Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

топ 100 блогов li_ga201411.01.2022

В  залах палаццо Питти представлено около 80 икон,
собранных Медичи в XVIII–XIX веках

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Вид экспозиции.
Фото: Gallerie degli Uffizi



Постоянная экспозиция «Музей русских икон» открылась в палаццо Питти (Галерея Уффици, Флоренция) 2 января. В залах знаменитого дворца демонстрируется 78 икон, собранных представителями династии Медичи и ее преемниками из Лотарингского дома в XVIII–XIX веках. Это собрание, как говорят в музее, является хронологически самой ранней коллекцией русской, украинской и белорусской иконописи за пределами России.
Среди важнейших работ в сборнике указываем икону с изображением Божией Матери и два панно, составляющие Менологию, календарь православных религиозных праздников, разделенный на семестр, с сентября по февраль d с марта по январь: каждая икона состоит из 20 горизонтальных рядов со священными сценами и фигурами святых, каждый из которых обозначен надписью

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Экспонаты разместили на первом этаже, в четырех только что отреставрированных больших залах с фресками XVII века, обращенных во внутренний двор. Этикетаж, как отдельно подчеркивается в пресс-релизе, выполнен не только на итальянском и английском, но и «на кириллице». Эта анфилада залов прежде не принимала туристов на регулярной основе. Также в палаццо Питти отреставрировали и открыли для посещения Палатинскую капеллу с фресками XIX века Луиджи Адемолло.

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

это Менолог, икона с изображением Святых
и фестивали литургического года, согласно к  порядку православного календаря.

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Икона «Воскресение. Сошествие во ад» и икона Христа Спасителя.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт по этому поводу заявил: «Открытие Музея русских икон, совпавшее с открытием Палатинской капеллы, вернувшей свое великолепие благодаря искусному освещению, — это большой шаг к тому, чтобы сделать доступными для публики все украшенные фресками залы на первом этаже палаццо Питти. До сих пор эти прекрасные интерьеры (ранее — жилые комнаты тосканских герцогов), к сожалению, использовались в основном в качестве служебных помещений. Близость залов русских икон к Палатинской капелле становится метафорой конфессионального моста между православными и католиками, напоминающей об общих духовных корнях и культурном обмене между Италией и Россией, имевшем место на протяжении веков и сохраняющемся до сих пор».


Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

Фото: Gallerie degli Uffizi



Собрание русских икон Уффици состоит из памятников конца XVI — середины XVIII века. Древнейшие экземпляры принадлежали герцогам из семьи Медичи и использовались как предметы культа. Они упоминаются уже в середине XVII столетия в описях обстановки Часовни реликвий в палаццо Питти. Самая большая группа икон прибыла во Флоренцию в период правления представителя новой династии — Франческо II Лотарингского (в будущем — императора Франца I Стефана), великого герцога Тосканского с 1737 года. Сохранилась их опись 1761 года, что делает это собрание русских икон наиболее ранним среди иностранных. Непродолжительное время в конце XVIII века эта коллекция иконописи демонстрировалась в Уффици, что было связано с возникшим тогда интересом к византийской живописи и христианским древностям. Однако в 1796 году многие из икон были сняты с экспозиции и отправлены в основном на виллу Медичи в Кастелло, где находились до начала ХХ века. В последние годы предпринимались попытки снова включить коллекцию в маршруты городских музеев — сначала в палаццо Питти, затем в Галерее Академии, но долгое время они оставались безуспешными.


Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Куратор отдела русских икон Уффици Даниела Паренти, довольная открытием экспозиции, считает, что возвращение русских икон в палаццо Питти приближает нас к пониманию того, насколько обширными были коллекционерские интересы тосканских герцогов.

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,


Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,


Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Богородица Тихвинская

Древнейшие русские иконы из собрания Уффици созданы в XVI–XVII веках и восходят к изографам Оружейной палаты Московского Кремля. Многие иконы начала XVIII столетия следуют образцам московской школы, но, скорее всего, были изготовлены в провинциальных мастерских Центральной России. Несколько образов, вероятно, происходят из Костромы и Ярославля. «В основном это доски среднего и малого размера, предназначенные для использования дома и в поездках», — сообщает музей.

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Среди наиболее ценных икон упоминаются двухчастный Менологий 1730–1750-х годов и образ святой Екатерины в окладе, датируемый 1693–1694 годами и относящийся к мастерской Оружейной палаты (автор предположительно Кирилл Уланов). Богоматерь Тихвинская имеет подпись Василия Грязнова и дату — 1728 год. Древнейшие иконы в коллекции, из числа хранившихся в часовне палаццо Питти в 1639 году при Фердинанде II Медичи и его супруге Виттории делла Ровере, — «О Тебе радуется» (1575–1600, Москва) и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1590–1610, Москва).

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,


выставка, названная La Luce del Sacro: Icone russe a Palazzo Pitti, также доступна на сайте Галереи Уффици

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» в палаццо Питти (Галерея Уффици,



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Надеюсь, никто не станет со мной спорить, что сформировать в нашем сознании смирение с тем, что Сирия падет выгодно Западу . Так вот. Хочу (...) ответственно заявить, что их агенты активно пытаются продвигать подобные настроения, как через блоги, ...
Судя по выступающим на телевидении политических экспертах, при поступлении на работу они должны ответить только на один вопрос. Вот он.  Автомат Калашникова это: 1 Оружие.  2 Столица.   3 Путин.  И работать они не будут только в том случае, если выберут не первый ...
На видео к посту сбор еды для голодающих американцев. Говорят на немецком, так как ролик рассчитан на Германию. Текст примерно следующий: Она живет с ограниченным доступом к полноценной пище. Её плохое питание может привести к диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и ...
Здравствуйте уважаемые. Прочитал тут (и с большим удовольствием) воспоминания Великого князя Александра Михайловича (Сандро). Шикарная биография, которая сподвигла меня на создание нескольких постов, с которыми вы вскоре ознакомитесь :-)) А пока та часть книги, мимо которой я никак не мог ...
Сегодня вышла PDF-версия «Той самой «Новой газеты» , посвященная Евгению Пригожину и его проектам. Кому интересно - можно скачать и распечатать. Оставлю здесь ссылку и на «Живой гвоздь» , в котором поговорили про спецвыпуск «Той самой «Новой газеты» и про Пригожина. Опять ...