравии, дворец в Вене, поместье в Верхней Австрии, обширные земельные угодья....Но самой его известной собственностью считается автомобиль, в котором были убиты в Сараево эрцгерцог Фердинанд с женой.
И вот 21 веке этот автомобиль снова попал в заголовки газет...
15 декабря 1910 года граф Харрах заказал у венской фирмы Gräf & Stift по производству автомобилей двойной шестиместный фаэтон типа 28/32 PS. Интересная деталь с современной точки зрения: у автомобиля было пять(!) педалей. Справа газ, потом две тормозные педали на кардан и на заднюю ось, сцепление и так называемый "Kracherl" (кто мне скажет, как может называться по-русски эта педаль у олдтаймера, когда в населенном пункте нельзя было открывать выхлопной клапан из-за производимого шума, поэтому и ехать быстро нельзя было?).
Граф заплатил за автомобиль 15.500 крон (ок.40.000 евро) плюс еще 3.000 крон за внутреннюю отделку салона.
1909. Граф Франц Харрах (1870-1937) с третьей женой Алисой (Alice Gräfin zu Hardegg auf Glatz und Machlande, 1879-1962):
Летом 1914 года граф Харрах предоставил этот автомобиль с номерным знаком "A-III-118" и мощностью 32 лошадиные силы в распоряжение эрцгерцога Франца Фердинанда для инспекционной поездки по Боснии.
В тот трагический день 28 июня 1914 года в Сараево в машину сели пять человек:
- эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник кайзера Франца-Иосифа
- герцогиня Софи Гогенберг, морганатическая супруга наследника
- граф Франц Харрах, личный друг Франца Фердинанда, его адьютант и владелец машины
- Оскар Потиорек, наместник в Боснии и Герцеговине
- Леопольд Лойка, водитель
Граф Харрах ехал, стоя на подножке автомобиля, рядом сидящим на левом заднем сиденье эрцгерцогом - чтобы в случае опасности защитить его своим телом. Но волею судьбы выстрелы Гаврилы Принципа раздались с правой стороны....
Граф выжил, как и наместник с водителем, но много лет сильно страдал от пережитого и не мог себе простить, что не сумел спасти эрцгерцога. Франц Харрах умер в 1937 году, и еще при жизни стал свидетелем множества страшных событий, которые последовали за сараевским убийством.
Через несколько недель после покушения в Сараево автомобиль, на одометре которого навсегда застыла цифра 8596 км, был доставлен в Вену и помещен в Музей военной истории, где его можно видеть и сегодня.
Через 90 лет после событий в Сараево дочь графа Алисия (Alice Louise Marie Dreihann-Holenia) и внук Николай (Nikolaus Dreihann-Holenia) потребовали вернуть легендарный автомобиль семье. А когда музей отклонил их требование, подали в суд. Примечательно, что наследникам не нужна была компенсация, им нужен был сам автомобиль.
У суда не было сомнений, что на момент покушения автомобиль находился в собственности графа Харраха. Нет никаких доказательств, что граф Харрах продал или подарил автомобиль эрцгерцогу или кому-либо другому. Сохранилось только письмо графа Харраха, где он после завершения следственной экспертизы дал свое согласие для передачи автомобиля в распоряжение императора для дальнейшей экспозиции.
В 2003 году австрийский суд вынес решение, что автомобиль, являющийся самым знаменитым автомобилем 20-го века, принадлежит республике Австрия и его место в музее и больше нигде. Но насколько я знаю, в деле еще не поставлена последняя точка.
В 2014 году потомками графа Харраха на аукцион были вsставлены его письмо жене на четырех страницах с описанием происходящей трагедии и телеграмма графа из Сараево, что он с ним все в порядке. Стартовая сумма - 3000 евро.
список статей здесь.
Так как кол-во моих статей увеличивается, я скоро не смогу все их заносить в список на первой странице. Ввела новые тэги, чтобы в будущем легче было что-то находить. И постепенно буду дополнять старые статьи новыми тэгами.