Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,
li_ga2014 — 11.01.2022В залах палаццо Питти представлено около 80
икон,
собранных Медичи в XVIII–XIX веках
Вид экспозиции.
Постоянная экспозиция «Музей русских икон» открылась в палаццо
Питти (Галерея Уффици, Флоренция) 2 января. В залах знаменитого
дворца демонстрируется 78 икон, собранных представителями династии
Медичи и ее преемниками из Лотарингского дома в XVIII–XIX веках.
Это собрание, как говорят в музее, является хронологически самой
ранней коллекцией русской, украинской и белорусской иконописи за
пределами России.
Среди важнейших работ в сборнике указываем икону с изображением
Божией Матери и два панно, составляющие Менологию, календарь
православных религиозных праздников, разделенный на семестр, с
сентября по февраль d с марта по январь: каждая икона состоит из 20
горизонтальных рядов со священными сценами и фигурами святых,
каждый из которых обозначен надписью
Экспонаты разместили на первом этаже, в четырех только что
отреставрированных больших залах с фресками XVII века, обращенных
во внутренний двор. Этикетаж, как отдельно подчеркивается в
пресс-релизе, выполнен не только на итальянском и английском, но и
«на кириллице». Эта анфилада залов прежде не принимала туристов на
регулярной основе. Также в палаццо Питти отреставрировали и открыли
для посещения Палатинскую капеллу с фресками XIX века Луиджи
Адемолло.
и фестивали литургического года, согласно к порядку православного календаря.
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт по этому поводу заявил: «Открытие Музея русских икон, совпавшее с открытием Палатинской капеллы, вернувшей свое великолепие благодаря искусному освещению, — это большой шаг к тому, чтобы сделать доступными для публики все украшенные фресками залы на первом этаже палаццо Питти. До сих пор эти прекрасные интерьеры (ранее — жилые комнаты тосканских герцогов), к сожалению, использовались в основном в качестве служебных помещений. Близость залов русских икон к Палатинской капелле становится метафорой конфессионального моста между православными и католиками, напоминающей об общих духовных корнях и культурном обмене между Италией и Россией, имевшем место на протяжении веков и сохраняющемся до сих пор».
Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Собрание русских икон Уффици состоит из памятников конца XVI —
середины XVIII века. Древнейшие экземпляры принадлежали герцогам из
семьи Медичи и использовались как предметы культа. Они упоминаются
уже в середине XVII столетия в описях обстановки Часовни реликвий в
палаццо Питти. Самая большая группа икон прибыла во Флоренцию в
период правления представителя новой династии — Франческо II
Лотарингского (в будущем — императора Франца I Стефана), великого
герцога Тосканского с 1737 года. Сохранилась их опись 1761 года,
что делает это собрание русских икон наиболее ранним среди
иностранных. Непродолжительное время в конце XVIII века эта
коллекция иконописи демонстрировалась в Уффици, что было связано с
возникшим тогда интересом к византийской живописи и христианским
древностям. Однако в 1796 году многие из икон были сняты с
экспозиции и отправлены в основном на виллу Медичи в Кастелло, где
находились до начала ХХ века. В последние годы предпринимались
попытки снова включить коллекцию в маршруты городских музеев —
сначала в палаццо Питти, затем в Галерее Академии, но долгое время
они оставались безуспешными.
Куратор отдела русских икон Уффици Даниела Паренти, довольная
открытием экспозиции, считает, что возвращение русских икон в
палаццо Питти приближает нас к пониманию того, насколько обширными
были коллекционерские интересы тосканских герцогов.
Богородица Тихвинская
Древнейшие русские иконы из собрания
Уффици созданы в XVI–XVII веках и восходят к изографам Оружейной
палаты Московского Кремля. Многие иконы начала XVIII столетия
следуют образцам московской школы, но, скорее всего, были
изготовлены в провинциальных мастерских Центральной России.
Несколько образов, вероятно, происходят из Костромы и Ярославля. «В
основном это доски среднего и малого размера, предназначенные для
использования дома и в поездках», — сообщает музей.
Среди наиболее ценных икон упоминаются
двухчастный Менологий 1730–1750-х годов и образ святой Екатерины в
окладе, датируемый 1693–1694 годами и относящийся к мастерской
Оружейной палаты (автор предположительно Кирилл Уланов). Богоматерь
Тихвинская имеет подпись Василия Грязнова и дату — 1728 год.
Древнейшие иконы в коллекции, из числа хранившихся в часовне
палаццо Питти в 1639 году при Фердинанде II Медичи и его супруге
Виттории делла Ровере, — «О Тебе радуется» (1575–1600, Москва) и
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1590–1610, Москва).
выставка, названная La Luce del Sacro: Icone russe a Palazzo Pitti,
также доступна на сайте Галереи
Уффици