Потомки хотят отсудить "сараевский" автомобиль.

топ 100 блогов ru_royalty10.08.2019 Навряд ли какой другой автомобиль в мире можно назвать таким судьбоносным, как этот...

...Граф Франц Харрах был состоятельным человеком, имел замки в Моравии, дворец в Вене, поместье в Верхней Австрии, обширные земельные угодья....Но самой его известной собственностью считается автомобиль, в котором были убиты в Сараево эрцгерцог Фердинанд с женой.

Потомки хотят отсудить сараевский автомобиль.

И вот 21 веке этот автомобиль снова попал в заголовки газет...



15 декабря 1910 года граф Харрах заказал у венской фирмы Gräf & Stift по производству автомобилей двойной шестиместный фаэтон типа 28/32 PS. Интересная деталь с современной точки зрения: у автомобиля было пять(!) педалей. Справа газ, потом две тормозные педали на кардан и на заднюю ось, сцепление и так называемый "Kracherl" (кто мне скажет, как может называться по-русски эта педаль у олдтаймера, когда в населенном пункте нельзя было открывать выхлопной клапан из-за производимого шума, поэтому и ехать быстро нельзя было?).

Граф заплатил за автомобиль 15.500 крон (ок.40.000 евро) плюс еще 3.000 крон за внутреннюю отделку салона.

1909. Граф Франц Харрах (1870-1937) с третьей женой Алисой (Alice Gräfin zu Hardegg auf Glatz und Machlande, 1879-1962):
Потомки хотят отсудить сараевский автомобиль.

Летом 1914 года граф Харрах предоставил этот автомобиль с номерным знаком "A-III-118" и мощностью 32 лошадиные силы в распоряжение эрцгерцога Франца Фердинанда для инспекционной поездки по Боснии.

В тот трагический день 28 июня 1914 года в Сараево в машину сели пять человек:

  • эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник кайзера Франца-Иосифа

  • герцогиня Софи Гогенберг, морганатическая супруга наследника

  • граф Франц Харрах, личный друг Франца Фердинанда, его адьютант и владелец машины

  • Оскар Потиорек, наместник в Боснии и Герцеговине

  • Леопольд Лойка, водитель


Граф Харрах ехал, стоя на подножке автомобиля, рядом  сидящим на левом заднем сиденье эрцгерцогом  - чтобы в случае опасности защитить его своим телом. Но волею судьбы выстрелы Гаврилы Принципа раздались с правой стороны....

Граф выжил, как и наместник с водителем, но много лет сильно страдал от пережитого и не мог себе простить, что не сумел спасти эрцгерцога. Франц Харрах умер в 1937 году, и еще при жизни стал свидетелем множества страшных событий, которые последовали за сараевским убийством.

Через несколько недель после покушения в Сараево автомобиль, на одометре которого навсегда застыла цифра 8596 км, был доставлен в Вену и помещен в Музей военной истории, где его можно видеть и сегодня.

Потомки хотят отсудить сараевский автомобиль.

Через 90 лет после событий в Сараево дочь графа Алисия (Alice Louise Marie Dreihann-Holenia) и внук Николай (Nikolaus Dreihann-Holenia) потребовали вернуть легендарный автомобиль семье. А когда музей отклонил их требование, подали в суд. Примечательно, что наследникам не нужна была компенсация, им нужен был сам автомобиль.

У суда не было сомнений, что на момент покушения автомобиль находился в собственности графа Харраха. Нет никаких доказательств, что граф Харрах продал или подарил автомобиль эрцгерцогу или кому-либо другому. Сохранилось только письмо графа Харраха, где он после завершения следственной экспертизы дал свое согласие для передачи автомобиля в распоряжение императора для дальнейшей экспозиции.

В 2003 году австрийский суд вынес решение, что автомобиль, являющийся самым знаменитым автомобилем 20-го века, принадлежит республике Австрия и его место в музее и больше нигде. Но насколько я знаю, в деле еще не поставлена последняя точка.

В 2014 году потомками графа Харраха на аукцион были вsставлены его письмо жене на четырех страницах с описанием происходящей трагедии и телеграмма графа из Сараево, что он с ним все в порядке. Стартовая сумма - 3000 евро.

список статей здесь.
Так как кол-во моих статей увеличивается, я скоро не смогу все их заносить в список на первой странице. Ввела новые тэги, чтобы в будущем легче было что-то находить. И постепенно буду дополнять старые статьи новыми тэгами.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На Камчатке военнослужащие Тихоокеанского флота празднуют 173-ю годовщину образования Войск и сил на северо-востоке России. Объединенное командование Войск и сил на Северо-востоке (ОКВС) входит в состав ТОФ и предназначено для обеспечения неприкосновенности сухопутного, морского и ...
Песни Ильи Резника - часть нашей страны, они никогда не забудутся. В них есть тема и смысл, и Надежда - в отличие от современных песен-однодневок. Илья! Видел Вас на сцене театра Комиссаржевской, Вы везде шедевральны. Спасибо Вам! С днем рождения все ваше семейство... Здоровья и новых ...
Микро-арт тягач "Пионер" Б (бронированный) №2 В отличие от "Пионера" Б1 https://shushpanzer-ru.livejournal.com/3139201.html посадка экипажа не лицом, а спиной друг к другу. Плюс в подвеску машины был добавлен 1 дополнительный каток, по сравнению с оригинальной, как на исходном ...
Сегодня был день друзей и уборки. Делала генеральную в квартире. Прям все вычистила, все вымыла, повыкидывала хламец, что поднакопился за последнее время. Пол помыла аж на два раза. Вручную. Последний раз вела себя так, когда была беременная )) ...
Обычно Музей отечественной военной истории ассоциируется с бронетанковой техникой. Да, различных образцов военной техники тут более полусотни, из них почти все в ходовом состоянии. Но музей богат и другими образцами отечественного вооружения. В их числе и винтовки системы Мосина. Это ...