Потеря крови


На фото — постоянная экспозиция Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Кто посмеет спросить с России За пропавших ее детей. Галина Яцковская
Плюшевый мишка сидит за стеклом. На шее у него красная «бабочка». Он смотрит на нас маленькими зоркими глазками, не помутневшими за почти сто лет его жизни. Он хорошо сохранился, его короткая желтая шерстка мягко сияет. И он смотрит строго и пристально, словно спрашивает нас, но нам ответить ему нечего.
Когда-то его обнимали руки русской девочки Елены. Девочку в 1943 году завалило в развалинах Берлина во время бомбежки, некоторое время она была жива, и родные через канализационную шахту слышали ее голос. Потом голос стих и больше не вернулся. Тогда мишку подарили другой русской девочке, Ирине, и с ней он прожил всю ее жизнь и был с ней во всех ее странствиях от Марокко через Вьетнам до Англии. А теперь он сидит за стеклом в Музее русского зарубежья на московской Таганке, потертый, с круглыми ушами, с ссадиной на лапе, и во взгляде его пуговок-глаз удивление маленького существа, оставшегося в одиночестве.
И он не понимает того, что с ним случилось. И мы тоже не
понимаем.
Словно сорванные ураганом с места, кувыркаясь в воздухе, теряя
шляпы и чемоданы, с развевающимися юбками, с переброшенными через
плечи галстуками, летят в беспорядке мужчины, женщины, дети, утюги,
стаканы, подстаканники, салфетки и книги с трепещущими страницами,
которые на лету перелистывает ветер.
Летят через головы, судорожно сжимая скрипки и прижимая к
сердцам портмоне с купюрами, которые больше не стоят ничего. На них
не купишь ни хлеба в Берлине, ни стакан воды в Париже. Но они этого
еще не знают, не поняли…
Это и есть эмиграция, та самая, первая, когда в страшной давке
ломились на корабли в Крыму, выпуская из рук чемоданы и баулы,
достававшиеся мародерам, специально лезшим в толпу, но не выпуская
маленьких слабых рук детей, которым предстояло всю жизнь знать, что
они русские — без России.
Жить без России — это горе? А может быть, счастье? Счастье
быть живым, счастье не попасть в подвал в Севастополе с сотнями
других несчастных, счастье не быть повешенным на фонарном столбе в
Феодосии, счастье не быть раздетым догола (люди не нужны, а вот
одежда нужна, ее еще будут носить, поэтому не надо дырявить ее
пулями и марать кровью) и расстрелянным в крымском ущелье из
пулемета, счастье не видеть, как в Ялте ходят по госпиталям и
убивают раненых. Счастье убежать от ужаса, который не кончится в
1921 году — долго будет длиться.
Уносили с собой погоны. Вот они, самодельные погоны времен Гражданской войны, погоны генерала Нагаева на серой байке, с вышитыми вручную звездочками, которые похожи не на звездочки, а на паучков, а вот другие, офицерские, к которым за неимением звездочек прикололи латунные заклепки.
А что генерал Нагаев? Стал монахом.
А что писатель Шмелёв? Вот его очки. Невозможно отвести от них
взгляд, они приковывают к себе, парализуют, не дают уйти. Круглые,
хрупкие, как им удалось пережить такое долгое время? Смотришь на
очки, видишь слезы, стекающие по морщинам на лице Ивана Шмелёва,
слезы отца, сына которого, молодого офицера, расстреляли в Крыму,
слезы писателя, в голоде и холоде, в ужасе и отчаянии пишущего свою
страшную книгу «Солнце мертвых».
Как писать в холоде, когда руки мерзнут? А вот как — это
митенки Шмелёва, толстые, серые, истертые, со свалявшимся
мехом.
И вот его большой коричневый портфель, нелепый и неуклюжий на наш
современный взгляд, добрый старик-портфель, помнящий, как в Париже
носил в себе рукопись «Лета Господня».
Всё летит, поднятое безжалостным ветром, включая хрустальную
подвеску, сорвавшуюся с люстры в Зимнем дворце в тот момент, когда
грянул выстрел «Авроры».
Или это только легенда? Но безвестный юнкер поднял подвеску с
паркета, сунул в карман шинели и пронес через холодные поезда с
выбитыми стеклами, через тифозные бараки, через расплывающийся снег
в кубанской степи, в котором, прижатые огнем к земле, слыша пение
пуль, лицами вниз, лежат голодные, измученные, мокрые до белья
офицеры, в то время как их командир расхаживает над ними и просит:
«Вставайте, господа! Пойдемте, господа!» Побывала в эмиграции эта
подвеска, прожила там десятилетия и вернулась в Россию, но разве
это возвращение? разве в таком возвращении есть смысл и свет?
Некуда возвращаться, ибо России нет, ее нет снова и опять,
она аннигилировалась в терроре, в лубянских застенках, в лагерях
ГУЛАГа, в судах над диссидентами, она истощила себя в войнах и
потеряла ум и разум в бесконечных кровопусканиях.
Выброшенные из России — никто точно не знает, сколько их, миллионы
в волнах эмиграции, сменяющих одна другую, первая, вторая, третья,
четвертая или это уже пятая? — эти люди рассеивались по лицу Земли
и искали пристанище, хлеб и работу. Анатолий Марков в 1920-м
эвакуировался из Новороссийска в Египет, поступил в полицию, стал
полицейским комиссаром в Александрии, потом крупным полицейским
чином. Константин Гаврилов в том же 1920-м перешел эстонскую
границу и уехал в Аргентину, чтобы стать профессором зоологии
Тукуманского университета. Подполковник Сейфуллин очутился в
Сиднее. Педагог и психолог Елена Антипова стала бразильянкой «Доной
Эленой».
В пятидесятые на острове Тубабао на Филиппинах в лагере
беженцев жили пять тысяч русских, бежавших из коммунистического
Китая — до этого они бежали в Китай из коммунистической России.
Безымянные русские офицеры очутились в Парагвае, чтобы принять
участие в парагвайско-боливийской войне, в которой они видели
продолжение своего неоконченного дела, ибо на стороне боливийцев
воевали немецкие офицеры во главе с генералом Кундтом. В предыдущий
раз они встречались с ним на фронте Первой мировой.
Это похоже на бред — русские и немцы, убивающие друг друга на парагвайско-боливийской войне за обладание нефтью, наличие которой не доказано.
Бред и есть.
Да, сгущается и не оставляет нас настойчивое ощущение бреда всей
этой истории. Здравый смысл говорит, что нужно сохранять людей, их
ум, их труд и талант, чтобы они оставались в стране и усердно,
десятилетие за десятилетием, создавали ее, а злой, воспаленный бред
велит выгонять их с чемоданами и без, а если с чемоданами, то чтобы
в них непременно было не больше двух пар кальсон — на таможне
проверят! И проверяли — у профессоров «философского парохода».
Здравый смысл велит накапливать добро в стране, а бред выпихивает
добро с холодным прищуром в глазах, сапогом под зад. И летит
выбитый из страны человек, кувыркаясь по временам и странам, летит
по всей Европе, а иногда и до Парагвая и Чили, чтобы там вспоминать
Россию как давний сон и хранить длинные, до локтя, перчатки
бабушки, в которых она в незапамятном году танцевала на первом
своем балу в снежном Санкт-Петербурге. Бред в штыке, который
министерство обороны Парагвая при содействии посла России в
Парагвае передает музею в Москве, и бред в вазе, которую на первый
взгляд принимаешь за новодел в древнегреческом стиле, пока не
поймешь, что она украшена не сценами с греческими героями и
атлетами, а сценами из жизни ГУЛАГа, на которых узники в тельниках
и чунях тащат бревно.
Все эти люди — огромные потоки людей, истекавшие из России на
Запад и Восток, уходившие в Эстонию, уезжавшие в Шанхай, бежавшие в
Прагу, добиравшиеся до Парижа, переплывавшие через океан в Америку,
— разве они не нужны были здесь, в России?
Разве не нужны были профессора Лосский и Ясинский, вся вина
которых была только в том, что они думали иначе, чем Ленин и его
полуграмотный Сталин, разве вообще можно выгонять из страны за
мысли? Из России — можно. Разве не нужны были здесь инженер
Сикорский, создавший для Америки вертолеты, и инженер Северский,
построивший в Америке основной истребитель американских ВВС во
Второй мировой войне R-47 Тандерболт? Все они были нужны, и
создатель балетов Лифарь, и создатель магнитофона Ampex Понятов, и
Алданов со своими романами, и Шагал со своими летающими коровами и
скрипачами на крышах, и Рахманинов со своим Вторым концертом для
фортепьяно, и Ольга Глебова -Судейкина со своими фарфоровыми
куколками, и те бесчисленные, многочисленные, не вошедшие именами в
историю, что основывали компании в Америке, и благотворительные
общества в Австралии, и работали на французских автомобильных
заводах, и добывали алмазы на копях в Африке — но их выкинули из
страны и на десятилетия объявили предателями и велели о них
забыть.
А потом им разрешили вернуться — правда, их уже давно нет в
живых; за стеклом в музее стоят их туфли и лежат авторучки, ордена
и шпоры. Этих разрешили вернуть, но зато теперь исторгают других —
тех, что стояли в бесконечных очередях на пропускном пункте
Верхнего Ларса,
тех, что, бежав в Казахстан, впятером снимали одну комнату и искали
работу на стройке, тех, кто, счастливо изъясняясь на языке C++,
может не беспокоиться о будущем. Ну ничего, пройдет сто лет, и в
расширившийся московский музей вернут и этих, нынешних, — их дети
передадут сюда их паспорта с шенгенскими визами и заблокированные
кредитные карточки, а их внуки передадут ноутбуки, на которых они
писали программный код для корпораций Google и Oracle.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|
</> |