Поступок порождает привычку или статья о трудных подростках
nati_flame — 14.12.2010 Л. Выготский рассматривал личность ребенка в ее развитии.Он первый показал, что наличие дефектов, врожденных или приобретенных, создает своеобразную психологическую ситуацию для личности, усложняя ее взаимоотношения с окружающими. Ученый обращал внимание на то, что необходимо идти путем изучения реальности, путем выделения и описания типов трудновоспитуемых детей на основе изучения форм и механизмов детского развития.
Он старается не только раскрыть внутреннюю логику возрастных особенностей, но и объяснить связь психического развития ребенка с воздействиями окружающей среды. Разрабатывая схему возрастной периодизации, педагог ввел в психологию понятие критического возраста. Критический возраст является переломным, поворотным пунктом в развитии и определяет переход от одного возрастного этапа к другому. Л. Выготский считал, что критические периоды в жизни ребенка, которые он называл "кризисами", определенные внутренней логикой самого развития. Трудновоспитываемость может быть преодолена, если воспитатель учитывает особенности развития и своевременно меняет систему педагогического воздействия. В этом случае кризисные явления не наблюдаются. Следовательно, от умелой организации воспитательной работы с детьми зависит оптимальное развитие их личности. Проблема трудностей при воспитании детей, по мнению ученого, не может быть решена, пока не будет показано, каким путем, с помощью которых психо-педагогических механизмов, конкретные условия среды привели подростка к негативным поступкам.
Если негативное поведение остается без соответствующего реагирования со стороны взрослых, то подросток имеет "возможность" получать опыт негативного поведения, повторяя многократно те или иные проступки. В этом случае можно говорить о том, что "поступок порождает привычку". Привычка угрожает перейти в характер. Отклонения, которые проявляются в поведении, носят не разовый, не случайный характер, они возникли в результате педагогических упущений и социальных отклонений, продолжаются и постепенно превращают ребенка в трудного подростка, объект, который не поддается педагогическому воздействию.