Постмодернизм – это взгляд мента
humanitor — 28.06.2010Как у всех добрых людей, у Архангельского есть свой потолок, и в сегодняшем выпуске программы “Тем временем” на “Культуре” он был достигнут. Взялись за сложное, заведомо посчитав простым – а в итоге пшик. Казалось, видимо, что тема – “постмодернизм” – настолько банальна, что собери хоть кого, и дискуссия состоится. Вдруг выяснилось, что люди не понимают друг друга. Догадливый Поляков, например, считал, что постмодернизм – это такой коварный, практиковавшийся в 90-е гг., способ оставлять конкурентов без литпремий. Записной постмодернист Ерофеев сдал позицию уже тем, что пытался убедить всех, будто ПМ – это нечто из области рассуждений о свободе художника, борьбе с идеологиями и большими нарративами. Это даже хуже, чем невежество. Самая большая ложь о ПМ – утверждать, будто он – вопрос выбора, стилистический инструмент, которым “художник” может пользоваться или нет по своему усмотрению. Не приведи, конечно, судьба, но если Ерофеева все же осудят, то в этом судебном процессе постмодернизм не будет его виной, как ему кажется: постмодернизм будет его судьей.
Один Гельевич всерьез бился за неотвратимость ПМ – но ему ведь и положено по социальному происхождению. Сын генерала разведки, проф. соцфака МГУ, нацист Дугин – он все карты не раскрывал, энигматично ссылаясь на Бодрийяра. Мол, ПМ у нас здесь повсюду, но, если что, ответственность – их, французская болезнь. Разведчик по крови своих не выдаст. Продолжайте себе думать и дальше уважаемые театроведы и теоретики искусства, что последнее слово по постмодернизму было сказано по-французски и значило типа “свобода”.
ПМ – это инструмент власти, средство подавления. ПМ – это взгляд рядового коррумпированного мента, в котором невозможно усмотреть ни высоких идеалов, ни признаков чести мундира, ни просто совести, ни почтения к истории, ни заботы о будущем, ни тем более самого малейшего большого нарратива. Вы хотите угадать, что он с вами сделает, просчитываете варианты, а он – свободный художник – творит ситуацию произвольно, по вдохновению. Может и хотелось бы, словно загнанному в угол недобитому лузеру эпохи Модерна, воззвать к истине, долгу, доброму, вечному – однако все это давно умерло с точки зрения плотоядно взирающей на нас власти, а потому – абма, “пост”, серая зона неразличимости. Модернистские основания бесполезны.
Запись на сайте humanitor.phronesis.ru.
|
</> |